программа проф. суицидов

Утверждаю
Директор МАОУ СОШ №7
__________В.П. Мингалева
Приказ № 120-ОД от «19» июня 2023г.

Программа
профилактики суицидального поведения несовершеннолетних

Педагог-психолог:
Гаврилюк И.Г.

Патруши, 2023

Содержание

Целевой раздел

3

Содержательный раздел

5

Организационный раздел

13

2

Целевой раздел

Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной
работы по предотвращению суицидов среди учащихся разных возрастных групп в
общеобразовательном учреждении.
Программа разработана на основе:




Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003г. № 03-51-102ин/22-03 «О мерах по усилению
профилактики суицида среди детей и подростков»;
Письмо Минобрнауки РФ от 18 января 2016г. № 07-149 «О направлении методических
рекомендаций по профилактике суицида»;
Типовая модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса,
направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся.
Цель нестоящей программы: обеспечение системного, комплексного, скоординированного
социально-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса,
направленного на профилактику суицидального поведения учащихся.
Выделены следующие задачи:

1. Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных подходов
(философского,
физиологического,
психологического,
социологического,
педагогического), использование полученных выводов в психопросветительской работе с
педагогами и родителями.
2. Выявление детей, остро нуждающихся в психологической поддержке, организация
экстренной помощи, содействие созданию безопасных условий для обучения ребенка.
3. Изучение особенностей социально-психолого-педагогического статуса учащихся
подросткового и юношеского возраста с целью своевременной профилактики и
эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении,
развитии и обучении.
4. Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных
групп в образовательном процессе и в период трудных жизненных ситуаций.
5. Создание условий для усвоения учащимися социальных норм поведения, формирования
системы ценностей на основе принципов гуманизма.
6. Создание условий для формирования у обучающихся позитивного образа Я, формирования
коммуникативной компетентности, формирования эффективных стратегий совладания со
стрессом.
Программа направлена на
образовательных отношений:

работу

со

следующими

категориями

участников

1. Дети и подростки, проявляющие признаки социальной дезадаптации.
2. Дети и подростки, нуждающиеся в срочной психоэмоциональной поддержке.
3. Неблагополучные семьи.
Принципы реализации программы:
1. Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности учащегося.
2. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
3

3. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а
как средство развития личности для каждого ребенка.
4. Принцип ориентации на зону ближайшего развития каждого ученика.
5. Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
Для обеспечения безопасности образовательного пространства
суицидального поведения школьников проводится на трех уровнях:






профилактика

Первичный уровень (общая профилактика), который направлен на создание в ОУ системы,
улучшающей психолого-педагогические условия по формированию позитивной адаптации
к жизни. Работа способствует приобретению учащимися навыков жизнестойкости в
кризисных ситуациях, навыков разрешения конфликтных ситуаций. Информационнопросветительская работа с родителями и повышение квалификации педагогов
способствуют увеличению психологической грамотности в общении с детьми разной
возрастной категории.
Вторичный уровень (специальная профилактика) – это раннее вмешательство
(сопровождение групп риска) направлено на выявление детей и устранение социальных,
социально-психологических
предпосылок,
способствующих
формированию
суицидального поведения и сохранению суицидальной обстановки в детских коллективах.
В рамках данного уровня проводится диагностика неадаптивного жизненного стиля, работа
с неблагополучными, кризисными семьями.
Третичный уровень профилактики (специальная профилактика) осуществляется в целях
интенсивного вмешательства в ситуацию суицидента. Данный уровень предусматривает
работу с учащимися, нуждающимися в незамедлительной помощи по снятию стресса, из
защиту и безопасность с активным привлечением других ведомственных организаций.
Ожидаемый результат
Осуществление социальной и психологической защиты детей, снижение психологической
напряженности в среде учащихся, сокращение проявлений суицидального поведения среди
детей и подростков.
Особенности программы
Программа реализуется как целостная система совместной деятельности классных
руководителей, педагога-психолога, администрации школы и родителей (законных
представителей), направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде.

4

Содержательный раздел
Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения образовательного
процесса, направленного на профилактику суицидального поведения учащихся являются:






Организационно-методическое;
Диагностическое;
Коррекционно-развивающее и профилактическое;
Консультационное и просветительское;
Социально-диспетчерское.

