Программа воспитания школы №7 на 2020-2025 гг

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка ………………………………..………… 3
2. Раздел 1. Особенности организуемого в школе воспитательного
процесса……………………………………………………….……..4
3. Раздел 2. Цель и задачи воспитания..…..…………………………..5
4. Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности……...………8
5. Раздел 4. Основные направления самоанализа воспитательной
работы……………………………………………………….………18
6. Приложение. Основные понятия, используемые в
программе…………....................................................................................................................... 21

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания МАОУ СОШ № 7 на 2020-2025 уч.г. разработана
на основе примерной программы («Примерная программа воспитания», Москва,
2020) и направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников
в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с
окружающими их людьми. Её основная функция – направление, организация и
контроль деятельности педагогов школы по реализации воспитательного
потенциала их совместной с детьми деятельности, тем самым сделать МАОУ С
ОШ №7 воспитывающей организацией.
В центре данной программы в соответствии с ФГОС общего образования
находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных
знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов
реализации программы станет приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в
российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися
личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся
основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию;
мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в социально-значимой
деятельности.

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В МАОУ СОШ № 7 с. Патруши
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №7» с. Патруши - сельская школа, расположенная в 25
км от г. Екатеринбурга и 4, 6 км от г. Арамиль. Школа основана в 1980 году.
В здании школы кроме учебных кабинетов расположены: школьный музей,
актовый зал. На территории возле школы оборудована спортивная площадка,
построена теплица.
Школа взаимодействует с детскими садами (МАДОУ №17, 21, 6),
библиотеками, расположенными на территории Патрушевской сельской
администрации, муниципальным казенным учреждением физической культуры и
спорта «Эксперимент», и МБУК «Патрушевский дом культуры».
С декабря 2019 года на базе УО начала свою деятельность научно-учебная
лаборатория «Агрокуб». В связи с этим активно развивается взаимодействие с
уральским государственным аграрным университетом.
В школе функционирует орган ученического самоуправления «Активисты».
В этом учебном году планируется развивать отряды ЮИД и волонтеров.
В системе воспитания большая роль отводится классным руководителям,
педагогам, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования,
родителям во внеурочное время. В УО издается общешкольная газета «Ex-клюзив»,
ведется группа в социальной сети «ВК».
Процесс
воспитания
в
МАОУ
СОШ
№7
основывается
на следующих принципах взаимодействия педагогических работников
и обучающихся:
ü неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося,
соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритета
безопасности обучающегося при нахождении в образовательной организации;
ü ориентир на создание в образовательной организации психологически
комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно
конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
ü реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе
детско-взрослых
общностей,
которые
бы
объединяли
обучающихся
и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
ü организация основных совместных дел обучающихся и педагогов как предмета
совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
ü системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его
эффективности.
Основными традициями воспитания в МАОУ СОШ №7 являются следующие:
ü ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогических работников;
ü важной чертой каждого ключевого дела и других совместных дел
педагогических работников и обучающихся является коллективная разработка,
коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их

результатов;
ü в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления
обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора);
ü педагогические работники школы ориентированы на формирование
коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских
объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских
взаимоотношений;
ü ключевой фигурой воспитания в МАОУ СОШ №7 является классный
руководитель, реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно
развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов)
функции.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный
национальный
воспитательный
идеал
–
это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий
судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее
и будущее своей страны, способный к самовоспитанию и саморазвитию для
конструктивного взаимодействия с окружающей культурной средой, укорененный в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых
для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир,
знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания
в МАОУ СОШ №7 – создание условий для самореализации и самовоспитания
обучающихся, их конструктивного взаимодействия с социумом и окружающей
средой.
Личностное развитие обучающихся проявляется в конкретизации общей цели
воспитания применительно к возрастным особенностям обучающихся и позволяет
выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем
уровням общего образования:
1) в создании благоприятных условий для усвоения обучающимися социально
значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они
живут (уровень начального общего образования);
2) в формировании благоприятных условий для развития социально значимых
отношений школьников (уровень основного общего образования);
3) в создании благоприятных условий для приобретения обучающимися опыта
осуществления социально значимых дел (уровень среднего общего образования)
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных
с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования
других составляющих общей цели воспитания. Приоритет – это то, чему
педагогическим работникам, работающим с обучающимися конкретной возрастной
категории, предстоит уделять большее, но не единственное внимание.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся
будет
способствовать решение следующих основных задач:

