Рабочая программа воспитания ООО

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
с. Патруши

Утверждаю:
Директор

В.П. Мингалева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ НА УРОВНЕ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ПОДГОТОВЛЕНА НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ)
2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания (далее – программа воспитания) разработана на
основе федеральной рабочей программы воспитания. Программа воспитания
основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех
уровней общего образования.
Программа воспитания:
• предназначена для планирования и организации системной воспитательной
деятельности в образовательной организации;
• разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления
образовательной организацией, в том числе советов обучающихся, советов
родителей (законных представителей);
• реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой
совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений,
социальными институтамивоспитания;
• предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и
нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских
базовых конституционных норм и ценностей;
• предусматривает историческое просвещение, формирование российской
культурной и гражданской идентичности обучающихся.
Участниками образовательных отношений являются педагогические и другие
работники МАОУ СОШ №7, обучающиеся, их родители (законные представители),
представители иных организаций, участвующие в реализации образовательного
процесса в соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными
актами образовательного учреждения.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют
преимущественное право на воспитание своих детей.
Содержание воспитания обучающихся в общеобразовательной организации
определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм
и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти
ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся.
Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовнонравственные ценности культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в школе планируется и осуществляется в соответствии
с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в
государственной Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 № 996-р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере
воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей
российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями
и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного
общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Целевой раздел
Цель и задачи воспитания обучающихся
Современный
российский
национальный
воспитательный
идеал
—
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий
судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и
будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях
многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской
Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся в школе:
• развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства;
• формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону
и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного
отношения
к
культурному
наследию
и
традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
Задачи воспитания обучающихся в школе:
• усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество (социально значимых
знаний);
• формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие);
• приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных
отношений, применения полученных знаний;
• достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ
в соответствии с ФГОС ООО.
Данная цель и задачи ориентируют педагогов на обеспечение позитивной
динамики развития личности обучающегося, координирует усилия педагога и
самого ребенка по своему саморазвитию, сотрудничество и партнерские отношения.
Именно сотрудничество и партнерские отношения педагога и обучающегося
являются важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям
обучающихся позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты,
соответствующие конкретным уровням общего образования:
В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для
развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных

отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека,
залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения
уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек
вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и
которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; - к миру как
главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,
налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания
благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека,
как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка,
искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и
позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для
личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют
его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного
приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего
образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их
стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных
взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает
становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных
ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития
социально значимых отношений школьников.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных свозрастными
особенностями обучающихся, означает что в работе со обучающимися конкретной
возрастной категории, данным приоритетам предстоит уделять первостепенное, но
не единственное внимание.
Добросовестная работа педагогических работников, направленная на достижение
поставленной цели, позволит обучающемуся получить необходимые социальные

навыки, которые помогут лучше ориентироваться в сложном мире человеческих
взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими,
увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать
с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и
находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой
жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Воспитательная деятельность в школе планируется и осуществляется на основе
аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системнодеятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов
воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности
детей
и
взрослых,
следования
нравственному
примеру,
безопасной
жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в
соответствии с ФГОС:
гражданско-патриотическое воспитание — становление ценностного
отношения к своей Родине - России; осознание своей этнокультурной и российской
гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные
представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и
правилах межличностных отношений;
духовно-нравственное воспитание — признание индивидуальности
каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям;
эстетическое воспитание — уважительное отношение и интерес к
художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям
и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных
видах художественной деятельности;
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа
жизни и эмоционального благополучия — соблюдение правил здорового и
безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том
числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому
здоровью;
трудовое воспитание — осознание ценности труда в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда,
навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям;
экологическое воспитание — бережное отношение к природе; неприятие

действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания — первоначальные представления о научной
картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании.
Целевые ориентиры результатов воспитания
Целевые
ориентиры
на
основе
российских
базовых
(гражданских,
конституциональных) ценностей, сформулированные на уровне начального общего
образования по направлениям воспитания в соответствии с ФГОС, обеспечивают
единство воспитания, воспитательного пространства.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего
образования
Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность)
в
поликультурном,
многонациональном
и
многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа
России,тысячелетней истории российской государственности на основе
исторического просвещения, российского национального исторического
сознания.
Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России,
реализациисвоих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод,
законных интересов других людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том
числе самоуправлении,ориентированный на участие в социально значимой
деятельности, в том числе гуманитарной
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой
народ, его традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и
других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов,
проживающих в родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего
края, своего народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве,
спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и
защитников Отечества в прошлом и современности.
Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.

Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России,
российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом
национальной, религиозной принадлежности).
Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиций традиционных российских духовнонравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и
ценностям.
Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях
индивидуального и общественного пространства, значение и ценность
межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России,
умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным
ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи,
рождения и воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе
как части духовной культуры своего народа, российского общества.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
народных традиций и народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально- чувственную восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их
влияния на поведение людей.
Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм
ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в
художественном творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий
в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности,
безопасного поведения, в том числе в информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярную физическую активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя,
наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий,
вреда для физического и психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других
людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.

Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков
трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной
самореализации в российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
общеобразовательной организации, своей местности) технологической и
социальной направленности, способный инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов, потребностей.
Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их
решения, значение экологической культуры человека, общества. Сознающий
свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред.
Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для
решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды.
Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной
направленности.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом
индивидуальных интересов, способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой.
Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления
знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной,
цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской
деятельности.

Содержательный раздел
Уклад образовательной организации
Организация воспитательной деятельности МАОУ СОШ №7 с Патруши опирается
на школьный уклад, выражающий самобытный облик образовательной организации.
МАОУ СОШ №7 — образовательная организация, реализующая программы
основного общего образования.
Муниципальное
автономное
общеобразовательное
учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа №7» с. Патруши (сокращенное наименование: МАОУ
СОШ №7 ) - сельская школа, расположенная в 25 км от г. Екатеринбурга и 4, 6 км от
г. Арамиль. Школа основана в 1980 году.
В здании школы кроме учебных кабинетов расположены: школьный музей, актовый
зал, спортивный зал. На территории возле школы оборудована спортивная
площадка, построена теплица.
Школа взаимодействует с детскими садами (МАДОУ №17, 21, 6), библиотеками,
расположенными на территории Патрушевской сельской администрации,
муниципальным казенным учреждением физической культуры и спорта
«Эксперимент» и МБУК «Патрушевский дом культуры».
С декабря 2019 года на базе ОУ начала свою деятельность научно-учебная
лаборатория «Агрокуб». В связи с этим активно развивается взаимодействие с
Уральским государственным аграрным университетом.
В школе функционирует орган ученического самоуправления «Активисты». В этом
учебном году планируется совершенствовать деятельность отрядов ЮИД и
волонтеров.
В системе воспитания большая роль отводится классным руководителям, педагогам,
педагогу-организатору, педагогам дополнительного образования, родителям во
внеурочное время. В школе издается школьная газета «Ex-клюзив», ведется группа в
социальной сети «ВК».
Процесс
воспитания
в
МАОУ
СОШ
№7
основывается
на
следующих
принципах
взаимодействия
педагогических
работников
и обучающихся:
ü неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося,
соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритета
безопасности обучающегося при нахождении в образовательной организации;
ü ориентир на создание в образовательной организации психологически
комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно
конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
ü реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе
детско-взрослых
общностей,
которые
бы
объединяли
обучающихся
и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
ü организация основных совместных дел обучающихся и педагогов как предмета
совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
ü системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его
эффективности.

Основными традициями воспитания в МАОУ СОШ №7 являются следующие:
ü ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогических работников;
ü важной чертой каждого ключевого дела и других совместных дел
педагогических работников и обучающихся является коллективная разработка,
коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их
результатов;
ü в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления
обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора);
ü педагогические работники школы ориентированы на формирование
коллективов в рамках школьных классов, кружков, секций и иных детских
объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских
взаимоотношений;
ü ключевой фигурой воспитания в МАОУ СОШ №7 является классный
руководитель, реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно
развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов)
функции.
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Модуль «Основные школьные дела»
Реализация воспитательного потенциала школы предусматривает:
общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и т.п.) мероприятия, связанные с (общероссийскими,
региональными) праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы;
еженедельную церемонию поднятия (спуска) государственного флага
Российской Федерации;
участие во всероссийских акциях, посвящённых значимым событиям в
России, мире;
торжественные мероприятия, связанные с завершением образования,
переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение
новых социальных статусов в общеобразовательной организации, обществе;
церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и
педагогов за участие в жизни общеобразовательной организации, достижения в
конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие общеобразовательной
организации;
социальные проекты в общеобразовательной организации, совместно
разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами, в том числе с
участием социальных партнёров, комплексы дел благотворительной, экологической,
патриотической, трудовой и др. направленности;
разновозрастные сборы, выездные события, включающие в себя комплекс

