Критерии и нормы оценивания предметных результатов по географии.pdf

Критерии и нормы оценивания предметных результатов, обучающихся по
географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность,
осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования
географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт
индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации
работы.
I. Устный ответ.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного
материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и
закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала;
выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами,
фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы.
Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные
связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно,
чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в
логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать
собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий,
законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал
литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы
учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные
материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему
условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для
доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении
проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко
исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами,
чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ,
соответствуют требованиям
4. Хорошее знание карты и использование её, верное решение географических задач.
Отметка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и
правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при
воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие
неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из
наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности,
при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их
исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в
основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно
отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные
связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать
основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать
научные термины.
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины.
4. Ответ самостоятельный.
5. Наличие неточностей в изложении географического материала.

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения
последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов
или в выводах и обобщениях.
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя
восполняются сделанные пропуски.
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых
географических явлений.
9. Понимание основных географических взаимосвязей.
10. Знание карты и умение ей пользоваться.
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Отметка «3» ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении
материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и
обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения
понятий дал недостаточно четкие.
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений,
фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач
различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в
подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит
содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие
важное значение в этом тексте.
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении
текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя,
допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков
работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.).
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания.
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый.
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала, не может ответить ни на
один из поставленных вопросов.
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в
пределах поставленных вопросов.
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению
конкретных вопросов и задач по образцу.
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может
исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты, полностью не усвоил материал.
II. Оценка проверочных работ.
Отметка «5» ставится, если ученик:
• выполнил работу без ошибок и недочетов;
• допустил не более одного недочета.
Отметка 4 ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
• не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
• или не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или
допустил:
• не более двух грубых ошибок;
• или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
• или не более двух-трех негрубых ошибок;
• или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
• или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка «2» ставится, если ученик:
• допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть
выставлена отметка 3, не приступал к выполнению работы;
• или если правильно выполнил менее половины работы.
III. Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
• 90—100% выполнения работы — отметка5;
• 66—89% — отметка 4;
• 50—65% — отметка «З»;
• меньше 50% — отметка 2.
IV. Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка «5». Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с
соблюдением
необходимой
последовательности. Учащиеся
работали
полностью
самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники
знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ
теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в
оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть
предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в
полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой
последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата
(перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и
т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа,
таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала
знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для
самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении
результатов работы.
Отметка «3». Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью
учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу
учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность
доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали
затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами,
географическими инструментами.
Отметка «2». Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не
подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать
правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое
знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь
со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой
подготовки учащегося.
V. Оценка работ, выполненных по контурной карте
Отметка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и
правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на
проверку своевременно

Отметка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена
правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3
объектов
Отметка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но
правильно указаны основные географические объекты
VI. Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их
использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или
характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и
формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление
результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в
использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются
неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются
существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов, полное неумение
использовать карту и источники знаний.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».