Критерии и нормы оценивания предметных результатов обучающихся НОО.pdf

Методические рекомендации оценивания предметных результатов обучающихся
по отдельным предметам на уровне начального общего образования
Настоящие критерии оценивания разработаны в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования; Санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10; Методическими
письмами Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.1998 г.
№ 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (нормы оценок) и
Министерства образования РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в
первом классе четырехлетней начальной школы».
Оценка образовательных результатов обучающихся в начальной школе – одна из важных
задач педагогической деятельности учителя. Система контроля и оценки позволяет
установить степень достижения планируемых результатов начального образования –
сформированность предметных и метапредметных умений младшего школьника.
В начальной школе проводится текущий, тематический, итоговый контроль, промежуточная
аттестация обучающихся (2-4 классы). Особое место занимает входная диагностика (2-4 классы)
и итоговая комплексная контрольная работа (ИККР, 1-4 классы), которая выполняет важную
функцию при формировании портфолио выпускника. Портфолио достижений ученика
начальных классов является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых
результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и
играет важную роль при переходе ребенка в 5-й класс.
Текущее оценивание (устное, письменное, комбинированное) в начальной школе проводится
с целью постоянного контроля за успешностью обучения, своевременного обнаружения
пробелов в знаниях отдельных учеников, устранения этих пробелов, предупреждения
неуспеваемости обучающихся. Текущее оценивание в начальной школе может проводиться в
форме устных опросов, чтения текста или стихотворения наизусть, беседы по содержанию
прочитанного, словарного и математического диктанта, списывания, текущих, практических,
проверочных, самостоятельных работ, диктантов и др.
Тематический контроль – различные виды контрольных и проверочных работ (письменных
и устных), которые проводятся в учебное время и предназначены для оценивания уровня и
качества освоения учеником всего комплекса учебных задач по изученному разделу или
теме. Форму тематического контроля определяет учитель с учѐтом контингента обучающихся,
содержания учебного материала, календарно-тематического планирования и используемых им
образовательных технологий.
С целью объективности оценивания работ и предупреждения завышения (занижения) отметок
обучающихся, учителю рекомендовано подбирать задания, которые будут соответствовать
формированию предметных результатов освоения программы по предмету («обучающийся
научится»), а задания повышенной сложности - соответствовать понятию «обучающийся
получит возможность научиться».
При планировании проверочных и итоговых работ следует учитывать учебно-методический
комплект.
В один учебный день в классе проводится одна письменная контрольная работа, а в течение
недели – не более двух. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день
четверти, первый день после каникул, первый и последний дни учебной недели.
Входная работа (диагностика) проводится в начале сентября с 1-го класса. Она позволяет
определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения. Результаты
входной работы фиксируются учителем в диагностической карте, со 2-го класса - в классном
журнале фиксируется только положительная балльная отметка. Материалы стартовых
диагностик включаются в состав портфолио обучающегося и учитываются при написании
характеристики выпускника начальной школы.
1

С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе
вводится четырехбальная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка "очень
плохо" (отметка "1"). Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом
«Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой
«удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний,
изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и
«отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».
Итоговый контроль.
Итоговые годовые контрольные работы проводятся по математике и русскому языку в конце
апреля –1 класс, май 2-4 класс и включают требования ключевых тем учебного периода.
Результаты проверки фиксируются учителем в классном журнале и учитываются при
выставлении отметки за год. В конце каждого года обучения проводится итоговая комплексная
контрольная работа
Критерии цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше
удовлетворительного:
 отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу;
 не более одного недочета;
 логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного:
 использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса;
 самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения;
 наличие 2-3 ошибок или 4—6 недочетов по текущему учебному материалу;
 не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу;
 незначительные нарушения логики изложения материала;
 использование нерациональных приемов решения учебной задачи;
 отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения
требований, предъявляемых к конкретной работе:
 не более 4—6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу;
 не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу;
 отдельные нарушения логики изложения материала;
 неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного:
 наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу;
 более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу;
 нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие
аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Возможно снижение отметки «за общее впечатление от работы», если:
 в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений;
 работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс,
неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка - это краткая характеристика результатов учебного труда школьников.
Она позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности,
проанализировать его возможности и прилежание.
Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника,
четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу
2

работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы
устранения недочетов и ошибок.
ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ
РУССКИЙ ЯЗЫК
Контроль за уровнем учебных достижений учащихся по русскому языку проводится в форме
различных письменных работ: диктантов, контрольных списываний, словарных диктантов,
грамматических заданий, изложений, сочинений, тестовых заданий.
Критерии оценки орфографических и пунктуационных умений (диктант)
Отметка «5» – нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с
требованиями каллиграфии (возможно одно исправление графического характера).
Отметка «4» – допущено 1 - 2 орфографические ошибки; работа выполнена чисто, но есть
небольшие отклонения от каллиграфических норм.
Отметка «3» – допущено 3 - 5 орфографических ошибок, работа написана небрежно.
Отметка «2» – допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:


нарушение правил орфографии при написании слов;



пропуск и искажение букв в словах;



замену слов;



отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;

неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (изучаются в каждом
классе).


За ошибку не считаются:


ошибки на разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались ранее;


единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего
предложения написано с заглавной буквы;


единичный случай замены одного слова без искажения смысла;

неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно
и то же правило.


За одну ошибку в диктанте считаются:


два исправления;



две пунктуационные ошибки;



повторение ошибок в одном и том же слове;



2 негрубые ошибки.

Негрубыми ошибками считаются следующие:


повторение одной и той же буквы в слове;
3



недописанное слово;



перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;



дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Грамматическое задание
Для проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения
производить простейший языковой анализ слов и предложений проводится выполнение
грамматических заданий. Задания данного вида могут проводиться отдельно от контрольного
диктанта и контрольного списывания или проводиться после диктанта (не более 4 видов
грамматических разборов). В таком случае выставляются 2 отметки: за диктант и задание по
отдельности.
Отметка «5» - выполнено без ошибок.
Отметка «4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
Отметка «3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
Отметка «2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Словарный диктант
Отметка «5» - выполнено без ошибок и исправлений.
Отметка «4» - допущена 1- 2 ошибки или 1 ошибка и 1-2 исправления.
Отметка «3» - допущены 2- 3 ошибки и 1 исправление.
Отметка «2» - допущено 4 и более ошибок.
Контрольное списывание
Контрольное списывание – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных
правил, сформированности умений и навыков.
Отметка «5» - выполнено без ошибок и исправлений.
Отметка «4» - допущены 1-2 исправления или 1 ошибка.
Отметка «3» - допущены 3-5 исправлений или 2 - 3 ошибки.
Отметка «2» - допущено 6 и более исправлений или 4 и более ошибок.
Изложение, сочинение
Для проверки формирования навыка письменной речи, умения понимать и передавать основное
содержание текста проводятся изложения и сочинения.
Основными критериями оценки изложений и сочинений является полное, последовательное
воспроизведение содержания авторского текста или составление собственного, правильное
употребление слов и построение предложений, орфографическая грамотность. Для изложений
предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Количество слов
в текстах на 15-20 больше, чем в диктанте.
Сочинения и изложения в начальной школе носят обучающий характер, поэтому отрицательная
оценка не выставляется и в классный журнал не заносится. Рекомендуется оценивать изложение
одной отметкой –только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на
начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети
сосредоточили все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении.
4

Контрольное изложение и контрольное сочинение оценивается двумя отметками: за содержание
и грамотность (5/4).
При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного
содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при
передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.
Отметка «5» ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:


правильное и последовательное воспроизведение авторского текста;



логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок;

богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой
неточности);


б) грамотность:


нет орфографических и пунктуационных ошибок;



допускается 1 -2 исправления.

Отметка «4» ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются
незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;



имеются отдельные фактические и речевые неточности;



допускается не более 3 речевых недочетов, недочетов в содержании и построении текста.

б) грамотность:


1-2 орфографические и 1- 2 пунктуационные ошибки, 1-2 исправления.

Отметка «3» ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:


допущены некоторые отступления от авторского текста;

допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3
предложений;



беден словарь;



имеются речевые неточности;

есть недочѐты в построении и употреблении слов (допускается не более 5 речевых недочетов в
содержании и построении текста);


б) грамотность:


3 – 5 орфографических ошибок и 3 пунктуационные ошибки, 1–2 исправления.