коллективных творческих дел гражданской, патриотической, историкокраеведческой, экологической, трудовой, спортивно-оздоровительной и др.
направленности;
вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных
ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих,
декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование,
за приглашение и встречу гостей и т.д.), помощь обучающимся в освоении навыков
подготовки, проведения, анализа общешкольных дел;
наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения,
анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися
разных возрастов, с педагогами и другимивзрослыми.
Общешкольные дела – это главные традиционные дела, в которых принимает участие
большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся,
проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это, комплекс
коллективных творческих дел, интересных и значимых для обучающихся,
объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые
общешкольные дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и
взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную
позицию к происходящему в Школе. Введение ключевых дел в жизнь школы
помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору
мероприятий, организуемых педагогами для детей.
Для этого в Школе используются следующие формы работы:
На внешкольном уровне:
ü социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
обучающимися и педагогическими работниками комплексы дел (благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на
преобразование окружающего школу социума;
Ø смотр-конкурс по программе «Родники»;
Ø конкурс «Не рубите ёлочку»;
Ø конкурс «Ученик года» (районный конкурс);
Ø конкурс «Мы Уральцы!»;
Ø конкурс «День птиц»;
Ø уборка территории возле памятников в с. Бородулино и в с. Патруши;
Ø экологическая акция «Чистые игры».
ü открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый комплекс
открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских,
совместных), на которые приглашаются представители других школ, деятели науки
и культуры, представители власти, общественности и в рамках которых
обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы,
касающиеся жизни школы, города, страны;

Ø Единый День профилактики правонарушений в школе (помимо
профилактических мероприятий с обучающимися, проводится встреча родителей и
обучающихся с представителями Управления образования, КДН и ЗП, ПДН);
Ø Форум юных граждан;
Ø Медиа-сборы актива старшеклассников.
ü проводимые для жителей поселка и организуемые совместно с семьями
обучающихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления,
которые открывают возможности для творческой самореализации обучающихся и
включают их в деятельную заботу об окружающих;
Ø памятное мероприятие, посвященное 9 мая (совместно с ДК);
Ø уборка территории возле школы;
Ø участие в концертах и мероприятиях, организованных иными организациями,
расположенными на территории с. Патруши;
ü участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным
и международным событиям;
Ø акция «Георгиевская ленточка»;
Ø акция «окна Победы»;
Ø акция «Бессмертный полк»;
Ø «Диктант Победы».
На школьном уровне:
ü общешкольные
праздники
–
ежегодно
проводимые
творческие
(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные
со значимыми для обучающихся и педагогических работников знаменательными
датами и в которых участвуют все классы школы;
Ø Линейка «Здравствуй, школа!», посвящённая началу учебного года;
Ø День дублера в День Учителя (старшеклассники организуют учебный процесс,
проводят уроки, общешкольную линейку, следят за порядком в школе и т.п.);
Ø Фестиваль новогодних сказок;
Ø Предметные недели (литературы, русского и английского языков; математики,
физики, биологии и химии; истории, обществознания и географии);
Ø Концерты, конкурсные программы к 8 Марта, 23 февраля;
Ø Конкурсы чтецов;
Ø
«Смотр песни и строя»;
Ø «Эй, ухнем»;
Ø Фестиваль патриотической песни;
Ø Акция «Подарок музею»;
Ø «Последний звонок».
На уровне классов:
ü выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел,
ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
ü участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;