ü реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения
и анализа в школьном сообществе;
ü реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
ü вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,
работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их
воспитательные возможности;
ü использовать в воспитании обучающихся возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с
обучающимися;
ü инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне
школы, так и на уровне классных сообществ;
ü поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских
общественных объединений и организаций;
ü организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы
и реализовывать их воспитательный потенциал;
ü организовывать профориентационную работу с обучающимися;
ü организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный
потенциал;
ü развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности;
ü организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного
развития обучающихся.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе
интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся и педагогических
работников, что станет эффективным способом профилактики антисоциального
поведения обучающихся.
3.ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач МАОУ СОШ №7 с.Патруши
представленна в виде инвариативных и вариативных модулей. Каждый из них
ориентирован на решение одной из поставленных школой задач воспитания и
соответствует одному из направлений осуществления воспитательной работы ОУ.
Инвариативные модули
Вариативные модули
- Классное руководство
- Ключевые общешкольные дела
- Школьные медиа
- Школьный урок
- Курсы внеурочной деятельности
- Экскурсии, экспедиции, походы
- Организация предметно-эстетической
- Работа с родителями
- Самоуправление
среды
- Профориентация
-Волонтерство
-Служба психолого-педагогического
сопровождения»

3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела в МАОУ СОШ №7 – это главные традиционные
общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть обучающихся и
которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются
совместно педагогическими работниками и обучающимися.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы
работы
Вне образовательной организации:
ü
социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
обучающимися и педагогическими работниками комплексы дел (благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные
на преобразование окружающего школу социума;
Ø районный конкурс «Юные исследователи природы»;
Ø смотр-конкурс по программе «Родники»;
Ø конкурс творческих работ «Вода ошибок не прощает;
Ø конкурс «Не рубите ёлочку»;
Ø Конкурс «Ученик года» (районный конкурс);
Ø Конкурс «Мы Уральцы!»;
Ø Конкурс «День птиц».
ü
открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый комплекс
открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских,
совместных), на которые приглашаются представители других школ, деятели науки
и культуры, представители власти, общественности и в рамках которых обсуждаются
насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся
жизни школы, города, страны;
Ø Единый День профилактики правонарушений в школе (помимо
профилактических мероприятий с обучающимися, проводится встреча
родителей и обучающихся с представителями Управления образования, КДН
и ЗП, ПДН);
Ø Форум юных граждан;
Ø Медиа-сборы актива старшеклассников.
ü
проводимые для жителей поселка и организуемые совместно с семьями
обучающихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления,
которые открывают возможности для творческой самореализации обучающихся и
включают их в деятельную заботу об окружающих;
Ø Митинг, посвященный 9 мая, совместно с ДК;
Ø Уборка территории возле школы;
Ø Участие в концертах и мероприятиях, организованных иными организациями,
расположенными на территории с. Патруши.
ü
участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным
и международным событиям.
Ø акция «10000 добрых дел в один день»;
Ø акция «георгиевская ленточка»

Ø акция «голубь мира»
На уровне образовательной организации:
ü
общешкольные
праздники
–
ежегодно
проводимые
творческие
(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные
со значимыми для обучающихся и педагогических работников знаменательными
датами и в которых участвуют все классы школы;
Ø Линейка «Здравствуй, школа!», посвящённая началу учебного года;
Ø День дублера в День Учителя (старшеклассники организуют учебный процесс,
проводят уроки, общешкольную линейку, следят за порядком в школе и т.п.);
Ø Фестиваль новогодних сказок;
Ø Предметные недели (литературы, русского и английского языков;
математики, физики, биологии и химии; истории, обществознания и
географии; начальных классов);
Ø Проектная неделя;
Ø Концерты, конкурсные программы к «8 Марта», «23 февраля»;
Ø Конкурсы чтецов;
Ø Конкурс «Смотр песни и строя»;
Ø «Эй, ухнем»;
Ø Уборка снега возле памятников;
Ø Акция «Подарок музею».
ü
торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на
следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых
социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей:
Ø «Посвящение в первоклассники»;
Ø «Прощание с азбукой»;
Ø «Последний звонок».
ü церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное
участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях,
олимпиадах, значительный вклад в развитие школы:
Ø общешкольные линейки с вручением грамот и благодарностей;
Ø награждение на торжественной линейке «Последний звонок» по итогам
учебного года Похвальными листами и грамотами обучающихся;
Ø награждение классов по итогам конкурса «Лучший класс года»
На уровне классов:
ü выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел,
ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
ü участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
ü проведение в рамках класса итогового анализа обучающимися общешкольных
ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных
дел на уровне общешкольных советов дела.