Отметка «2» ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
5



работа не соответствует теме;



имеются значительные отступления от авторской темы;



много фактических неточностей;



нарушена последовательность изложения мыслей;



во всех частях работы отсутствует связь между ними;



словарь беден;



более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста;

б) грамотность:


более 5 орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок, 3–5 исправлений.
Тесты

Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня
сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
«5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» – верно выполнено 3/4 заданий.
«3» – верно выполнено 1/2 заданий.
«2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.
Оценка устных ответов
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, умений и навыков
учащихся по русскому языку. При оценке ответа ученика учитываются: полнота и правильность
ответа, степень осознанности, понимания изученного, речевое оформление ответа. Ответ ученика
должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную
тему, показывать его умение применять определения и правила.
Отметка «5»
Ученик обстоятельно, с достаточной полнотой излагает текущий материал, дает правильные
определения языковых понятий; обнаруживает полное понимание материала, может обосновать
свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по
учебнику, но и составленные самостоятельно; излагает материал последовательно и правильно с
точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4»
Ответ отвечает тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускаются единичные ошибки,
которые ученик сам же исправляет после замечаний учителя, и единичные погрешности
в последовательности и языке изложения, некоторые неточности в формулировке правил.
Отметка «3»
Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: излагает
материал недостаточно полно и допускает неточности в определении понятий или формулировке
правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои
примеры; излагает материал недостаточно последовательно и допускает ошибки в языковом
оформлении изложения.
6

Отметка «2»
Ученик: обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного
материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл,
беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки
в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению
последующим материалом.
Положительная отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ
(когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за
рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов на уроке.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
выдвигает ряд требований к освоению основных образовательных программ начального общего
образования в части планируемых результатов обучения младших школьников по предмету.
Предметными результатами обучения являются формирование необходимого уровня
читательской компетентности, овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и
прослушанного произведения, умение анализировать произведение, составлять небольшие
собственные высказывания, устно передавать содержание текста по плану, характеризовать
героев и давать оценку их поступкам, уметь читать наизусть стихотворения, выступать с
небольшими творческими сообщениями.
Оценивание навыка чтения
Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию
незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово
«средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). При
проверке учащиеся читают текст вслух.
Критерии оценки чтения младшего школьника:


способ чтения;

 правильность чтения, чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного
произношения;
 скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему
осознать текст;


выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность
школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и
особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал
сказки, стихи о природе и т.п.).
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
 искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов,
слов);


неправильная постановка ударений (более двух);
7

чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при
чтении вслух;




неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;



неумение выделить основную мысль прочитанного;

 неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного
содержания прочитанного;


нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;



монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:


не более двух неправильных ударений;

отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении
вслух;




осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;



неточности при формулировке основной мысли произведения;

нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность
при передаче характера персонажа.


Чтение наизусть
Отметка «5» – твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Отметка «4» – знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов,
самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Отметка «3» – читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Отметка «2» – нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
 правильная

постановка логического ударения;

 соблюдение пауз;
 правильный

выбор темпа;

 соблюдение нужной
 безошибочное

интонации;

чтение.

Отметка «5» – выполнены правильно все требования.
Отметка «4» – не соблюдены 1–2 требования.
Отметка «3» – допущены ошибки по 3 требованиям.
Отметка «2» – допущены ошибки более чем по 3 требованиям.
Чтение по ролям
8

Требования к чтению по ролям:


своевременно начинать читать свои слова;



подбирать правильную интонацию;



читать безошибочно;



читать выразительно.

Отметка «5» – выполнены все требования.
Отметка «4» – допущены ошибки по 1 какому-то требованию.
Отметка «3» – допущены ошибки по 2 требованиям.
Отметка «2» – допущены ошибки по 3 требованиям.
Пересказ
Отметка «5» – пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не
упуская главного (подробно, кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет
подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Отметка «4» – допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.
Отметка «3» – пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет
последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Отметка «2» – не может передать содержание прочитанного.
МАТЕМАТИКА
Оценивание устных ответов
В основу оценивания устного ответа обучающихся положены следующие показатели:
правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Отметка «5» ставится в случае, если обучающийся:


полно раскрыл содержание материала в объѐме, предусмотренном программой;

 изложил материал грамотным языком в определѐнной логической последовательности, точно
используя математическую терминологию и символику;


правильно выполнил рисунки, чертежи, в соответствии с ответом;



показал умение применять изученные правила при выполнении практического задания;



отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя;

допускал одну - две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые ученик
легко исправил по замечанию учителя.