ü участие в акциях «Сдай макулатуру-спаси дерево»; «Помоги братьям нашим
меньшим», «Добрые крышечки!»
ü проведение в рамках класса итогового анализа обучающимися общешкольных
ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел
на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы
в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей,
ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных
за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
индивидуальная помощь обучающемуся (при необходимости) в освоении
навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки, проведения
и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими
и младшими обучающимися, с педагогическими работниками и другими взрослыми;
при необходимости коррекция поведения обучающегося через частные беседы с
ним, через включение его в совместную работу с другими обучающимися, которые
могли бы стать хорошим примером для обучающегося, через предложение взять в
следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент
общей работы.
Церемония поднятия (спуска) Государственного флага РоссийскойФедерации
Церемония поднятия (спуска) Государственного флага Российской Федерации
является одним из важнейших воспитательных событий, направленных на
формирование чувства патриотизма и гражданственности у школьников. Поднятие
Государственного флага Российской Федерации является почётной обязанностью и
поручается обучающимся. Порядок проведения Церемонии закреплён внутренним
регламентом школы.
Поднятие флага осуществляется в первый учебный день каждой учебнойнедели перед
первым учебным занятием (уроком). Спуск Государственного флага
осуществляется в конце каждой учебной недели по окончании последнего
учебного урока. Церемония Поднятия (спуска) Государственного флага Российской
Федерации реализуется в одном из трех форматов: на пришкольной территории у
флагштока; в рекреации; в учебных аудиториях (трансляция видео).
Модуль «Урочная деятельность»
В реализации воспитательного потенциала урока педагогам важно ориентироваться
на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями обучающихся.
Реализация педагогами предметниками воспитательного потенциала урока
предполагает следующее;
максимальное использование воспитательных возможностей содержания
учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных

духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического
сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего
содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций
для обсуждений;
включение учителями в рабочие программы по учебным предметам,
курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в
определении воспитательных задач уроков, занятий;
включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов,
модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию
приоритета воспитания в учебной деятельности;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний
своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям,
явлениям, лицам;
применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует
развитию критического мышления;
–
побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения
со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу общеобразовательной
организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы;
–
организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над
неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными
потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;
–
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов,
в том числе и воспитательной направленности, что даст обучающимся возможность
приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к
чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
–
установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной деятельности;
–
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками, принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;

Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогическим работникам
воспитывать в обучающихся инициативность, самостоятельность, ответственность,
трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся – предоставляет
широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их
к
взрослой
жизни.
Поскольку
обучающимся
младших
и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою
деятельность,
детское
самоуправление
иногда
и
на
время
может
трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детсковзрослое самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом:
На уровне школы:
ü через деятельность выборного Совета старшеклассников, создаваемого для
учета мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организацией
и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные
интересы;
ü через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего
и организующего проведение личностно значимых для обучающихся событий
(соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.);
На уровне классов:
ü через деятельность выборных по инициативе и предложениям обучающихся
класса лидеров (например, старост, дежурных командиров), представляющих
интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу
с работой актива школы и классных руководителей;
ü через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих
за различные направления работы класса (например: штаб спортивных дел, штаб
творческих дел, штаб работы с обучающимися младших классов);
На индивидуальном уровне:
ü через вовлечение обучающихся в планирование, организацию, проведение
и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
ü через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль,
функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной
комнатой, комнатными растениями и т.п.

Структура ученического самоуправления:
Заместитель директора
по ВР
Совет
старшеклассников

Педагог
организатор,
вожатый

Президент школы

актив

Министр
личностного
развития

Министр
информационномедийного

Министр
спортивнопатриотического
направления

Министр
гражданского
направления

Лидер класса

Совет класса

сектор
спорта

сектор
знаний

сектор
культуры

Информационномедийный сектор

Сектор труда

Ученик

Модуль «Внеурочная деятельность»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через:
ü вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести
социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития
социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых
делах;