На индивидуальном уровне:
ü вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы
в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей,
ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных
за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
ü индивидуальная помощь обучающемуся (при необходимости) в освоении
навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
ü наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки, проведения
и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими
и младшими обучающимися, с педагогическими работниками и другими
взрослыми;
ü при необходимости коррекция поведения обучающегося через частные беседы
с ним, через включение его в совместную работу с другими обучающимися,
которые могли бы стать хорошим примером для обучающегося, через предложение
взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной
фрагмент общей работы.
3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует работу
с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему
класса; работу с учителями-предметниками в данном классе; работу с родителями
обучающихся или их законными представителями
Работа с классным коллективом:
ü
инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых
делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и
анализе;
ü
организация интересных и полезных для личностного развития обучающегося,
совместных дел с обучающимися вверенного ему класса по направлениям:
Ø
Гражданско-патриотическое « Я- Гражданин!»;
Ø
Духовно- нравственное и эстетическое «Разум сердца»
Ø
Спортивно - оздоровительное «Здоровье» и экологического воспитания
Ø
Воспитание положительного отношения к труду и творческой деятельности «
Ученье и труд рядом идут»
ü
проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного
общения классного руководителя и обучающихся, основанных на принципах
уважительного отношения к личности обучающегося, поддержки активной позиции
каждого обучающегося в беседе, предоставления обучающимся возможности
обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной
среды для общения.
ü
сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение
и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии,
организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней
рождения обучающихся, включающие в себя подготовленные ученическими
микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши;

регулярные внутриклассные вечера, дающие каждому обучающемуся возможность
рефлексии собственного участия в жизни класса.
ü
формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в
окружающем социуме,
ü
формирование умения соблюдать требования к внешнему виду учащихся в
соответствии с уставом школы.
ü
проведение
профилактических
мероприятий
по
предупреждению
безнадзорности и правонарушений, соблюдению правил дорожного движения и
пожарной безопасности.
Индивидуальная работа с обучающимися:
ü
изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через
наблюдение за поведением обучающихся в их повседневной жизни, в специально
создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих обучающегося в мир
человеческих отношений, в организуемых педагогическим работником беседах
по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются
с результатами бесед классного руководителя с родителями обучающихся,
учителями-предметниками, а также (при необходимости) – со школьным психологом;
ü
поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогическими
работниками, выбор профессии, организации высшего образования и дальнейшего
трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется
классным руководителем в задачу для обучающегося, которую они совместно
стараются решить;
ü
индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на заполнение
ими личных портфолио, в которых обучающиеся не просто фиксируют свои учебные,
творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных
неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют
их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;
ü
коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним,
его родителями или законными представителями, с другими обучающимися класса;
через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через
предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями-предметниками в классе:
ü
регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и требований
педагогических
работников
по
ключевым
вопросам
воспитания,
на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями-предметниками
и обучающимися;
ü
проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;
ü
привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях
класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся.

Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:
ü
регулярное
информирование
родителей
о
школьных
успехах
и проблемах их обучающихся, о жизни класса в целом;
ü
помощь родителям обучающихся или их законным представителям
в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками;
ü
организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
ü
создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов
воспитания и обучения их обучающихся;
ü
привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел
класса;
ü
организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
ü вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести
социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития
социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых
делах;
ü формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических
работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг
к другу;
ü
создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
ü
поддержку в детских объединениях обучающихся с ярко выраженной
лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных
социально значимых традиций;
ü
поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского
самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
происходит в рамках следующих выбранных обучающимися ее видов
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности «Школа
Исследователей», «Основы духовно-нравственной культуры и светской этики»,
направленные на передачу обучающимся социально значимых знаний, развивающие
их
любознательность,
позволяющие
привлечь
их
внимание
к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего

общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину
мира.
Туристско-краеведческая деятельность. Курс внеурочной деятельности
«Юный экскурсовод», направленный на воспитание у школьников любви к своему
краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и
ответственности школьников.
Спортивно-оздоровительная
деятельность.
Курсы
внеурочной
деятельности «Баскетбол», «Волейбол», направленные на физическое развитие
обучающихся, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение
к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование
установок на защиту слабых.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности «Здоровейка»,
направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала
обучающихся, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать
в команде.
3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
ü установление доверительных отношений между педагогическим работником
и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися
требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
ü побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками)
и
сверстниками
(обучающимися),
принципы
учебной
дисциплины
и самоорганизации;
ü привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания
обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
ü использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе;
ü применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются
в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность
приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы
в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими
обучающимися;
ü включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных

межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной
атмосферы во время урока;
ü организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся
над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
ü инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся
в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских
проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного
решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных
идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах
других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
3.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогическим
работникам воспитывать в обучающихся инициативность, самостоятельность,
ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся –
предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то,
что готовит их к взрослой жизни. Поскольку обучающимся младших
и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою
деятельность, детское самоуправление иногда и на время может
трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детсковзрослое самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом:
На уровне школы:
ü через деятельность выборного Совета старшеклассников, создаваемого для
учета мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организацией
и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные
интересы;
ü через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего
и организующего проведение личностно значимых для обучающихся событий
(соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.);
На уровне классов:
ü через деятельность выборных по инициативе и предложениям обучающихся
класса лидеров (например, старост, дежурных командиров), представляющих
интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу
с работой актива школы и классных руководителей;
ü через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих
за различные направления работы класса (например: штаб спортивных дел, штаб
творческих дел, штаб работы с обучающимися младших классов);
На индивидуальном уровне:
ü
через вовлечение обучающихся в
проведение
и анализ общешкольных и внутриклассных дел;

планирование,

организацию,

ü
через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую
роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной
комнатой, комнатными растениями и т.п.
Структура ученического самоуправления:
Заместитель директора
по ВР
Совет
старшеклассников
Президент школы

Педагог
организатор,
вожатый

актив

Министр
личностного
развития

Министр
информационномедийного

Министр
спортивнопатриотического
направления

Министр
гражданского
направления

Лидер класса

Совет класса

сектор
спорта

сектор
знаний

сектор
культуры

Информационномедийный сектор

Сектор труда

Ученик

Модуль 3.6. «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают обучающемуся расширить свой
кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной,

природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести
важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных
ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные
условия для воспитания у обучающихся самостоятельности и ответственности,
формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления
их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному
использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности
реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:
ü выездные экскурсии или походы выходного дня, организуемые в классах их
классными руководителями и родителями обучающихся: в музей, в театр, в цирк,
в картинную галерею, в технопарк, на предприятие, на природу;
ü ежегодные осенние и зимние турслеты;
ü регулярные экскурсии в школьный музей.
3.7. Модуль «Профориентация»
Совместная
деятельность
педагоггов
и
школьников
по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное
просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам
профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся. Задача
совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к
осознанному выбору своей будущей профессии. Создавая профориентационно
значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору,
педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд
на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную,
но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.
Эта работа осуществляется через:
ü циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку
обучающегося к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
ü профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение
кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную
позицию), расширяющие знания обучающихся о типах профессий, о способах
выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной
обучающимся профессиональной деятельности;
ü экскурсии на предприятия, дающие обучающимся начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти
профессии;
ü совместное с педагогическими работниками изучение интернет ресурсов,
посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям
и направлениям образования;
ü участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных
в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие
в мастер-классах, посещение открытых уроков (Проектория);

