Методические материалы в помощь учащемуся по литературе Анализ образа литературного героя План анализа образа литературного героя 1. Место героя в системе образов. Его взаимосвязи с персонажами и событиями произведения. 2. Происхождение героя. Его социальная принадлежность, воспитание, образование, формирование мировоззрения. Родственные и дружеские связи. 3. Роль прошлого героя для понимания его характера. 4. Авторские приемы создания образа: 1) смысл имени и фамилии героя; 2) смысловая роль его первого появления в произведении; 3) портрет; чьими глазами он дается; 4) пейзажи, связанные с героем, его душевным состоянием; 5) интерьер; вещи, характеризующие героя; 6) речь героя; особенности внутренних монологов; 7) поступки героя, раскрывающие его характер, и их место в сюжете; сны героя и их художественная функция; художественные детали, характерные для образа героя; 9) герой в оценке других персонажей; изменения его самооценки. 5. Способы выражения отношения автора к герою (прямые/косвенные). 6. Литературная критика об образе героя. 7. Место героя в творчестве писателя и историко-литературном процессе. Анализ художественных произведений в их родовой специфике. Схема анализа эпического произведения. 1. Время, история создания произведения, его связь с эпохой. 2. Произведение в контексте творчества писателя. 3. Проблематика, идейно-тематическое содержание произведения. 4. Композиция, сюжет, конфликт. 5. Система образов произведения. 6. Способы выражения авторской позиции. 7. Жанровое своеобразие. 8. Художественное мастерство писателя (особенности портретной и речевой характеристик героев, функция пейзажа, интерьера, роль художественной детали, выразительно-изобразительные средства в произведении). Схема анализа драматического произведения. 1. Время создания произведения. Характеристика исторической обстановки, в которой создавалось произведение. 2. Мировоззрение и общественная позиция автора. 3. Отражение общественной жизни в произведении. 4. Жанр (трагедия, драма, комедия). 5. Тематика и проблематика. 6. Конфликт и его своеобразие. 7. Драматическая композиция, элементы сюжета (экспозиция, заявка, кульминация). 8. Система образов. Речевая характеристика персонажей. 9. Роль авторской ремарки. 10. Способы и приемы создания эмоционально-психологической атмосферы в пьесе. 11. Общественно-политическое и литературное значение драматического произведения. Схема анализа лирического произведения в старших классах. 1. Время и история создания произведения, его связь с эпохой. 2. Ведущая тема, основной мотив. 3. Система образов, образы центральные и вспомогательные. 4. Композиция лирического произведения. 5. Ведущий художественный прием (например, прием контраста). 6. Тропы и фигуры, лексика и фонетика стиха. 7. Какое настроение создает у учителя система образов и изобразительных средств? 8. К какому жанру относится произведение? 9. Как из системы образов и изобразительных средств, жанра и композиции вырастает идея произведения? Определить в тексте места, фрагменты, фразы, в которых она проявляется наиболее полно? 10. Стихотворный размер, ритмика, особенности рифмы. Примерный план анализа драматического произведения 1. История создания. 1) Время написания. 2) Время, изображённое в произведении. 3) Как взаимосвязаны время написания и сценическое время? 4) К какому этапу творчества автора относится данное произведение (что характерно для автора в это время)? 5) Жанр. 2. Выделите основные сцены (фабулу). 3. Выделите основные конфликты произведения, рассмотрите каждый из них в отдельности: 1) Участники и причины конфликта, его структура. 2) Какие проблемы затрагиваются в конфликте? 4. Выделите центральный конфликт произведения: 1) Как связан он с другими конфликтами? 2) Как раскрываются герои в конфликте? Обратите внимание на: предысторию героя (героев) первое появление героя на сцене взаимоотношение героя с другими персонажами авторские ремарки речь героя центральный монолог героя, определите его значение в произведении «второстепенных» действующих лиц (в чём их роль и значение; как они «помогают» в раскрытии основного конфликта произведения?) 5. Рассмотрите финал произведения: 1) Если бы финал был другим, что бы изменилось? 2) Почему финал произведения именно такой? 6. В чём, по-вашему, основная мысль (идея) произведения? Обратите внимание на: эпиграф пролог эпилог указания для актёров и др. 7. Сценическая история произведения: 1) Какие различные мнения о героях существуют? 2) Как это отобразилось в различных постановках? 8. Традиции и новаторство: 1) Соблюдаются ли автором основные требования, предъявляемые к жанру? 2) Вспомните, кто из предшественников и современников автора рассматривает эти же темы и проблемы. 3) Как решает эти темы и проблемы автор? 4) В каких произведениях вы встречали героев, близких по взглядам или характеру героям данного произведения? 5) Вспомните «последующих» драматургов (произведения и героев), близких по взглядам автору (тематика и проблематика произведения, герои и т.д.). Понятия, необходимые для анализа произведения Тема - это то, о чем идет речь в произведении; основная проблема, поставленная и рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое; это те типические явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении. (Созвучна ли тема основным вопросам своего времени? Связано ли с темой название?) Каждое явление жизни - это отдельная тема; совокупность тем - тематика произведения. Проблема - это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Одна и та же тема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права - проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости...). Проблематика - перечень проблем, затронутых в произведении. (Они могут носить дополнительный характер и подчиняться главной проблеме). Идея - что хотел сказать автор; решение писателем главной проблемы или указание пути, которым она может решаться. (Идейный смысл - решение всех проблем - главной и дополнительных или указание на возможный путь их решения). Пафос - эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств (м.