ü формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических
работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг
к другу;
ü создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
ü поддержку в детских объединениях обучающихся с ярко выраженной
лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных
социально значимых традиций;
ü поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского
самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
происходит в рамках следующих выбранных обучающимися ее видов
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности «Школа
Исследователей», «Основы духовно-нравственной культуры и светской этики»,
направленные на передачу обучающимся социально значимых знаний, развивающие
их
любознательность,
позволяющие
привлечь
их
внимание
к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего
общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину
мира.
Туристско-краеведческая деятельность. Курс внеурочной деятельности «Юный
экскурсовод», направленный на воспитание у школьников любви к своему краю, его
истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности
школьников.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности
«Баскетбол», «Волейбол», направленные на физическое развитие обучающихся,
развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому
образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на
защиту слабых.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности «Здоровейка»,
направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала
обучающихся, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в
команде.
Курс внеурочных занятий «Разговоры о важном»
Курс внеурочных занятий «Разговоры о важном» направлен на развитие ценностного
отношения школьников к своей Родине, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и культуре. Данный курс направлен на формирование
внутренней позиции личности школьника, необходимой для конструктивного и
ответственного поведения в обществе. Ведущая форма деятельности данного
внеурочного занятия — беседа с обучающимися. Также формами организации
учебного занятия служат: игра, просмотр видеоматериалов, работа с
интерактивными карточками, работа с аудиоматериалами и другие. Формы
проведения учебных занятий подбираются педагогом с учётом возрастных
особенностей обучающихся,цели и задач проводимого занятия.
Содержание занятий затрагивает темы, связанные с традиционными российскими

ценностями, осмыслением исторического опыта, формированием представлений о
достоинстве, чести, правах и свободах человека, культуре здорового образа жизни,
ценности труда, ответственного отношения человека к природе.
Занятия «Разговоры о важном» проводятся еженедельно во время первого урока для
обучающихся 1 классов продолжительность курса 33 часа вгод, а для 2—4 классов—
34 часа в год.
Ответственными за организацию и проведение внеурочных занятий «Разговоры
о важном» являются классные руководители.
Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует работу
с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему
класса; работу с учителями-предметниками в данном классе; работу с родителями
обучающихся или их законными представителями
Работа с классным коллективом:
ü инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах,
оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и
анализе;
ü организация интересных и полезных для личностного развития обучающегося,
совместных дел с обучающимися вверенного ему класса по направлениям:
Ø Гражданско-патриотическое « Я- Гражданин!»;
Ø Духовно- нравственное и эстетическое «Разум сердца»
Ø Спортивно - оздоровительное «Здоровье» и экологического воспитания
Ø Воспитание положительного отношения к труду и творческой деятельности «
Ученье и труд рядом идут»
ü проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного
общения классного руководителя и обучающихся, основанных на принципах
уважительного отношения к личности обучающегося, поддержки активной позиции
каждого обучающегося в беседе, предоставления обучающимся возможности
обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания
благоприятной среды для общения.
ü сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение
и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии,
организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе
дней рождения обучающихся, включающие в себя подготовленные ученическими
микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши;
регулярные внутриклассные вечера, дающие каждому обучающемуся возможность
рефлексии собственного участия в жизни класса.
ü формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в
окружающем социуме,
ü формирование умения соблюдать требования к внешнему виду учащихся в
соответствии с Уставом школы.

ü проведение
профилактических
мероприятий
по
предупреждению
безнадзорности и правонарушений, соблюдению правил дорожного движения и
пожарной безопасности.
Индивидуальная работа с обучающимися:
ü изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через
наблюдение за поведением обучающихся в их повседневной жизни, в специально
создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих обучающегося в мир
человеческих отношений, в организуемых педагогическим работником беседах
по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются
с результатами бесед классного руководителя с родителями обучающихся,
учителями-предметниками, а также (при необходимости) – со школьным
психологом;
ü поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогическими
работниками, выбор профессии, организации высшего образования и дальнейшего
трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется
классным руководителем в задачу для обучающегося, которую они совместно
стараются решить;
ü индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на заполнение
ими личных портфолио, в которых обучающиеся не просто фиксируют свои
учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе
индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого
года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;
ü коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним,
его родителями или законными представителями, с другими обучающимися класса;
через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через
предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями-предметниками в классе:
ü регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогических
работников
по
ключевым
вопросам
воспитания,
на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями-предметниками
и обучающимися;
ü проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем
класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;
ü привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях
класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся.
Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:
ü регулярное
информирование
родителей
о
и проблемах их обучающихся, о жизни класса в целом;

