Критерии и нормы оценивания предметных результатов по литературе.pdf

Критерии и нормы оценивания предметных результатов, обучающихся по
литературе
I.Оценка устных ответов учащихся
При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными
критериями в пределах программы.
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое
понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер,
поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического
содержания произведения; умение пользоваться теоретико- литературными знаниями и
навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для
аргументации своих выводов, ; свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно
глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий,
характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретиколитературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение
привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение
монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании
текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры
и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не
недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений;
ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для
подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа,
недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и
языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов
содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль
важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
произведения, незнание элементарных теоретико- литературных понятий; слабое владение
монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств
языка.
II. Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие: «5» - 90 –
100 %; «4» - 65 – 89 %; «3» - 50 – 64 %; «2»- менее 50 % выполнения работы.
III. Оценка творческих работ
Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности
учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и
последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать
самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа
включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в
соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С
помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать
языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей
высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество
оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и
дополнительной литературы.
Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям: - соответствие
работы ученика теме и основной мысли; - полнота раскрытия тема; - правильность
фактического материала; - последовательность изложения. При оценке речевого оформления
учитываются: - разнообразие словарного и грамматического строя речи; 23 - стилевое единство

и выразительность речи; - число языковых ошибок и стилистических недочетов. При оценке
источниковедческой базы творческой работы учитывается правильное оформление сносок;
соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на
них; реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников; широта
временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность
использования тех или иных источников.
Отметка «5» ставится, если содержание работы полностью соответствует теме;
фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа
отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство
текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочёт в содержании;
1-2 речевых недочёта;1 грамматическая ошибка.
Отметка «4» ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются
незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются
незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные
непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочётов
в содержании, не более 3-4 речевых недочётов, не более 2-х грамматических ошибок.
Отметка «3» ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа
достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;
оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил
библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х
недочётов в содержании, 5 речевых недочётов, 4 грамматических ошибки.
Отметка «2» ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических
ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь
между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое
единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7
речевых и до 7 грамматических ошибки.
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла
работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный
объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором
является наличие рецензии на исследовательскую работу.
Оценка дополнительных заданий. При оценке выполнения дополнительных заданий
отметки выставляются следующим образом:
- «5» – если все задания выполнены;
- «4» – выполнено правильно не менее ¾ заданий;
- «3» – за работу, в которой правильно выполнено не менее половины работы;
- «2» – выставляется за работу, в которой не выполнено более половины.
IV.Оценка письменных работ по литературе ( изложение с творческим заданием,
сочинение)
Письменная: экзаменационная работа в форме сочинения или изложения с творческим
заданием проверяется в соответствии с действующими «Нормами оценки знаний, умений и
навыков учащихся по русскому языку». Сочинения и изложения оцениваются со стороны, вопервых, содержания и последовательности изложения, во-вторых, особенностей языкового
оформления, т.е. первая отметка выставляется за содержание и речевое оформление работы,
вторая - за грамотность.
Содержание сочинения и изложения традиционно оценивается по следующим критериям:
 соответствие работы ученика теме и основной мысли;
 полнота раскрытия темы,
 правильность фактического материала;
 последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается разнообразие словаря
и грамматического строя речи; стилевое единство в выразительность речи; число языковых
ошибок и стилистических недочетов/

Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
Отметка «5» ставится, если:
1) содержание работы полностью соответствует теме;
2) фактические ошибки отсутствуют;
3) содержание излагается последовательно;
4) работа отличается богатством словаря, разнообразней используемых синтаксических
конструкций, точностью словоупотребления:
5") достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В работе допускается 1 недочет в содержании, I -2 речевых недочета; 1 орфографическая, или 1
пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Отметка «4» ставится, если:
I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от
темы);
2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов; 2
орфографические и 2 пунктуационные, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные, или 4
пунктуационные при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Отметка «3» ставится, если:
I) в работе допущены существенные отклонения от темы,
2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности, 3)
допущены отдельные нарушения последовательности изложения:
4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление; 5) стиль работы не отличается единством, речь
недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и не более 5 речевых
недочетов; 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5
пунктуационных, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок,
а также 4 грамматические ошибки.
Отметка «2» ставится, если:
1) работа не соответствует теме,
2) допущено много фактических неточностей;
3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь
между ними, работа не соответствует плану;
4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо
выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;
5) нарушено стилевое единство текста.
В работе допущено более 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов; 7
орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных,
или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, а также до 7 грамматических ошибок.
Примечание.
1.При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла
ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие
оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за
сочинение на один балл.
2.Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при
оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для
отметки «3» на две единицы. При выставлении отметки «5» превышение объема сочинения не
принимается во внимание.

3.Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема
сочинения, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.
V.Оценка зачетных работ
Зачет – форма проверки знаний, позволяющая реализовать дифференцированный подход.
Зачётные работы состоят из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть
предусматривает устную форму работы в виде ответа на вопрос. Практическая часть
предусматривает письменную форму работы в виде теста. Содержание зачётной работы должно
охватывать весь подлежащий усвоению материал определённой темы и обеспечивать
достаточную полноту проверки.
Зачетные работы оцениваются по следующим критериям:
1 часть (теоретическая) – по критериям оценки устных ответов;
2 часть (практическая) – по критериям оценки тестовых работ.
Каждая часть работы оценивается отдельной отметкой, но в журнал выставляется одна
отметка, которая равна среднему баллу работы.
VI. Требования к технике чтения
Требования государственного стандарта ориентируют на овладение учащимися навыком
осознанного, правильного и выразительного чтения как одним из важнейших общеучебных
умений, от которого зависит успешность дальнейшего обучения. В стандарте делается акцент
на формирование культуры чтения, что предполагает:
- осмысление учащимися цели чтения;
- осознанное использование различных видов чтения (ознакомительного, просмотрового,
изучающего) в соответствии с целью;
- овладение умением читать не только вслух, но и про себя, так как именно чтение про себя
является средством получения основного объёма информации.
Темп техники чтения вслух
Полугодие
Количество слов в минуту
5 класс
6 класс
7 класс
I полугодие
100-110 слов
110-120 слов
120-130 слов
II полугодие
110-120 слов
120-130 слов
130-140 слов
Требования к тексту для проверки техники чтения
Тексты, используемые в ходе проверки техники чтения, должны отвечать следующим
требованиям:
- иметь прозрачную сюжетную основу;
- состоять из предложений несложной конструкции;
- не включать в свой состав диалоги, пространные описания, стихотворные строки;
- состоять из слов знакомых детям (прочитанных ими ранее в составе других текстов);
- быть возможно более нейтральными в эмоциональном отношении (возможно использование
доступных ребёнку нехудожественных текстов)
Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов,
слов);
- неправильная постановка ударений (более 2);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов
при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию ткста4
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и
выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении
вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
-нецелесообразность
использования
средств
выразительности,
недостаточная
выразительность при передаче характера персонажа.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».