ü освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов
по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или
в рамках курсов дополнительного образования.
3.8. Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа – развитие коммуникативной культуры обучающихся,
формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой
самореализации обучающихся. Воспитательный потенциал школьных медиа
реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
ü
разновозрастный редакционный совет обучающихся, обучающихся
старших классов и консультирующих их педагогических работников, целью
которого является освещение (через школьную газету) наиболее интересных
моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков,
секций, деятельности органов ученического самоуправления;
ü
школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев
группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий,
осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных
праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек;
ü
школьная интернет-группа – разновозрастное сообщество обучающихся
и педагогических работников, поддерживающее интернет-сайт школы
и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности
образовательной организации в информационном пространстве, привлечения
внимания общественности к школе, информационного продвижения ценностей
школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой
обучающимися, педагогическими работниками и родителями могли бы открыто
обсуждаться значимые для школы вопросы;
ü
участие обучающихся в региональных или всероссийских конкурсах
школьных медиа.
3.9. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая обучающегося предметно-эстетическая среда школы,
при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося,
способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу
психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые
ситуации, способствует позитивному восприятию обучающимся школы.
Воспитывающее влияние на обучающегося осуществляется через такие формы
работы с предметно-эстетической средой школы как:
оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров,
рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация,
которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок
обучающихся на учебные и внеучебные занятия;

ü размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих
работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал,
а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного
художественного стиля, знакомящего обучающихся с разнообразием эстетического
осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе
(проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах
с интересными людьми и т.п.);
ü озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей,
оборудование во дворе школы беседок, спортивных и игровых площадок, доступных
и приспособленных для обучающихся разных возрастных категорий,
оздоровительно-рекреационных
зон,
позволяющих
разделить
свободное
пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;
ü благоустройство
классных
кабинетов,
осуществляемое
классными
руководителями вместе с обучающимся и своих классов, позволяющее
обучающимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод
для длительного общения классного руководителя со своими обучающимися;
ü событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных
школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих
вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
ü совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация особой
школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы
школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в
торжественные моменты жизни образовательной организации – во время
праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных
происходящих в жизни школы знаковых событий;
ü акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания
ценностях школы, ее традициях, правилах.
3.10. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями обучающихся
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа
с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется
в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
ü Общешкольный родительский комитет и попечительский совет школы,
участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов
воспитания и социализации их обучающихся;
ü общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
ü педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в
ходе которого родители получают рекомендации классных руководителей и

обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания
детей;
ü взаимодействие с родителями посредством школьного сайта: размещается
информация, предусматривающая ознакомление родителей, школьные новости
На индивидуальном уровне:
ü Обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
ü
участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного
обучающегося;
ü
помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных
и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
ü
индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных
усилий педагогических работников и родителей.
Модуль 3.11. «Волонтерство»
Волонтерство–это участие школьников в общественно-полезных делах,
деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.
Волонтерство может быть событийным и повседневным.
Событийное волонтерство предполагает участие школьников в проведении
разовых акций, которые часто носят масштабный характер, проводятся на уровне
района, города, страны.
Повседневное волонтерство предполагает постоянную деятельность школьников,
направленную на благо конкретных людей и социального окружения в целом.
Волонтерство позволяет школьникам проявить такие качества как внимание, забота,
уважение. Волонтерство позволяет развивать коммуникативную культуру, умение
общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение
сопереживать. Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим
образом:
На уровне школы:
ü участие школьников в организации праздников, торжественных мероприятий,
встреч с гостями школы;
ü участие школьников в работе с младшими ребятами: проведение для них
праздников, утренников, тематических вечеров;
ü участие школьников к работе на прилегающей к школе территории (работа в
школьном саду, благоустройство клумб, уход за деревьями и кустарниками, уход за
малыми архитектурными формами);
ü участие обучающихся в подготовке и проведении школьных мероприятий в
качестве ведущих, выступающих, дежурных.
ü участие обучающихся из школьных профильных отрядов и объединений в
подготовке и проведении линеек, выступления агитбригад для воспитанников
детских садов и младших классов, социальных партнёров;
ü участие в акциях по безопасности: изготовление и распространение листовок,
буклетов и т.п.;

ü участие обучающихся в работе на пришкольном участке во время проведения
акций и летних практик.
Модуль 3.12 «Служба психолого-педагогического сопровождения»
Профилактическая работа с целью формирования у учащихся знаний,
установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья,
содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных
компетентностей.