школьных

успехах

ü помощь родителям обучающихся или их законным представителям
в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками;
ü организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
ü создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих
в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и
обучения их обучающихся;
ü привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел
класса;
ü организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.
Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают обучающемуся расширить свой кругозор,
получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной
среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт
социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На
экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для
воспитания у обучающихся самостоятельности и ответственности, формирования у
них
навыков
самообслуживающего
труда,
преодоления
их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному
использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности
реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:
ü выездные экскурсии или походы выходного дня, организуемые в классах их
классными руководителями и родителями обучающихся: в музей, в театр, в цирк, в
картинную галерею, в технопарк, на предприятие, на природу;
ü ежегодные осенние и зимние турслеты;
ü регулярные экскурсии в школьный музей.
Модуль «Профориентация»
Совместная
деятельность
педагоггов
и
школьников
по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное
просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам
профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся. Задача
совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к
осознанному выбору своей будущей профессии. Создавая профориентационно
значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору,
педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд
на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную,
но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.
Эта работа осуществляется через:
ü циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку
обучающегося
к
осознанному
планированию
и
реализации
своего
профессионального будущего;

ü профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов
(ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию),
расширяющие знания обучающихся о типах профессий, о способах выбора
профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной обучающимся
профессиональной деятельности;
ü экскурсии на предприятия, дающие обучающимся начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти
профессии;
ü совместное с педагогическими работниками изучение интернет ресурсов,
посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям
и направлениям образования;
ü участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных
в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие
в мастер-классах, посещение открытых уроков (Проектория);
ü освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов
по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или
в рамках курсов дополнительного образования.
Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа – развитие коммуникативной культуры обучающихся,
формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой
самореализации обучающихся. Воспитательный потенциал школьных медиа
реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
ü разновозрастный редакционный совет обучающихся, обучающихся старших
классов и консультирующих их педагогических работников, целью которого
является освещение (через школьную газету) наиболее интересных моментов жизни
школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций,
деятельности органов ученического самоуправления;
ü школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа
информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая
видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей,
конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек;
ü школьная интернет-группа – разновозрастное сообщество обучающихся
и
педагогических
работников,
поддерживающее
интернет-сайт
школы
и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности
образовательной организации в информационном пространстве, привлечения
внимания общественности к школе, информационного продвижения ценностей
школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой
обучающимися, педагогическими работниками и родителями могли бы открыто
обсуждаться значимые для школы вопросы;
ü участие обучающихся в региональных или всероссийских конкурсах школьных
медиа.

Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая
обучающегося
предметно-эстетическая
среда
школы,
при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося,
способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу
психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые
ситуации, способствует позитивному восприятию обучающимся школы.
Воспитывающее влияние на обучающегося осуществляется через такие формы
работы с предметно-эстетической средой школы как:
оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций,
залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая
может служить хорошим средством разрушения негативных установок
обучающихся на учебные и внеучебные занятия;
ü размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих
работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал,
а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного
художественного стиля, знакомящего обучающихся с разнообразием эстетического
осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе
(проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах
с интересными людьми и т.п.);
ü озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей,
оборудование во дворе школы беседок, спортивных и игровых площадок,
доступных и приспособленных для обучающихся разных возрастных категорий,
оздоровительно-рекреационных
зон,
позволяющих
разделить
свободное
пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;
ü благоустройство
классных
кабинетов,
осуществляемое
классными
руководителями вместе с обучающимся и своих классов, позволяющее
обучающимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод
для длительного общения классного руководителя со своими обучающимися;
ü событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных
школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих
вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
ü совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация особой
школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип,
элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной
повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной
организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых
общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;
ü акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания
ценностях школы, ее традициях, правилах.
Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями обучающихся
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое

обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа
с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется
в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
ü Общешкольный родительский комитет и попечительский совет школы,
участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов
воспитания и социализации их обучающихся;
ü общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
ü педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе
которого
родители
получают
рекомендации классных руководителей и
обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания
детей;
ü взаимодействие с родителями посредством школьного сайта: размещается ин
формация, предусматривающая ознакомление родителей, школьные новости
На индивидуальном уровне:
ü Обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
ü участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного
обучающегося;
ü помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных
и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
ü индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных
усилий педагогических работников и родителей.
Модуль «Волонтерство»
Волонтерство–это участие школьников в общественно-полезных делах,
деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.
Волонтерство может быть событийным и повседневным.
Событийное волонтерство предполагает участие школьников в проведении
разовых акций, которые часто носят масштабный характер, проводятся на уровне
района, города, страны.
Повседневное
волонтерство
предполагает
постоянную
деятельность
школьников, направленную на благо конкретных людей и социального окружения в
целом. Волонтерство позволяет школьникам проявить такие качества как внимание,
забота, уважение. Волонтерство позволяет развивать коммуникативную культуру,
умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение
сопереживать. Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим
образом:
На уровне школы:
ü участие школьников в организации праздников, торжественных мероприятий,
встреч с гостями школы;

ü участие школьников в работе с младшими ребятами: проведение для них
праздников, утренников, тематических вечеров;
ü участие школьников к работе на прилегающей к школе территории (работа в
школьном саду, благоустройство клумб, уход за деревьями и кустарниками, уход за
малыми архитектурными формами);
ü участие обучающихся в подготовке и проведении школьных мероприятий в
качестве ведущих, выступающих, дежурных.
ü участие обучающихся из школьных профильных отрядов и объединений в
подготовке и проведении линеек, выступления агитбригад для воспитанников
детских садов и младших классов, социальных партнёров;
ü участие в акциях по безопасности: изготовление и распространение листовок,
буклетов и т.п.;
ü участие обучающихся в работе на пришкольном участке во время проведения
акций и летних практик.
Модуль «Профилактика и безопасность»
Профилактика — это комплекс мер социально-психологического, медицинского и
педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия
отрицательных факторов социальной среды на личность, предупреждение
противоправных или других отклонений в поведенииобучающихся.
Основным механизмом профилактики негативных проявлений и социальных рисков
среди обучающихся является воспитательная система образовательной
организации — упорядоченная совокупность компонентов воспитательного
процесса (целей, субъектов воспитания, их деятельности, отношений, освоения
среды), взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у
образовательной организации (и всех её структурных подразделений) способности
обеспечивать
безопасную
и
комфортную
образовательную
среду,
целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности ребёнка.
Профилактическая деятельность в образовательной организации является
неотъемлемой частью воспитательной деятельности ипредусматривает:
- обеспечение безопасности жизнедеятельности обучающихся;
- разработку и реализацию программ и проектов профилактической
направленности с участием социальных партнёров (антинаркотические,
антиалкогольные, против курения; безопасность в цифровой среде; профилактика
вовлечения в деструктивные группы/сообщества/объединения/движения, в том
числе в социальных сетях; безопасность дорожного движения; безопасность на
воде,
– безопасность на транспорте; противопожарная безопасность; гражданская
оборона; антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т.д.);
- разработку и реализацию профилактических программ и проектов,
направленных на развитие у обучающихся навыков ассертивности и
стрессоустойчивости, освоение и расширение репертуара позитивных способов
самопознания и самореализации.
- организацию деятельности педагогического коллектива по раннему выявлению

детей «группы риска», в том числе детей, находящихся в социально опасном
положении и/или трудной жизненной ситуации, с целью оказания им
своевременной и адресной социально-психолого- педагогической помощи (в
т.ч. с привлечением межведомственныхресурсов;
- организацию командной работы по оказанию комплексной педагогической и
социально-психологической поддержки обучающимся «группы риска» при
участии
педагогов-психологов,
классных
руководителей,
учителейпредметников, родителей (законных представителей) с привлечением (в случае
необходимости, в установленном порядке) работников социальных служб,
правоохранительных органов, органов опеки и т. д.
Модуль «Социальное партнёрство»
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства школы при
соблюдении
требований
законодательства
Российской
Федерации
предусматривает:
- участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с
договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках
рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы
(дни открытых дверей, государственные, городские, школьные праздники,
торжественные мероприятия и т.п.);
- участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных
уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей
тематической направленности;
- проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
- проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических,
родительских) с представителями организаций-партнёров для обсуждений
актуальных проблем, касающихся жизни общеобразовательной организации,
района, города, страны;
- реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися,
педагогами с организациями-партнёрами благотворительной, экологической,
патриотической, трудовой и т.д. направленности, ориентированных на
воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное
воздействие на социальное окружение.
Организационный раздел
Кадровое обеспечение
Управление воспитательной работой обеспечивается кадровым составом,
включающим руководителя образовательной организации, заместителя директора
на которого возложен функционал контроля воспитания, педагога-организатора,
старшей вожатой, специалистов психолого-педагогической службы (педагогпсихолог, учитель-логопед), классных руководителей. Функционал
работников
регламентируется
профессиональными
стандартами,
должностными
инструкциями и иными локальными нормативными актами образовательной
организации понаправлениям деятельности.

