Методические рекомендации для учащихся по подготовке практических заданий по географии.pdf

Методические рекомендации по географии
Требования к работе в контурных картах:
Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и
класс. При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу
карты подписывают номер и название практической работы. Все надписи на контурной карте
делают черной пастой, мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Названия рек и
гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин – по параллелям. Объекты
гидросферы желательно подписывать синей пастой. Если название объекта не помещается на
карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.
Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже
подписывают географические названия. В начале учебного года все работы в контурных картах
выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы,
и ученики делают ошибки. При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель
принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий, но и
аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более
низкой оценки вашего труда.
Памятка “Правила работы с контурной картой”
1. Контурная карта – это рабочая тетрадь по географии, заполняй её аккуратно и правильно.
2. Контурная карта должна иметь чёткое лаконичное название, соответствующее тематике самой
карты.
3. На контурной карте обязательно должны быть обозначены названия морей или океанов,
расположенные в поле карты.
4. Географические названия объектов, не привязанные строго к объекту, должны быть
подписаны параллельно верхней и нижней границе контурной карты.
5. Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения
составляют лишь те из них, которые недостаточно велики по размерам для обозначения надписи
в масштабе данной контурной карты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с
данным объектом.
6. Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть
обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в графе
“Условные знаки”.
7.Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво,
желательно печатными
буквами. Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин –
по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.
8. Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читабельными.
9. Первую контурную карту необходимо заполнить простым карандашом. Последующие карты
можно оформлять шариковой ручкой.
10. Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно. Каждая работа в ней оценивается
учителем.
Требования учителя к ведению тетрадей:
1.Тетрадь должна быть в клетку, желательно 48 листов.
2.Все записи в тетрадях делать синей пастой, при необходимости выделить текст, можно
использовать другие цвета.
3.Рисунки выполняются простыми карандашами.
4.Писать и рисовать в тетради только с разрешения учителя.
5.Тетрадь приносить на каждый урок и при ответе подавать учителю вместе с дневником.
6.Между темами оставлять расстояние в 4 клетки.
7.В конце каждой четверти тетради будут проверяться и за их ведение выставлять оценки,
которые будут учитываться при выведении четвертного балла.
Как необходимо работать с магнитным компасом

Расположив корпус прибора строго горизонтально, необходимо отпустить магнитную
стрелку и подождать, пока остановится её качание.
 Теперь необходимо остриё стрелки аккуратно совместить с обозначением севера, то есть с
буквой N или русской С.
 Для этого нужно либо поворачивать сам прибор, если лимб в нём статично зафиксирован,
либо вращать подвижный лимб, пока буква и кончик стрелки не совпадут.
 Помеченный красным или специально выделенный хвост магнитной стрелки сам по себе
оборачивается всегда на север, а когда обозначение севера на лимбе совмещено со
стрелкой, то это и будет соответствовать правильному указанию на стороны света.
 Прямо по стрелке — северное, по обратную сторону — южное, вправо — восточное,
влево — западное, обозначенные соответственными буквами.
Как с помощью компаса найти азимут
Азимут — это угол в градусах между севером (0º) и выбранным объектом (на карте или на
местности), отсчитываемый всегда по часовой стрелке. То есть если искомая точка будет
отклонена от севера в сторону запада (против часовой стрелки) всего на 1º — её азимут будет
равен 359º
Как найти азимут по компасу
Азимут чистого направления на северо-восток равен 45º, на восток — 90º, на юго-восток — 135º,
на юг — 180º, на юго-запад — 225º, на запад — 270º и на северо-запад — 315º. Но искомый
объект может отклоняться, поэтому придётся учиться определять точный азимут.
 Вначале прибору придаётся горизонтальное положение, и отпускается магнитная стрелка.
 После принятия ею устойчивого положения кончик стрелки совмещается с обозначением
севера N либо С (путем вращения корпуса или циферблата).
 Далее обозначается направление на интересующий объект — или на карте, или в натуре.
 Остаётся вычислить угол между отметкой севера и отметкой, указывающей на объект, по
часовой стрелке.
Полученное значение в градусах и является азимутом, следуя которому, невозможно потерять
незнакомый объект и сбиться с пути.
.Как ориентироваться по компасу и карте
Для подобных вычислений необходимы карта местности, компас, линейка и карандаш.
 Расстелите горизонтально карту, обозначьте карандашом все точки планируемого
маршрута и его конечную точку.
 Положите на карту компас и отпустите стрелку.
 Совместите стрелку на компасе с обозначением севера на лимбе.
 Теперь поворачивайте карту, пока ее обозначение севера не совпадёт с указанием
компаса.
 Прикладывая линейку так, чтобы её линия совпала с серединой лимба и первой точкой
нарисованного на карте маршрута, вычислите в градусах угол между севером и линейкой.
Запишите значение для этого отрезка пути. Тут же найдите обратный азимут и запишите
его.
 Поступайте так со всеми обозначенными точками по маршруту до конечной, записывая
значения каждого отрезка маршрута.
 Двигайтесь в пути, сверяясь с компасом.
 Возвращайтесь по обратному азимуту.