Отметка «4» ставится, если ответы в основном соответствуют требованиям на оценку «5», но
при этом имеется один из недостатков:
при ответе есть некоторые неточности, которые не искажают математическое содержание
ответа;


допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по
замечанию учителя;


9

допущены ошибка или более двух недочѐтов при освещении второстепенных вопросов, легко
исправленные по замечанию учителя.


Отметка «3» ставится в случае, если обучающийся:
• неполно или непоследовательно раскрыл содержание материала, но показал общее понимание
вопроса и продемонстрировал умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного
материала;
• затруднялся или допускал ошибки в определении понятий, использовании математической
терминологии, рисунках или чертежах, но исправлял их после нескольких наводящих
вопросов учителя;
• не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического
задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме.
Отметка «2» ставится в случае, если обучающийся:
•
•
•

не раскрыл основное содержание учебного материала;
продемонстрировал незнание или непонимание большей или наиболее важной части
учебного материала, не мог ответить на вопросы по изученному материалу;
допустил ошибки в определении понятий при использовании математической терминологии,
в рисунках, чертежах, которые не исправлены после наводящих вопросов учителя.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
 неправильный

ответ на поставленный вопрос;

 неумение ответить на
 при

поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;

правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.

Недочеты:
 неточный

или неполный ответ на поставленный вопрос;

 неумение самостоятельно
 неумение точно
 медленный

школьника;

или полно обосновать ответ;

сформулировать ответ решенной задачи;

темп выполнения задания, не являющейся индивидуальной особенностью

 неправильное произношение математических терминов.

ОЦЕНИВАНИЕ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
В основе оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем
выполненного задания.
Работа, состоящая из примеров
«5» – работа выполнена без ошибок;
«4» –1 грубая и 1–2 негрубые ошибки;
«3» – 2–3 грубые и 1–2 негрубые ошибки или 3 и более негрубые ошибки;
«2» –более 4 грубых ошибок.
10

Работа, состоящая из задач
«5» – без ошибок;
«4» – 1–2 негрубых ошибки;
«3» – 1 грубая и 3–4 негрубые ошибки;
«2» – 2 и более грубых ошибки.
Математический диктант
«5» – без ошибок;
«4» – 1–2 ошибки;
«3» – 3–4 ошибки;
«2» – 5 и более ошибок.
Комбинированная работа (1 задача, примеры и задание другого вида)
Отметка «5» ставится:


вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.

Отметка «4» ставится:


допущены 1-2 вычислительные ошибки.

Отметка «3» ставится:
допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных
заданий или допущены 3-4 вычислительные ошибки.


Отметка «2» ставится:


при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок;



допущены ошибки в ходе решения задачи и вычислительные ошибки.
Комбинированная работа (2 задачи и примеры)

Отметка «5» ставится: вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
Отметка «4» ставится: допущены 1-2 вычислительные ошибки.
Отметка «3» ставится: допущены ошибки в ходе решения одной из задач или допущены 3-4
вычислительные ошибки.
Отметка «2» ставится: допущены ошибки в ходе решения 2-х задач или допущена ошибка в ходе
решения одной задачи и 4 вычислительные ошибки.
Тест
Отметка «5» ставится 91- 100% правильно выполненных заданий.
Отметка «4» ставится от 70-90% правильно выполненных заданий.
Отметка «3» ставится от 51 - 69% правильно выполненных заданий.
Отметка «2» ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий.
11

Классификация ошибок
Грубые ошибки:


вычислительные ошибки в примерах и задачах;



ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий;

 неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние
действия);


не доведение до конца решения задачи или примера;



невыполненное задание.

Негрубые ошибки:


нерациональный прием вычислений;

неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи, неверно оформлен ответ
задачи;





неправильное списывание данных (чисел, знаков);



незаконченные преобразования.

