Методические материалы в помощь учащемуся по литературе.pdf

Методические материалы в помощь учащемуся по литературе
Анализ образа литературного героя
План анализа образа литературного героя
1. Место героя в системе образов. Его взаимосвязи с персонажами и событиями произведения.
2. Происхождение героя. Его социальная принадлежность, воспитание, образование, формирование
мировоззрения. Родственные и дружеские связи.
3. Роль прошлого героя для понимания его характера.
4. Авторские приемы создания образа:
1) смысл имени и фамилии героя;
2) смысловая роль его первого появления в произведении;
3) портрет; чьими глазами он дается;
4) пейзажи, связанные с героем, его душевным состоянием;
5) интерьер; вещи, характеризующие героя;
6) речь героя; особенности внутренних монологов;
7) поступки героя, раскрывающие его характер, и их место в сюжете; сны героя и их художественная
функция;
художественные детали, характерные для образа героя;
9) герой в оценке других персонажей; изменения его самооценки.
5. Способы выражения отношения автора к герою (прямые/косвенные).
6. Литературная критика об образе героя.
7. Место героя в творчестве писателя и историко-литературном процессе.
Анализ художественных произведений в их родовой специфике.
Схема анализа эпического произведения.
1. Время, история создания произведения, его связь с эпохой.
2. Произведение в контексте творчества писателя.
3. Проблематика, идейно-тематическое содержание произведения.
4. Композиция, сюжет, конфликт.
5. Система образов произведения.
6. Способы выражения авторской позиции.
7. Жанровое своеобразие.
8. Художественное мастерство писателя (особенности портретной и речевой характеристик героев,
функция пейзажа, интерьера, роль художественной детали, выразительно-изобразительные средства
в произведении).
Схема анализа драматического произведения.
1. Время создания произведения. Характеристика исторической обстановки, в которой создавалось
произведение.
2. Мировоззрение и общественная позиция автора.
3. Отражение общественной жизни в произведении.
4. Жанр (трагедия, драма, комедия).
5. Тематика и проблематика.
6. Конфликт и его своеобразие.
7. Драматическая композиция, элементы сюжета (экспозиция, заявка, кульминация).
8. Система образов. Речевая характеристика персонажей.
9. Роль авторской ремарки.
10. Способы и приемы создания эмоционально-психологической атмосферы в пьесе.
11. Общественно-политическое и литературное значение драматического произведения.
Схема анализа лирического произведения в старших классах.
1. Время и история создания произведения, его связь с эпохой.
2. Ведущая тема, основной мотив.
3. Система образов, образы центральные и вспомогательные.
4. Композиция лирического произведения.
5. Ведущий художественный прием (например, прием контраста).

6. Тропы и фигуры, лексика и фонетика стиха.
7. Какое настроение создает у учителя система образов и изобразительных средств?
8. К какому жанру относится произведение?
9. Как из системы образов и изобразительных средств, жанра и композиции вырастает идея
произведения? Определить в тексте места, фрагменты, фразы, в которых она проявляется наиболее
полно?
10. Стихотворный размер, ритмика, особенности рифмы.
Примерный план анализа драматического произведения
1. История создания.
1) Время написания.
2) Время, изображённое в произведении.
3) Как взаимосвязаны время написания и сценическое время?
4) К какому этапу творчества автора относится данное произведение (что характерно для
автора в это время)?
5) Жанр.
2. Выделите основные сцены (фабулу).
3. Выделите основные конфликты произведения, рассмотрите каждый из них в отдельности:
1) Участники и причины конфликта, его структура.
2) Какие проблемы затрагиваются в конфликте?
4. Выделите центральный конфликт произведения:
1) Как связан он с другими конфликтами?
2) Как раскрываются герои в конфликте?
Обратите внимание на:
 предысторию героя (героев)
 первое появление героя на сцене
 взаимоотношение героя с другими персонажами
 авторские ремарки
 речь героя
 центральный монолог героя, определите его значение в произведении
 «второстепенных» действующих лиц (в чём их роль и значение; как они «помогают» в
раскрытии основного конфликта произведения?)
5. Рассмотрите финал произведения:
1) Если бы финал был другим, что бы изменилось?
2) Почему финал произведения именно такой?
6. В чём, по-вашему, основная мысль (идея) произведения?
Обратите внимание на:
 эпиграф
 пролог
 эпилог
 указания для актёров и др.
7. Сценическая история произведения:
1) Какие различные мнения о героях существуют?
2) Как это отобразилось в различных постановках?
8. Традиции и новаторство:
1) Соблюдаются ли автором основные требования, предъявляемые к жанру?
2) Вспомните, кто из предшественников и современников автора рассматривает эти же темы и
проблемы.
3) Как решает эти темы и проблемы автор?
4) В каких произведениях вы встречали героев, близких по взглядам или характеру героям
данного произведения?
5) Вспомните «последующих» драматургов (произведения и героев), близких по взглядам автору
(тематика и проблематика произведения, герои и т.д.).