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется
по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления
основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной
организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению
администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
ü принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам,
так и к педагогическим работникам, реализующим воспитательный процесс;
ü принцип
приоритета
анализа
сущностных
сторон
воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между обучающимися и педагогическими работниками;
ü принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач
воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного
подбора видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности;
ü принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное
развитие обучающихся – это результат как социального воспитания (в котором школа
участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной
социализации и саморазвития обучающихся.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного
процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития обучающихся каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем
директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов
на
заседании
методического
объединения
классных
руководителей
или педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации
и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение а так же
результаты .
Внимание педагогических работников сосредотачивается на следующих
вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития
обучающихся удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить
не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит
работать педагогическому коллективу.

Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития обучающихся являются следующие методики и инструментарий
диагностики:
• Методика «Незаконченные предложения» (метод ssct или тест Сакса Леви);
• Метод ассоциаций на основе ассоциативного теста Юнга;
• Анализ и изучение развития классных коллективов проводиться по
методике Е.Н. Степанову;
• Диагностика уровня воспитанности по методике Н.П. Капустина.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности
обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей
совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе,
классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо
знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе
совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть
беседы с обучающимися и их родителями, педагогическими работниками, лидерами
ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные
результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных
руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
ü качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
ü качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
ü качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
ü качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
ü качеством существующего в школе ученического самоуправления;
ü качеством функционирующих на базе школы детских общественных
объединений;
ü качеством проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;
ü качеством профориентационной работы школы;
ü качеством работы школьных медиа;
ü качеством организации предметно-эстетической среды школы;
ü качеством взаимодействия школы и семей школьников .
ü итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является
перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому
коллективу.

Приложение. Основные понятия, используемые в программе

Воспитание. Х.Й.Лийметс и Л.И.Новикова
Воспитание – есть управление процессом развития личности через создание
благоприятных для этого условий.
Цель воспитания – это те изменения в личности детей, которые педагоги
стремятся получить в процессе реализации своей воспитательной деятельности. Это
ожидаемый, планируемый результат воспитательной деятельности.
Результат воспитания – это те изменения в личностном развитии детей, которые
взрослые (родители или педагоги) получили в процессе их воспитания
Задачи воспитания – это те проблемы организации конкретных видов и форм
деятельности, которые необходимо решить для достижения цели воспитания.
Соотношение цели и задач можно образно представить в виде соотношения
пьедестала и ведущих к нему ступеней.
Направления воспитания – это основные векторы осуществления воспитательной
работы школы, ориентирующие ее на решение цели и задач воспитания. Это
своеобразные магистральные пути организации школьной воспитательной работы
(например: воспитание на уроке, воспитание в рамках курсов внеурочной
деятельности, воспитание через классное руководство и т.п.).
Виды деятельности– здесь это виды индивидуальной или совместной с детьми
деятельности педагогов, используемые ими в процессе воспитания (например:
игровая, познавательная, трудовая, спортивно-оздоровительная, туристскоэкскурсионная, досугово-развлекательная и т.п.)
Формы деятельности – это организационная оболочка деятельности,
ограниченные во времени и пространстве акты индивидуальной или совместной с
детьми деятельности, которые педагог использует для достижения цели воспитания
(например: ролевая игра или игра по станциям, беседа или дискуссия, многодневный
поход или поход выходного дня, соревнование, сбор, трудовой десант и т.п.)
Содержание деятельности – это конкретное практическое наполнение различных
видов и форм деятельности. Содержание и формы деятельности – явления
взаимосвязанные, ведь содержание всегда в том или ином виде оформляется, а
форма всегда что-то содержит. Формы деятельности могут быть самыми разными:
рассказ, беседа, дискуссия, конкурс, игра, спектакль, экскурсия, КТД и т.п. Причем
содержание этих бесед, игр или конкурсов может быть хорошим или плохим,
толковым или бестолковым, воспитывающим или всего лишь развлекательным, но
пустой форма не бывает никогда.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».