За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается. За
небрежно оформленную работу, несоблюдение правил и каллиграфии возможно снижение на
один балл.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Основная цель контроля – проверка знания по учебному материалу, умений учащихся
классифицировать, сравнивать объекты окружающей действительности, делать простейшие
выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительной
литературы и жизненного опыта.
Специфической формой контроля является проверка умения работать с приборами, моделями,
лабораторным оборудованием. Основная цель таких проверочных работ – определение уровня
развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыты,
вести самостоятельно практические работы.
Для текущего и промежуточного контроля используются письменные проверочные работы, не
требующие развернутого ответа с большой затратой времени и различные проверочные
практические работы.
Целесообразно при проведении итогового письменного контроля использовать тестовые задания.
Тестовые работы должны включать задания, в которых ученик должен продемонстрировать
разные виды учебных умений. Для определения фактических знаний по предмету необходимы
тесты на выбор ответа, поиск ошибки, продолжение или исправление высказывания. Для
проверки умений сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, делать
выводы используются графические задания: заполнение таблиц, дополнение и составление схем,
рисунки.
Тесты с открытым ответом позволяют проверить умения использовать приобретенные знания и
оформлять письменный ответ.
В письменных проверочных работах по предмету орфографические ошибки не учитываются.
12

Оценивание устных ответов
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность,
обоснованность, самостоятельность, полнота.
Отметка «5»:-учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется
один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы и жизненного
опыта.
Отметка «4» - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения
материала.
Отметка «3» - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются
отдельные нарушения в логике изложения материала.
Отметка «2» - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика
изложения учебного материала, материал не усвоен.
Ошибки:


неправильный ответ на поставленный вопрос;

 неумение ответить на поставленный
 при

вопрос или выполнить задание без помощи учителя;

правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.

Недочеты:
 неточный
 при

его;

или неполный ответ на поставленный вопрос;

правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать

 медленный

школьника.

темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью

Нормы отметок при письменном контроле соответствуют общим требованиям. При тестовом
контроле чаще всего используется критериальная шкала, рекомендованная разработчиками
тестов.
ТЕХНОЛОГИЯ
Предмет «Технология» подразумевает как творческое развитие, так и формирование
знаний о материалах, инструментах, техниках, умение применять их в работе и быту.
Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей
программе, предполагает:
1) Ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов
освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;
2) Оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;
3) Осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;
4) Включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они
приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
5) Использование критериальной системы оценивания;
6) Оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их
формирования;

13

7) Разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения,
общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения
информации.
Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик
научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой
«удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний,
изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и
«отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».
Отметка «5» ставится: свободное владение обязательной терминологией, информацией о
материалах и технологиях, умение применять их при создании собственных творческих работ
без ошибок и помощи.
Отметка «4» ставится: умение оперировать терминологией, обязательной для усвоения,
знание изученной информации о материалах и технологиях, выполнение работы по образцу с
незначительными отклонениями в конструкции, использовании материалов, в аккуратности
исполнения.
Отметка «3» ставится: минимальные знания о материалах и технологиях, слабое владение
терминологией, выполнение работы по образцу с отклонениями от технологии, небрежно.
Отметка «2» ставится: Учащийся не владеет изученными материалами и технологиями,
не знает соответствующей терминологии, выполняет изделие по образцу с серьезными
нарушениями технологии.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Критерии отметок на уроках (зависят от типа работы)
1. Соответствует ли работа поставленной теме урока.
2. Достигнуты ли цели и задачи, поставленные в начале урока.
3. Правильно ли выбран формат листа и материалы.
4. Компоновка (размещение) предметов на листе бумаги:
 предметы не должны быть слишком крупными или мелкими в листе
 снизу листа оставляют чуть больше места, чем по краям
 композиция: статичная, динамичная
 ритм
 композиционный цент
 орнамент
 стилизация (если декоративная работа)
5. Завершенность работы
6. Общее впечатление от работы.
Критерии оценивания устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии оценивания творческой работы
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы
оцениваются по следующим критериям:
 качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
 степень самостоятельности;
14

уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный,
продуктивный).
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на
уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации
Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в
оформлении и соответствие оформления работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
отметка "5" ставится, если
 обучающийся полностью справляется с поставленной целью урока;
 правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на
практике;
 верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все
компоненты изображения;
 умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Отметка "4" ставится, если
 обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его
допускает неточности второстепенного характера;
 гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
 умеет подметить, но не совсем точно передаѐт в изображении наиболее
характерное.
Отметка "3" ставится, если
 обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока;
 допускает неточность в изложении изученного материала.
Отметка "2" ставится, если
 обучающийся допускает грубые ошибки в ответе;
 не справляется с поставленной целью урока;


ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
При оценке успеваемости принимаются во внимание индивидуальные особенности

детей:
 принадлежность к разным медицинским группам;
 уровень физического развития;
 последствия заболеваний и др.
Кроме того, следует учитывать количественный показатель учащихся при выполнении
учебных нормативов по бегу, прыжкам, метаниям, лыжной подготовке и т.д.
Устный ответ.
Отметка «5» выставляется за ответ, в котором ученик демонстрирует глубокое понимание
сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики или своего опыта.
Отметка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и небольшие
ошибки.
Отметка «3» ставится за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются
пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
Отметка «2» выставляется за плохое понимание и знание теоретического и методического
материала.
По технике владения двигательными действиями
Отметка «5»
 двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем
темпе, легко и четко. Упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, без
напряжения, уверенно.

15

в играх учащийся показал знание правил игры, умение пользоваться изученными
упражнениями для быстрейшего достижения индивидуальных и коллективных целей в
игре.
Отметка «4»
 двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко,
наблюдается некоторая скованность движения.
 в играх учащийся показал знание правил игры, но недостаточно уверенно умеет
пользоваться изученными движениями для быстрейшего достижения результатов в игре.
Отметка «3»
 двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или
несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.
Отметка «2»
 двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно,
нечетко.
Оценивание учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской
группе.
Итоговая отметка по физической культуре у учащихся, отнесенных к специальной
медицинской группе, выставляется с учетом теоретических и практических умений.
Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре учащихся,
имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкость их
мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических
возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических
возможностях обучающихся, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены
учащемуся (родителям), выставляется положительная отметка.
Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который не
продемонстрировал существенных сдвигов в развитии физических качеств, но регулярно
посещал занятия по физической культуре, старательно выполнял задания учителя, овладел
доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей
гимнастики, необходимыми знаниями в области физической культуры.


МУЗЫКА
Критерии оценивания.
1. Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неѐ.
2. Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться
прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.
3. Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учѐтом исходного уровня подготовки
ученика и его активности в занятиях.
Отметка «5» ставится, если
 присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной
позиции);
 умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
 проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
 дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального
произведения, средств музыкальной выразительности;
 ответ самостоятельный.
Отметка «4» ставится, если
 присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции);
 проявление музыкальных способностей и стремление их проявить;
 умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.

16

ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального
произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами
учителя.
Отметка «3» ставится, если
 слабо проявляется интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной
позиции);
 слабое умение пользоваться ключевыми или частными знаниями;
 отсутствует стремление в проявлении музыкальных способностей.
 ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты
недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
Отметка «2» ставится, если
 нет интереса, эмоционального отклика;
 неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
 нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявить.
 ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.


АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
Чтение с пониманием основного содержания прочитанного (ознакомительное)
Отметка «5» ставится учащемуся, если он понял основное содержание оригинального текста,
может выделить основную мысль, определить основные факты, умеет догадываться о значении
незнакомых слов из контекста, либо по словообразовательным элементам, либо по сходству с
родным языком. Скорость чтения иноязычного текста может быть несколько замедленной по
сравнению с той, с которой ученик читает на родном языке. Заметим, что скорость чтения на
родном языке у учащихся разная.
Отметка «4» ставится ученику, если он понял основное содержание оригинального текста,
может выделить основную мысль, определить отдельные факты. Однако у него недостаточно
развита языковая догадка, и он затрудняется в понимании некоторых незнакомых слов, он вынужден чаще обращаться к словарю, а темп чтения замедлен.
Отметка «3» ставится школьнику, который не совсем точно понял основное содержание
прочитанного, умеет выделить в тексте только небольшое количество фактов, совсем не развита
языковая догадка.
Отметка «2» выставляется ученику в том случае, если он не понял текст или понял
содержание текста неправильно, не ориентируется в тексте при поиске определенных фактов, не
умеет семантизировать незнакомую лексику.
Чтение с нахождением интересующей или нужной информации (просмотровое)
Отметка «5» ставится ученику, если он может достаточно быстро просмотреть несложный
оригинальный текст (типа расписания поездов, меню, программы телепередач) или несколько
небольших текстов и выбрать правильно запрашиваемую информацию.
Отметка «4» ставится ученику при достаточно быстром просмотре текста, но при этом он
находит только примерно 2/3 заданной информации.
Отметка «3» выставляется, если ученик находит в данном тексте (или данных текстах)
примерно 1/3 заданной информации.
Отметка «2» выставляется в том случае, если ученик практически не ориентируется в тексте.
17