Понятия, необходимые для анализа произведения
Тема - это то, о чем идет речь в произведении; основная проблема, поставленная и рассматриваемая
автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое; это те типические явления
и события реальной жизни, которые отражены в произведении. (Созвучна ли тема основным
вопросам своего времени? Связано ли с темой название?) Каждое явление жизни - это отдельная
тема; совокупность тем - тематика произведения.
Проблема - это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Одна и та же тема может
послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права - проблема внутренней
несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и
крепостников, проблема социальной несправедливости...). Проблематика - перечень проблем,
затронутых в произведении. (Они могут носить дополнительный характер и подчиняться главной
проблеме).
Идея - что хотел сказать автор; решение писателем главной проблемы или указание пути, которым
она может решаться.
(Идейный смысл - решение всех проблем - главной и дополнительных или указание на возможный
путь их решения).
Пафос - эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой
силой чувств (м.б. утверждающий, отрицающий, оправдывающий, возвышающий...).
Композиция - построение литературного произведения; объединяет части произведения в одно
целое.
Основные средства композиции
Сюжет - то, что происходит в произведении; система основных событий и конфликтов (конфликт столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу
действия. Конфликт может происходить между личностью и обществом, между персонажами, в
сознании героя; быть явными скрытым). Элементы сюжета отражают ступени развития конфликта;
пролог - своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого; он
эмоционально
настраивает
читателя
на
восприятие
(встречается
редко).
Экспозиция - введение в действие; изображение условий и обстоятельств, предшествовавших
непосредственному началу действий (может быть развернутой и нет, цельной и "разорванной";
может располагаться не только в начале, но и в середине, конце произведения); знакомит с
персонажами
произведения,
обстановкой,
временем
и
обстоятельствами
действия;
завязка - начало движения сюжета; то событие, с которого начинается конфликт, развиваются
последующие события; развитие действия - система событий, которые вытекают из завязки; по ходу
развития действия, как правило, конфликт обостряется, а противоречия проявляются все яснее и
острее.
Кульминация - момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта; кульминация
представляет основную проблему произведения и характеры героев предельно ясно; после нее
действие ослабевает.
Развязка - решение изображаемого конфликта или указание на возможные пути его решения;
заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Как правило, в ней или
разрешается
конфликт
или
демонстрируется
его
принципиальная
неразрешимость.
Эпилог - заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего
развития событий и судеб героев; иногда дается оценка изображенному); это краткий рассказ о том,
что произошло с действующими лицами произведения после окончания основного сюжетного
действия).
Сюжет может излагаться:
в прямой хронологической последовательности событий;
с отступлениями в прошлое ретроспективами - и «экскурсами» в будущее;
в преднамеренно измененной последовательности (см. художественное время в произведении)
Несюжетными элементами считаются:
1. вставные эпизоды;
2. лирические (иначе - авторские) отступления. Их основная функция - расширить рамки
изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных

явлений
жизни,
которые
не
связаны
напрямую
с
сюжетом.
3. В произведении могут отсутствовать отдельные элементы сюжета; иногда сложно разделить эти
элементы; иногда встречается несколько сюжетов в одном произведении - иначе, сюжетных линий.
Существуют различные трактовки понятий «сюжет» и «фабула»:
сюжет - главный конфликт произведения; фабула - ряд событий, в которых он выражается.
сюжет - художественный порядок событий; фабула - естественный порядок.
Дополнительные средства композиции:
лирические отступления - формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу
изображенного (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут
представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции);
вводные (вставные) эпизоды (не связанные непосредственно с сюжетом произведения);
художественные предварения - изображение сцен, которые как бы предсказывают предваряют
дальнейшее развитие событий.
Основные приемы создания образа-персонажа:
1.
характеристика героя через его действия и поступки (в системе сюжета);
2. портрет, портретная характеристика героя (часто выражает авторское отношение к персонажу);
3. прямая авторская характеристика;
4. психологический анализ - подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение "диалектики души", т.е.
движения внутренней жизни героя;
5. характеристика героя другими действующими лицами;
6. художественная деталь - описание предметов и явлений окружающей персонажа
действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как
детали-символы).
Виды образов-персонажей:
лирические - в том случае, если писатель изображает только чувства и мысли героя, не
упоминая о событиях его жизни, поступках героя (встречаются, преимущественно, в поэзии);
драматические - в том случае, если возникает впечатление, что герои действуют "сами", "без
помощи автора"; т.е. автор использует для характеристики персонажей прием самораскрытия,
самохарактеристики (встречаются, преимущественно, в драматических произведениях);
эпические - автор-повествователь или рассказчик последовательно описывает героев, их
поступки, характеры, внешность, обстановку, в которой они живут, отношения с окружающими
(встречаются в романах, эпопеях, повестях, рассказах, новеллах, очерках).
Система образов-персонажей:
отдельные образы могут быть объединены в группы (группировка образов) - их взаимодействие
помогает полнее представить и раскрыть каждое действующее лицо, а через них -тематику и
идейный смысл произведения. Все эти группы объединяются в общество, изображенное в
произведении (многоплановое или одно плановое с социальной, этнической и т.п. точки зрения)
План рецензии на рассказ:
1. Несколько слов об авторе и о времени создания рассказа.
2. Сюжет.
3. Проблема, поставленная автором.
4. Характеристика героев рассказа:
портрет;
поступки или слова, через которые раскрывается характер;
авторское отношение.
5. Роль пейзажа.
6. Психологическое мастерство автора.
7. Художественные приемы, используемые автором.
8. Основная мысль рассказа.
9. Впечатление от рассказа, отношение автора рецензии к проблеме, героям рассказа
(аргументировать)
Примерный план характеристики художественного образа-персонажа

1.Место персонажа в системе образов произведения.
2.Характеристика персонажа как определенного социального типа:
 Социальное и материальное положение.
 Внешний облик.
 Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и
привычек:
а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;
б) влияние на людей (основная сфера, виды и типы воздействия).
 Область чувств:
а) тип отношения к окружающим;
б) особенности внутренних переживаний.
 Авторское отношение к персонажу.
 Какие черты личности героя выявляются в произведение:
а) с помощью портрета;
б) в авторской характеристике;
в) через характеристику других действующих лиц; с помощью предыстории или
биографии;
г) через цепь поступков;
д) в речевой характеристике;
е) через «соседство» с другими персонажами;
ж) через окружающую обстановку.
3.Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.
Примерный план характеристики литературного героя
1.Место данного персонажа в образной системе произведения.
2. Социальный статус и материальное положение.
3. Внешний облик (портрет).
4. Своеобразие мировоззрения и мировосприятия, характер деятельности, влияние на окружающих.
5. Особенности внутренних переживаний.
6. Авторское отношение к данному персонажу.
7. Какие черты личности героя выявляются в произведении:
а) с помощью портрета;
б) в авторской характеристике;
в) через характеристику других действующих лиц;
г) с помощью биографии и (или) предыстории;
д) через цепь поступков;
е) в речевой характеристике;
ж) через взаимодействие с другими персонажами;
з) через обстановку, которая окружает героя.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».