Методические рекомендации по географии Требования к работе в контурных картах: Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс. При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы. Все надписи на контурной карте делают черной пастой, мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Названия рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин – по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой. Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра. Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия. В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки. При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда. Памятка “Правила работы с контурной картой” 1. Контурная карта – это рабочая тетрадь по географии, заполняй её аккуратно и правильно. 2. Контурная карта должна иметь чёткое лаконичное название, соответствующее тематике самой карты. 3. На контурной карте обязательно должны быть обозначены названия морей или океанов, расположенные в поле карты. 4. Географические названия объектов, не привязанные строго к объекту, должны быть подписаны параллельно верхней и нижней границе контурной карты. 5. Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют лишь те из них, которые недостаточно велики по размерам для обозначения надписи в масштабе данной контурной карты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом. 6. Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в графе “Условные знаки”. 7.Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин – по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой. 8. Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читабельными. 9. Первую контурную карту необходимо заполнить простым карандашом. Последующие карты можно оформлять шариковой ручкой. 10. Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно. Каждая работа в ней оценивается учителем. Требования учителя к ведению тетрадей: 1.Тетрадь должна быть в клетку, желательно 48 листов. 2.Все записи в тетрадях делать синей пастой, при необходимости выделить текст, можно использовать другие цвета. 3.Рисунки выполняются простыми карандашами. 4.Писать и рисовать в тетради только с разрешения учителя. 5.Тетрадь приносить на каждый урок и при ответе подавать учителю вместе с дневником. 6.Между темами оставлять расстояние в 4 клетки. 7.В конце каждой четверти тетради будут проверяться и за их ведение выставлять оценки, которые будут учитываться при выведении четвертного балла. Как необходимо работать с магнитным компасом Расположив корпус прибора строго горизонтально, необходимо отпустить магнитную стрелку и подождать, пока остановится её качание. Теперь необходимо остриё стрелки аккуратно совместить с обозначением севера, то есть с буквой N или русской С. Для этого нужно либо поворачивать сам прибор, если лимб в нём статично зафиксирован, либо вращать подвижный лимб, пока буква и кончик стрелки не совпадут. Помеченный красным или специально выделенный хвост магнитной стрелки сам по себе оборачивается всегда на север, а когда обозначение севера на лимбе совмещено со стрелкой, то это и будет соответствовать правильному указанию на стороны света. Прямо по стрелке — северное, по обратную сторону — южное, вправо — восточное, влево — западное, обозначенные соответственными буквами. Как с помощью компаса найти азимут Азимут — это угол в градусах между севером (0º) и выбранным объектом (на карте или на местности), отсчитываемый всегда по часовой стрелке. То есть если искомая точка будет отклонена от севера в сторону запада (против часовой стрелки) всего на 1º — её азимут будет равен 359º Как найти азимут по компасу Азимут чистого направления на северо-восток равен 45º, на восток — 90º, на юго-восток — 135º, на юг — 180º, на юго-запад — 225º, на запад — 270º и на северо-запад — 315º. Но искомый объект может отклоняться, поэтому придётся учиться определять точный азимут. Вначале прибору придаётся горизонтальное положение, и отпускается магнитная стрелка. После принятия ею устойчивого положения кончик стрелки совмещается с обозначением севера N либо С (путем вращения корпуса или циферблата). Далее обозначается направление на интересующий объект — или на карте, или в натуре. Остаётся вычислить угол между отметкой севера и отметкой, указывающей на объект, по часовой стрелке. Полученное значение в градусах и является азимутом, следуя которому, невозможно потерять незнакомый объект и сбиться с пути. .Как ориентироваться по компасу и карте Для подобных вычислений необходимы карта местности, компас, линейка и карандаш. Расстелите горизонтально карту, обозначьте карандашом все точки планируемого маршрута и его конечную точку. Положите на карту компас и отпустите стрелку. Совместите стрелку на компасе с обозначением севера на лимбе. Теперь поворачивайте карту, пока ее обозначение севера не совпадёт с указанием компаса. Прикладывая линейку так, чтобы её линия совпала с серединой лимба и первой точкой нарисованного на карте маршрута, вычислите в градусах угол между севером и линейкой. Запишите значение для этого отрезка пути. Тут же найдите обратный азимут и запишите его. Поступайте так со всеми обозначенными точками по маршруту до конечной, записывая значения каждого отрезка маршрута. Двигайтесь в пути, сверяясь с компасом. Возвращайтесь по обратному азимуту. Прием работы с картографическими пособиями как источником знаний Общие требования использования картой как источника знаний: Прочитай название карты. Ознакомься с легендой карты. Найди, обозначенные в легенде объекты и явления на карте. По картографической сетке уясни, в каких показателях дана оцифровка градусной сети. Ознакомься с масштабом карты. Определи степень уменьшения. Выясни, есть ли дополнительные материалы, включенные в содержание карты (графики, диаграммы). Читай текст учебника, карты атласа, находи выделенные в тексте учебников названия географических объектов на карте, сопоставляй с изображением этих объектов на схемах, рисунках, данными справочного материала. Памятка для учащихся по «сворачиванию» текстовой информации в таблицу. Прочитать текст. Проанализируй, что является главным «действующим лицом» в тексте: что именно описывается – объект (объекты), или процесс ( процессы). 1. Если «героем» текста является объект, тогда в названиях вертикальных столбцов –графмогут быть: название объекта состав объекта структура объекта особенности объекта 2. Если в тексте идёт речь о процессе, то столбцы могут содержать информацию о: название процесса; условие процесса; механизмах процесса; результатах процесса; значение процесса в природе (или для человека). Формы работы со статистическими материалами - сбор необходимых статистических показателей; - сравнение статистических характеристик; - определение обобщающих статистических показателей; - анализ статистических материалов в графиках, диаграммах, таблицах; - построение графиков, диаграмм, составление таблиц. Задание прочитайте текст учебника стр. 130-131 (10 класс Максаковский В.П.) и представьте информацию об основных типах электростанций в форме таблицы. «Структура выработки электроэнергии в мире сейчас такова: на ТЭС вырабатывается 63% электроэнергии, на ГЭС — 20%, на АЭС — 17%. Такое соотношение, в целом, характерно также и для отдельных регионов, но наблюдаются и некоторые отклонения. Так, например, в Латинской Америке 3/ 4 всей электроэнергии вырабатывается на ГЭС. Доля АЭС выше среднемировой только в зарубежной Европе и Северной Америке. По размерам выработки электроэнергии на ТЭС лидируют США, Китай, Россия, Япония, ФРГ. Но по абсолютным показателям производства энергии на ГЭС в мире лидируют Канада, США, Россия, Бразилия. Гидроэнергетика быстро развивается в развивающихся странах. Четвертую группу составляют страны с высокой долей атомной энергии. Это Франция, Бельгия и Литва. На нетрадиционные источники энергии приходится всего около 1% мировой выработки электроэнергии. Она производится в США, Франции, Великобритании, России, Исландии, Дании» Один из вариантов таблицы: Типы электростанций Доля в производстве Страны производители электроэнергии электроэнергии Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)