Нормативно-методическое обеспечение
Перечень локальных правовых документов МАОУ СОШ №7,
обеспечивающих реализацию программы воспитания:
Положение о Классном руководителе
Положение о классном часе
Программа воспитания МАОУ СОШ №7
Регламент взаимодействия педагогичекого работника, осуществляющего
руководство классом, с администрацией и педагогами.
Регламент взаимодействия сотрудников школы при выявлении случаев
нахождения обучающихся школы в социально опасном положении или
трудной жизненной ситуации
Регламент проведения церемонии поднятия (спуска) Государственного флага
Российской Федерации в МАОУ СОШ №7
Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности обучающихся ГБОУ Школы № 123 способствует формированию у
обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность,
максимально вовлекает их в совместную деятельность в воспитательных целях.
Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной
успешности обучающихся строится на принципах:
- публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о
награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа
обучающихся);
- прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях,
неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе,
соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);
- регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях,
чрезмерно большие группы поощряемых и т. п.);
- сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование
индивидуальных и коллективных наград даёт возможность стимулировать как
индивидуальную, так и коллективную активность обучающихся, преодолевать
межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не
получившими награду);
- привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей
(законных представителей) обучающихся, представителей родительского
сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учётом наличия
ученического самоуправления), сторонние организации, их статусных
представителей;
- дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет
продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и
социальной успешности: индивидуальные и групповые.

Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми
ориентирами ожидаемых результатов воспитания, личностными результатами
обучающихся на уровне начального общего образования, установленных ФГОС
НОО.
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется
по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления
основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной
организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному
решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
ü
принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам,
так и к педагогическим работникам, реализующим воспитательный процесс;
ü
принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между обучающимися и педагогическими работниками;
ü
принцип развивающего характера осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников:
грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования
своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания
их совместной с обучающимися деятельности;
ü
принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что
личностное развитие обучающихся – это результат как социального воспитания
(в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и
стихийной социализации и саморазвития обучающихся.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного
процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития обучающихся каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с
заместителем директора по воспитательной работе с последующим
обсуждением его результатов на заседании методического объединения
классных руководителей или педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации
и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение а так же
результаты.
Внимание педагогических работников сосредотачивается на следующих
вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития
обучающихся удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы
решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее

предстоит работать педагогическому коллективу.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития обучающихся являются следующие методики и инструментарий
диагностики:
- Методика «Незаконченные предложения» (метод ssct или тест Сакса Леви);
- Метод ассоциаций на основе ассоциативного теста Юнга;
- Анализ и изучение развития классных коллективов проводиться по методике
Е.Н. Степанову;
- Диагностика уровня воспитанности по методике Н.П. Капустина.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности
обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно
развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе,
классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо
знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе
совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут
быть беседы с обучающимися и их родителями, педагогическими работниками,
лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их
анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании
методического объединения классных руководителей или педагогическом
совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
ü
качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
ü
качеством совместной деятельности классных руководителей и их
классов;
ü
качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
ü
качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных
уроков;
ü
качеством существующего в школе ученического самоуправления;
ü
качеством функционирующих на базе школы детских общественных
объединений;
ü
качеством проводимых в школе экскурсий, походов;
ü
качеством профориентационной работы школы;
ü
качеством работы школьных медиа;
ü
качеством организации предметно-эстетической среды школы;
ü
качеством взаимодействия школы и семей школьников.
ü
итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы
является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем
директора по ВР, в конце учебного года рассматриваются на педагогическом
совете школы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».