Организационно-методическое направление
Цель: создание методической основы и организация междисциплинарной и
межведомственной системы действенной помощи в обеспечении психологопедагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на
профилактику и коррекцию суицидального поведения учащихся.
Задачи:
- обеспечение взаимосвязи психолого-педагогической науки и школьной практики;
- организация экспериментальной деятельности;
- апробация и внедрение позитивного опыта и результативных технологий, современных
достижений психологической науки в образовательный процесс в части психологопедагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на
профилактику и коррекцию суицидального поведения учащихся;
- систематизация психолого-педагогических материалов;
- сбор, накопление, анализ и обобщение психолого-педагогической информации.
Формы реализации:
- разработка и апробация новых диагностических, профилактических и коррекционных
программ;
- курсы повышения квалификации по проблеме профилактики детского суицида;
- ведение базы данных по всем возрастным категориям учащихся;
- планирование диагностической, коррекционной и развивающей работы.

Диагностическое направление
Цель: получение своевременной и достоверной информации об индивидуальнопсихологических особенностях учащихся, выявление возможностей, интересов,
способностей и склонностей детей, определение причин нарушений в обучении, поведении
и развитии учащихся с применением пакета психологических скрининговых методик для
выявления детей группы риска по суицидальному поведению в условиях образовательного
учреждения.
5

Задачи:
- диагностика особенностей личности и поведения ребенка;
- диагностика мотивационной сферы и динамики ее развития;
- диагностика эмоционально-волевой сферы (уровень тревожности, актуальные страхи и
т.д.) и динамики ее развития, влияния эмоционального состояния на процесс обучения,
удовлетворенности различными сторонами образовательного процесса;
- диагностика личностной сферы (самооценка, потребность в достижении, уровень
коммуникации, ценностные ориентации) и динамики ее развития.
Формы реализации:
- выявление педагогами детей, испытывающих различные трудности в обучении,
поведении и самочувствии;
- мониторинг адаптации учащихся к обучению на новой ступени образования;
- наблюдение классных руководителей за психоэмоциональным состоянием учащихся 1-11
классов с целью выявления детей и подростков с признаками астенического состояния по
карте суицида;
- социально-психологическое тестирование учащихся в возрасте 14 лет и старше;
- диагностика готовности учащихся 9,11 классов к государственной итоговой аттестации;
- профориентационное тестирование учащихся юношеского возраста;
- мониторинг отношений внутри школьных коллективов, комфортности образовательной
среды;
- на основании полученных результатов мониторингов, наблюдений, тестирования
проведение индивидуальной углубленной диагностики.

Коррекционно-развивающее и профилактическое направление
Цель: создание условий для психического развития и становления личности, реализации
возрастных и индивидуальных возможностей развития, а также личностного роста и
профессионального самоопределения; ослабление, снижение или устранение отклонений в
физическом, психическом и нравственном развитии школьников, предупреждение
девиантного и делинквентного поведения, алкоголизма и наркомании, возникновения
суицидального поведения среди школьников.
Задачи:
- создание условий для формирования у обучающихся ценности жизни и здоровья;
- ориентирование школьников на здоровый образ жизни;
- пропаганда общечеловеческих ценностей и толерантности;
- коррекция межличностных отношений в классах и формирование коммуникативных
навыков;
6

- содействие преодолению явлений дезадаптации в жизни школьников;
- формирование социально-поведенческих навыков;
- реализация специального психолого-педагогического взаимодействия с детьми,
входящими в группу особого психологического внимания;
- коррекция познавательного и эмоционального развития.
Формы реализации:
- классные часы и внеклассные мероприятия, лекции, семинары, проводимые
педагогическими и медицинскими работниками;
- тренинги с учащимися;
- индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия.

Консультационное и просветительское направление
Цель: оказание помощи учащимся, педагогам и родителям по вопросам развития,
воспитания, обучения, поведения, отношений в рамках сопровождения образовательного
процесса, повышение уровня психологической культуры всех участников образовательных
отношений, формирование у субъектов психологического сопровождения потребности в
самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании.
Задачи:
- консультирование школьников по вопросам, связанным с учением, развитием,
личностным и профессиональным самоопределением, ценности жизни и здоровья,
особенностям взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
- консультирование руководителей и педагогов образовательного учреждения по вопросам
развития, обучения, воспитания и образования детей и подростков;
- консультирование родителей и членов семей по вопросам воспитания, семейных и
межличностных взаимодействий;
Формы реализации:
- групповые и индивидуальные консультации;
- родительские собрания;
- классные часы;
- педагогические советы;
- оформление информационных стендов;
- распространение брошюр, листовок.