Понимание речи на слух
Основной речевой задачей при понимании звучащих текстов на слух является извлечение
основной или заданной ученику информации.
Отметка «5» ставится ученику, который понял основные факты, сумел выделить отдельную,
значимую для себя информацию (например, из прогноза погоды, объявления, программы радио и
телепередач), догадался о значении части незнакомых слов по контексту, сумел использовать
информацию для решения поставленной задачи (например найти ту или иную радиопередачу).
Отметка «4» ставится ученику, который понял не все основные факты. При решении
коммуникативной задачи он использовал только 2/3 информации.
Отметка «3» свидетельствует, что ученик понял только 50 % текста. Отдельные факты понял
неправильно. Не сумел полностью решить поставленную перед ним коммуникативную задачу.
Отметка
«2» ставится, если ученик понял менее 50 % текста и выделил из него менее
половины основных фактов. Он не смог решить поставленную перед ним речевую задачу.
Говорение
Говорение в реальной жизни выступает в двух формах общения: в виде связных
высказываний типа описания или рассказа и в виде участия в беседе с партнером.
Высказывание в форме рассказа, описания
Отметка «5» ставится ученику, если он в целом справился с поставленными речевыми
задачами. Его высказывание было связным и логически последовательным. Диапазон
используемых языковых средств достаточно широк. Языковые средства были правильно
употреблены, практически отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию, или они были
незначительны. Объем высказывания соответствовал тому, что задано программой на данном
году обучения. Наблюдалась легкость речи и достаточно правильное произношение. Речь
ученика была эмоционально окрашена, в ней имели место не только передача отдельных фактов
(отдельной информации), но и элементы их оценки, выражения собственного мнения.
Отметка «4» выставляется учащемуся, если он в целом справился с поставленными речевыми
задачами. Его высказывание было связанным и последовательным. Использовался довольно
большой объем языковых средств, которые были употреблены правильно. Однако были сделаны
отдельные ошибки, нарушающие коммуникацию. Темп речи был несколько замедлен.
Отмечалось произношение, страдающее сильным влиянием родного языка. Речь была
недостаточно эмоционально окрашена. Элементы оценки имели место, но в большей степени
высказывание содержало информацию и отражало конкретные факты.
Отметка «3» ставится ученику, если он сумел в основном решить поставленную речевую
задачу, но диапазон языковых средств был ограничен, объем высказывания не достигал нормы.
Ученик допускал языковые ошибки. В некоторых местах нарушалась последовательность
высказывания. Практически отсутствовали элементы оценки и выражения собственного мнения.
Речь не была эмоционально окрашенной. Темп речи был замедленным.
Отметка
«2» ставится ученику, если он только частично справился с решением
коммуникативной задачи. Высказывание было небольшим по объему (не соответствовало
требованиям программы). Наблюдалась узость вокабуляра. Отсутствовали элементы
собственной оценки. Учащийся допускал большое количество ошибок, как языковых, так и
фонетических. Многие ошибки нарушали общение, в результате чего возникало непонимание
между речевыми партнерами.
18