б. утверждающий, отрицающий, оправдывающий, возвышающий...). Композиция - построение литературного произведения; объединяет части произведения в одно целое. Основные средства композиции Сюжет - то, что происходит в произведении; система основных событий и конфликтов (конфликт столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия. Конфликт может происходить между личностью и обществом, между персонажами, в сознании героя; быть явными скрытым). Элементы сюжета отражают ступени развития конфликта; пролог - своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого; он эмоционально настраивает читателя на восприятие (встречается редко). Экспозиция - введение в действие; изображение условий и обстоятельств, предшествовавших непосредственному началу действий (может быть развернутой и нет, цельной и "разорванной"; может располагаться не только в начале, но и в середине, конце произведения); знакомит с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия; завязка - начало движения сюжета; то событие, с которого начинается конфликт, развиваются последующие события; развитие действия - система событий, которые вытекают из завязки; по ходу развития действия, как правило, конфликт обостряется, а противоречия проявляются все яснее и острее. Кульминация - момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта; кульминация представляет основную проблему произведения и характеры героев предельно ясно; после нее действие ослабевает. Развязка - решение изображаемого конфликта или указание на возможные пути его решения; заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Как правило, в ней или разрешается конфликт или демонстрируется его принципиальная неразрешимость. Эпилог - заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев; иногда дается оценка изображенному); это краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами произведения после окончания основного сюжетного действия). Сюжет может излагаться: в прямой хронологической последовательности событий; с отступлениями в прошлое ретроспективами - и «экскурсами» в будущее; в преднамеренно измененной последовательности (см. художественное время в произведении) Несюжетными элементами считаются: 1. вставные эпизоды; 2. лирические (иначе - авторские) отступления. Их основная функция - расширить рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не связаны напрямую с сюжетом. 3. В произведении могут отсутствовать отдельные элементы сюжета; иногда сложно разделить эти элементы; иногда встречается несколько сюжетов в одном произведении - иначе, сюжетных линий. Существуют различные трактовки понятий «сюжет» и «фабула»: сюжет - главный конфликт произведения; фабула - ряд событий, в которых он выражается. сюжет - художественный порядок событий; фабула - естественный порядок. Дополнительные средства композиции: лирические отступления - формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображенного (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции); вводные (вставные) эпизоды (не связанные непосредственно с сюжетом произведения); художественные предварения - изображение сцен, которые как бы предсказывают предваряют дальнейшее развитие событий. Основные приемы создания образа-персонажа: 1. характеристика героя через его действия и поступки (в системе сюжета); 2. портрет, портретная характеристика героя (часто выражает авторское отношение к персонажу); 3. прямая авторская характеристика; 4. психологический анализ - подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение "диалектики души", т.е. движения внутренней жизни героя; 5. характеристика героя другими действующими лицами; 6. художественная деталь - описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы). Виды образов-персонажей: лирические - в том случае, если писатель изображает только чувства и мысли героя, не упоминая о событиях его жизни, поступках героя (встречаются, преимущественно, в поэзии); драматические - в том случае, если возникает впечатление, что герои действуют "сами", "без помощи автора"; т.е. автор использует для характеристики персонажей прием самораскрытия, самохарактеристики (встречаются, преимущественно, в драматических произведениях); эпические - автор-повествователь или рассказчик последовательно описывает героев, их поступки, характеры, внешность, обстановку, в которой они живут, отношения с окружающими (встречаются в романах, эпопеях, повестях, рассказах, новеллах, очерках). Система образов-персонажей: отдельные образы могут быть объединены в группы (группировка образов) - их взаимодействие помогает полнее представить и раскрыть каждое действующее лицо, а через них -тематику и идейный смысл произведения. Все эти группы объединяются в общество, изображенное в произведении (многоплановое или одно плановое с социальной, этнической и т.п. точки зрения) План рецензии на рассказ: 1. Несколько слов об авторе и о времени создания рассказа. 2. Сюжет. 3. Проблема, поставленная автором. 4. Характеристика героев рассказа: портрет; поступки или слова, через которые раскрывается характер; авторское отношение. 5. Роль пейзажа. 6. Психологическое мастерство автора. 7. Художественные приемы, используемые автором. 8. Основная мысль рассказа. 9. Впечатление от рассказа, отношение автора рецензии к проблеме, героям рассказа (аргументировать) Примерный план характеристики художественного образа-персонажа 1.Место персонажа в системе образов произведения. 2.Характеристика персонажа как определенного социального типа: Социальное и материальное положение. Внешний облик. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек: а) характер деятельности и основных жизненных устремлений; б) влияние на людей (основная сфера, виды и типы воздействия). Область чувств: а) тип отношения к окружающим; б) особенности внутренних переживаний. Авторское отношение к персонажу. Какие черты личности героя выявляются в произведение: а) с помощью портрета; б) в авторской характеристике; в) через характеристику других действующих лиц; с помощью предыстории или биографии; г) через цепь поступков; д) в речевой характеристике; е) через «соседство» с другими персонажами; ж) через окружающую обстановку. 3.Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа. Примерный план характеристики литературного героя 1.Место данного персонажа в образной системе произведения. 2. Социальный статус и материальное положение. 3. Внешний облик (портрет). 4. Своеобразие мировоззрения и мировосприятия, характер деятельности, влияние на окружающих. 5. Особенности внутренних переживаний. 6. Авторское отношение к данному персонажу. 7. Какие черты личности героя выявляются в произведении: а) с помощью портрета; б) в авторской характеристике; в) через характеристику других действующих лиц; г) с помощью биографии и (или) предыстории; д) через цепь поступков; е) в речевой характеристике; ж) через взаимодействие с другими персонажами; з) через обстановку, которая окружает героя. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)