Социально-диспетчерское направление

7

Цель: обеспечение получения детьми, их родителями педагогами социальнопсихологической помощи, выходящей за рамки компетенции школьного психолога с целью
предупреждения проблем развития личности, профилактики рискованного поведения,
организации помощи ребенку и его семье в решении актуальных задач социализации
(учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы с выбором
образовательного и профессионального маршрута, взаимоотношениями со сверстниками,
педагогами и родителями).
Задачи:
- мониторинг социально-психологических проблем;
- организация междисциплинарного и межведомственного взаимодействия с целью
профилактики детского и подросткового суицидального поведения.
Форма
реализации:
направление
субъектов
образовательного
процесса
специализированные учреждения при выявлении социально-психологических
медицинских проблем.

в
и

Методы и приемы работы
Диагностические: использование наблюдение и психологических скрининговых методик
для выявления групп риска по суицидальному поведению в условиях образовательного
учреждения.
Формы коррекционно-развивающего воздействия: индивидуальные психокоррекционные
беседы, групповая психотерапия, тренинг.
Психологические подходы и психотехнологии: песочная и арт-терапия, психодрама,
интеллектуальный тренинг, коммуникативный тренинг, тренинг командообразования и др.

Этапы работы
Настоящая программа помимо функционального разделения на направления психологопедагогического сопровождения образовательного процесса предусматривает разделение
на самостоятельные этапы в соответствии с периодами школьного обучения, которым
соответствуют наиболее полные и системно организованные процессы психологопедагогического сопровождения. Каждый цикл такого сопровождения имеет определенную
структуру, алгоритм реализации, включающий в себя этапы постановки, уточнения и
решения задач сопровождения.
Постановка проблемы определяется как запросом к специалисту психологопедагогического сопровождения со стороны самого ребенка, педагога или родителей
относительно некой ситуации или психического состояния ученика, так и результатами
мониторинга или другого диагностического обследования школьников. Задача специалиста
сопровождения – определить состояние социально-психолого-педагогического статуса
ребенка в данный момент с точки зрения наличия-отсутствия определенных признаков и
предпосылок суицидального поведения.
Запрос, полученный от педагогов и родителей, предварительно проходит проверку на
обоснованность, затем переходит на следующий уровень – уточнение проблемы. Задача
8

этого уровня – уточнить суть проблем, возникших у ребенка, найти их скрытые причины, и
предполагает применение методов беседы, анализа продуктов деятельности, изучения
социальной ситуации развития ребенка, проведение углубленной психодиагностики, а
также дополнительной информации от педагогов, классного руководителя, родителей,
необходимой для уточнения статуса ребенка.

Основные
этапы
системного
общеобразовательной школе

психолого-педагогического

сопровождения

в

Диагностический этап. Целью данного этапа является осознание сути проблемы и ее
целевых групп. Диагностический этап начинается с фиксации сигнала проблемной
ситуации, затем разрабатывается план диагностического исследования, который включает
в себя первичную диагностику соматического, психического, социального здоровья
ребенка. При этом используются различные методы: тестирование, анкетирование
родителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов учебного труда, школьной
документации.
Поисковый этап. Цель – сбор необходимой информации о путях и способах решения
проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, создание
условий для осознания информации самим ребенком (включая возможность адаптации
информации).
Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалист по психологопедагогическому сопровождению обсуждает со всеми заинтересованными лицами
возможные варианты решения проблемы, анализирует позитивные и негативные стороны
разных решений, строит прогнозы эффективности, помогает выбрать различные методы.
Важно проявить внимание к любым способам решения проблемы, которые называет сам
ребенок, не высказывая оценочных и критических суждений. Стимулирование такого рода
активности – одна из важнейших задач правильного процесса сопровождения.
После того, как выбор способа решения проблемы состоялся, важно распределить
обязанности по его реализации, определить последовательность действий, уточнить сроки
исполнения и возможность корректировки планов.
Деятельностный (внедренческий) этап. Этот этап обеспечивает достижение желаемого
результата. Задача специалиста по сопровождению состоит в оказании помощи по
реализации психолого-педагогического плана, как педагогу, так и ребенку, что часто
требует активного вмешательства внешних специалистов – психологов, медицинских
работников, юристов и т.д.
Рефлексивный этап – период осмысления результатов деятельности психологопедагогического сопровождения по решению определенной проблемы. Этот этап может
стать заключительным в решении отдельной проблемы или стартовым в проектировании
специальных методов предупреждения и коррекции массовых проблем, имеющихся в
образовательном учреждении.