Участие в беседе
При оценивании этого вида говорения важнейшим критерием также как и при оценивании
связных высказываний является речевое качество и умение справиться с речевой задачей, т. е.
понять партнера и реагировать правильно на его реплики, умение поддержать беседу на определенную тему. Диапазон используемых языковых средств, в данном случае, предоставляется
учащемуся.
Отметка «5» ставится ученику, который сумел решить речевую задачу, правильно употребив
при этом языковые средства. В ходе диалога умело использовал реплики, в речи отсутствовали
ошибки, нарушающие коммуникацию.
Отметка «4» ставится учащемуся, который решил речевую задачу, но произносимые в ходе
диалога реплики были несколько сбивчивыми. В речи были паузы, связанные с поиском средств
выражения нужного значения. Практически отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию.
Отметка «3» выставляется ученику, если он решил речевую задачу не полностью. Некоторые
реплики партнера вызывали у него затруднения. Наблюдались паузы, мешающие речевому
общению.
Отметка «2» выставляется, если учащийся не справился с решением речевой задачи.
Затруднялся ответить на побуждающие к говорению реплики партнера. Коммуникация не
состоялась.
Оценивание письменной речи учащихся
Отметка «5» Коммуникативная задача решена, соблюдены основные правила оформления
текста, очень незначительное количество орфографических и лексико-грамматических
погрешностей. Логичное и последовательное изложение материала с делением текста на абзацы.
Правильное использование различных средств передачи логической связи между отдельными
частями текста. Учащийся показал знание большого запаса лексики и успешно использовал ее с
учетом норм иностранного языка. Практически нет ошибок. Соблюдается правильный порядок
слов. При использовании более сложных конструкций допустимо небольшое количество ошибок,
которые не нарушают понимание текста. Почти нет орфографических ошибок. Соблюдается
деление текста на предложения. Имеющиеся неточности не мешают пониманию текста.
Отметка «4» Коммуникативная задача решена, но лексико-грамматические погрешности, в том
числе выходящих за базовый уровень, препятствуют пониманию. Мысли изложены в основном
логично. Допустимы отдельные недостатки при делении текста на абзацы и при использовании
средств передачи логической связи между отдельными частями текста или в формате письма.
Учащийся использовал достаточный объем лексики, допуская отдельные неточности в
употреблении слов или ограниченный запас слов, но эффективно и правильно, с учетом норм
иностранного языка. В работе имеется ряд грамматических ошибок, не препятствующих
пониманию текста. Допустимо несколько орфографических ошибок, которые не затрудняют
понимание текста.
Отметка «3» Коммуникативная задача решена, но языковые погрешности, в том числе при
применении языковых средств, составляющих базовый уровень, препятствуют пониманию
текста. Мысли не всегда изложены логично. Деление текста на абзацы недостаточно
последовательно или вообще отсутствует. Ошибки в использовании средств передачи
логической связи между отдельными частями текста. Много ошибок в формате письма.
Учащийся использовал ограниченный запас слов, не всегда соблюдая нормы иностранного
языка. В работе либо часто встречаются грамматические ошибки элементарного уровня, либо
19

ошибки немногочисленны, но так серьезны, что затрудняют понимание текста. Имеются многие
ошибки, орфографические и пунктуационные, некоторые из них могут приводить к
непониманию текста.
Отметка «2»
Коммуникативная задача не решена. Отсутствует логика в построении
высказывания. Не используются средства передачи логической связи между частями текста.
Формат письма не соблюдается. Учащийся не смог правильно использовать свой лексический
запас для выражения своих мыслей или не обладает необходимым запасом слов. Грамматические
правила не соблюдаются. Правила орфографии и пунктуации не соблюдаются.
За письменные работы (контрольные работы, тестовые работы, словарные диктанты)
оценка вычисляется исходя из процента правильных ответов:
Виды работ Контрольные работы
Отметка «2»
Отметка «3»
Отметка «4»
Отметка «5»

Тестовые и самостоятельные работы,
словарные диктанты
49% и менее
59% и менее
От 50% до 64%
От 60% до 74%
От 65% до 89%
От 75% до 94%
От 90% до 100%
От 95% до 100%

Творческие письменные работы (письма, разные виды сочинений, проектные работы, вт.ч.
в группах) оцениваются по пяти критериям:
1. Содержание (соблюдение объема работы, соответствие теме, отражены ли все указанные
в задании аспекты, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на
соответствующем уровне, соблюдение норм вежливости).
2. Организация работы (логичность высказывания, использование средств логической
связи на соответствующем уровне, соблюдение формата высказывания и деление текста на
абзацы);
3. Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного
года обучения языку);
4. Грамматика (использование разнообразных грамматических конструкций в
соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку);
5. Орфография и пунктуация (отсутствие орфографических ошибок, соблюдение главных
правил пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит
точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдение основных правил
расстановки запятых).

20

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».