Прием работы с картографическими пособиями как источником знаний
Общие требования использования картой как источника знаний:
 Прочитай название карты.
 Ознакомься с легендой карты.
 Найди, обозначенные в легенде объекты и явления на карте.
 По картографической сетке уясни, в каких показателях дана оцифровка градусной сети.
 Ознакомься с масштабом карты. Определи степень уменьшения.
 Выясни, есть ли дополнительные материалы, включенные в содержание карты (графики,
диаграммы).



Читай текст учебника, карты атласа, находи выделенные в тексте учебников названия
географических объектов на карте, сопоставляй с изображением этих объектов на схемах,
рисунках, данными справочного материала.

Памятка для учащихся по «сворачиванию» текстовой информации в таблицу.
Прочитать текст.
Проанализируй, что является главным «действующим лицом» в тексте: что именно описывается
– объект (объекты), или процесс ( процессы).
1. Если «героем» текста является объект, тогда в названиях вертикальных столбцов –графмогут быть:
название объекта
состав объекта
структура объекта
особенности объекта
2. Если в тексте идёт речь о процессе, то столбцы могут содержать информацию о:
название процесса;
условие процесса;
механизмах процесса;
результатах процесса;
значение процесса в природе (или для человека).
Формы работы со статистическими материалами
- сбор необходимых статистических показателей;
- сравнение статистических характеристик; - определение обобщающих статистических
показателей; - анализ статистических материалов в графиках, диаграммах, таблицах;
- построение графиков, диаграмм, составление таблиц.
Задание прочитайте текст учебника стр. 130-131 (10 класс Максаковский В.П.) и представьте
информацию об основных типах электростанций в форме таблицы.
«Структура выработки электроэнергии в мире сейчас такова: на ТЭС вырабатывается 63%
электроэнергии, на ГЭС — 20%, на АЭС — 17%. Такое соотношение, в целом, характерно также
и для отдельных регионов, но наблюдаются и некоторые отклонения. Так, например, в
Латинской Америке 3/ 4 всей электроэнергии вырабатывается на ГЭС. Доля АЭС выше
среднемировой только в зарубежной Европе и Северной Америке.
По размерам выработки электроэнергии на ТЭС лидируют США, Китай, Россия, Япония, ФРГ.
Но по абсолютным показателям производства энергии на ГЭС в мире лидируют Канада, США,
Россия, Бразилия. Гидроэнергетика быстро развивается в развивающихся странах.
Четвертую группу составляют страны с высокой долей атомной энергии. Это Франция, Бельгия и
Литва. На нетрадиционные источники энергии приходится всего около 1% мировой выработки
электроэнергии. Она производится в США, Франции, Великобритании, России, Исландии,
Дании»
Один из вариантов таблицы:
Типы электростанций
Доля
в
производстве Страны
производители
электроэнергии
электроэнергии

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».