9

Календарный план работы по профилактике суицидального поведения учащихся
№

Наименование
мероприятия

1

СПТ

Тестирование

Сентябрь

2

Исследование
уровня
адаптации
Диагностическая
работа в
профессиональн
ом
самоопределени
и
Определение
личностных
особенностей
Определение
особенностей
детскородительских
отношений
Мониторинг
трудностей
обучения,
поведения,
общения

Диагностика

Ноябрь,
декабрь

Тестирование

Январь,
Февраль

Диагностика

По запросу

Диагностика

Наблюдение

3

4

5

6

1

2

Вовлечение
учащихся
«группы риска»
во внеурочную
деятельность
- В чем смысл
жизни , Умей
сказать нет (7
классы)
- Способы
борьбы со
стрессом,
Зависимости (8
классы)
- Способы
преодоления
кризисных
ситуаций (10
класс)

Форма
Сроки
проведения
проведения
Диагностическая работа

Участники

Ответственн
ые

Учащиеся 711 классов
Учащиеся
1,5,10
классов
Учащиеся 9,
11 классов

Педагогпсихолог
Педагогпсихолог

Педагогпсихолог

По запросу

Учащиеся
«группы
риска»
Родители
учащихся
«группы
риска»

В течение
года

Учащиеся 111 классов

Педагоги,
специалисты

Коррекционно-развивающая работа
Внеурочная
В течение
Учащиеся
деятельность
года
«группы
риска»
Групповое
занятие

ФевральАпрель

Учащиеся 711 классов

Педагогпсихолог

Педагогпсихолог

Классные
руководител
и
Педагогпсихолог

10

3

- Скоро
экзамены (9,11
классы)
Коррекция
эмоциональноличностного
развития

Индивидуальн
ая
коррекционноразвивающая
работа

В течение
года

Индивидуальн
ое
психологическ
ое занятие
Индивидуальн
ая работа

В течение
года

Учащиеся
«группы
риска», по
запросу, по
результатам
диагностики
По запросу,
по
результатам
наблюдения
Учащиеся
9,11 классов

4

Коррекция
эмоционального
состояния

5

ПсихологоМарт-апрель,
педагогическая
по запросу
поддержка
выпускников в
период
подготовки к
экзаменам
Консультационная и просветительская работа
Суицидальное
Консультация
По запросу
Педагоги
поведение в
детской и
подростковой
среде
Психологическа
Групповая
По запросу
Родители,
я готовность к
консультация
классных
законные
экзаменам
руководител представите
ей
ли учащихся
9,11 классов
Причины и
Памятки
Ноябрь
Родители,
мотивы
законные
суицидального
представите
поведения детей
ли учащихся
и подростков
7-11 классов
Признаки
Памятки
Декабрь
Родители,
употребления
законные
алкоголя, табака,
представите
наркотических
ли учащихся
средств
7-9 классов
Консультирован Консультация
В течение
Родители,
ие родителей
года, по
законные
учащихся
запросу, по
представите
«группы риска»
результатам ли учащихся
диагностики
«группы
риска»
Консультирован Консультация
В течение
Учащиеся,
ие учащихся в
года, по
достигшие
кризисных
запросу
15 лет, без
ситуациях
письменного

1

2

3

4

5

6

Педагогпсихолог

Педагогпсихолог
Педагогпсихолог

Педагогпсихолог

Педагогпсихолог

Педагогпсихолог

Педагогпсихолог

Педагогпсихолог

Педагогпсихолог

11

согласия
родителей,
до 15 лет с
письменного
согласия
родителей

12

Организационный раздел
Диагностический инструментарий для оценки суицидального риска
1.
В. Войцех, А.А. Кучер, В.П. Костюкевич «Психодиагностика суицидальных
намерений у детей»
Цель: исследование аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные
намерения.
Показатели диагностики:
- алкоголь, наркотики;
- несчастная любовь;
- противоправные действия;
- деньги и проблемы с ними;
- добровольный уход из жизни;
- семейные неурядицы;
- потеря смысла жизни;
- чувство неполноценности, ущербности, уродливости;
- школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути;
- отношения с окружающими.
2.
А.Н. Орел «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению
(СОП)»
Цель: Измерение готовности (склонности) подростков к реализации различных форм
отклоняющегося поведения.
Показатели диагностики:
- склонность к преодолению норм и правил;
- склонность к аддиктивному (зависимому) поведению;
- склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению;
- склонность к агрессии и насилию;
- волевой контроль эмоциональных реакций;
- склонность к делинквентному поведению.\
3.
М.В. Горская «Склонность подростка к суицидальному поведению (СПСП)»
Цель: Изучение склонности подростков к суицидальному поведению.
Показатели диагностики:
- уровень тревожности;
- уровень фрустрации;
- уровень агрессии;
- уровень ригидности.
4.
М. Зотов, В.М. Петрукевич, В.Н. Сысоев «Методика экспресс-диагностики
суицидального риска «Сигнал»
Цель: объективное измерение психофизиологических реакций для решения задач
профилактики, психотерапии и реабилитации суицида.
Показатели диагностики:
показатель суицидального риска
- сенсомоторные реакции;
- степень фиксации внимания;
13

- степень различия средних временных показателей переработки нейтральной информации
и информации суицидального характера.
5.
Л.Б. Шнейдер «Карта риска суицида»
Цель: Определение степени выраженности факторов риска суицида у подростков.
Показатели диагнсотики:
- биографические данные;
- актуальная конфликтная ситуация;
- характеристики личности.
6.
А.Г. Шмелев «Опросник суицидального риска ОСР»
Цель: Диагностика суицидального риска, выявление
суицидальных намерений.
Показатели диагностики:
- демонстративность;
- аффективность;
- несостоятельность;
- социальный пессимизм;
- слом культурных барьеров;
- максимализм;
- временная перспектива;
- антисуицидальный фактор.

уровня

сформированности

7.
Вагин Ю.Р. «Противосуицидальная мотивация»
Цель: выявление и анализ противосуицидальных мотивационных комплексов, оценка
сформированности противосуицидальной защиты.
Показатели диагностики:
- провитальная мотивация (страх смерти);
- религиозная мотивация;
- этическая мотивация (чувство долга перед близкими людьми);
- моральная мотивация (личное негативное отношение к суицидальной модели поведения);
- эстетическая мотивация;
- нарциссическая мотивация (любовь к себе);
- когнитивная надежда (надежда разрешить ситуацию, найти выход);
- временная инфляция (ожидание, что со временем что-то может измениться к лучшему);
- финальная неопределенность (неуверенность, что удастся умереть).
Если обучающиеся не участвовали в СПТ, то из вышеперечисленных методов исследования
целесообразно выбрать одну методику на выявление риска суицидального поведения,
дополнительно: методику Л.Б. Шнейдера «Карта риска суицида», методику Ю.Р. Вагина
«Противосуицидальная мотивация».
Если обучающиеся участвовали в СПТ и попали в группу риска по суицидальному
поведению, то из вышеперечисленных методов исследования целесообразно
дополнительно провести исследование по методике Л.Б. Шнейдера «Карта риска суицида»
и методике Ю.Р. Вагина «Противосуицидальная мотивация».
Диагностический инструментарий для выявления психологических проблем
14

1. Методика диагностики ситуационной и личностной тревожности Ч.Д. Спилберегера, Л.
Ханина
Цель: диагностика уровня тревожности старшеклассника в ситуации (реактивная
тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики личности).
Показатели диагностики:
- реактивная тревожность;
- личностная тревожность.
2. Методика диагностики уровня школьной тревожности Б.Н. Филлипса
Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и
среднего школьного возраста.
Показатели диагностики:
- уровень школьной тревожности;
- характер переживаний тревожности.
3. Методика самооценки Дембо-Рубинштейн
Цель: изучение самооценки испытуемого.
Показатели диагностики:
- высота самооценки;
- устойчивость самооценки;
- степень реалистичности самооценки;
- степень критичности;
- степень удовлетворенности собой;
- уровень оптимизма;
- интегрированность осознанного и неосознаваемого уровней самооценки;
- противоречивость отношения к ценностям;
- зрелость отношения к ценностям;
- наличие и характер компенсаторных механизмов, участвующих в формировании «Яконцепции»;
- характер и содержание проблем и их компенсаций.
4. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича
Цель: диагностика ценностных ориентаций.
Показатели диагностики:
- терминальные ценности;
- инструментальные ценности.
15

5. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда
Цель: изучение особенностей социально-психологической адаптации, в том числе к новому
коллективу.
Показатели диагностики:
- адаптация;
- принятие других;
- интернальность;
- самовосприятие;
- эмоциональная комфортность;
- стремление к доминированию.
6. Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у
подростков
Цель: выявление типов характера при наличии определенных акцентуаций.
7. Проективная методика «Несуществующее животное»
Цель: исследование особенностей личности.
8. Рисованный апперцептивный тест Г. Мюррея
Цель: исследование особенностей личности.
9. Профиль самовосприятия для подростков С. Хартер
Цель: выявление оценки подростками собственной компетентности в различных сферах
жизни.
Показатели диагностики:
- школьная компетентность;
- социальное принятие;
- атлетическая компетентность;
- физическая форма;
- профессиональная компетентность;
- романтическое влечение;
- поведение;
- близкие дружеские отношения;
- глобальная/ общая самооценка.
10. Шкала самоуважения М. Розенберга
Цель: определение уровня самоуважения подростка.
11. Моторная проба Шварцландера для изучения уровня притязаний и уровня достижений
16

Цель: изучение уровня притязаний подростка.
Показатели диагностики:
- уровень притязаний;
- уровень достижений;
- адекватность реакции на успех/ неуспех.
12. Методика «Мечты, надежды, страхи и опасения»
Цель: изучение эмоционально-мотивационной сферы учащихся 8-11 классов.
13. Экспресс-диагностика отношения к прошлому, настоящему и будущему
Цель: диагностика временной трансспективы — представления о собственном прошлом,
настоящем и будущем как едином, целостном пути развития.
14. Юношеская копинг-шкала
Цель: изучение индивидуальных стратегий совладания со стрессом.
15. Список жизненных событий для подростков и старшеклассников
Цель: выявление уровня стресса у учащихся 14—17 лет.
16. Шкала Пирса — Харриса для изучения Я-концепции
Цель: изучение самоотношения учащихся 12-17 лет.
Показатели диагностики:
- уровень самоотношения;
- отношение к собственному поведению;
- отношение к собственному интеллекту, положению в школе;
- отношение к ситуации в школе;
- отношение к собственной внешности;
- тревожность;
- отношение к популярности среди сверстников;
- счастье и удовлетворенность;
- отношение к собственному положению в семье;
- уверенность в себе.

Диагностический инструментарий для профориентации
1.
Вопросник для определения свойств личности
Цель: определение характеристик личности, имеющих отношение к трудовой деятельности.
Показатели диагностики:
- характеристики личности;
17

- типы характера и соответствующие специальности.
2.
Методика А.Е. Голомштока «Карта интересов»
Цель: определение склонностей и интересов личности.
Показатели диагностики:
- сфера интересов.
3.
Тетрадь самодиагностики «Время выбирать профессию»
Цель: индивидуальная углубленная диагностическая работа в профориентации.
Диагностический инструментарий для исследования уровня адаптации
1.
Анкета школьной мотивации Лускановой
2.
Карта наблюдений Стотта
3.
Проективная методика «Школа зверей»
4.
А.М.Прихожан «Проективная методика для диагностики школьной тревожности»
5.
Методика диагностики уровня школьной тревожности Б.Н. Филлипса
6.
Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности
учащихся Э.М. Александровской, Ст. Громбах (модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л.
Больбот)
7.
Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р.
Даймонда (в модификации А.М. Прихожан)
Диагностический инструментарий для исследования психологической готовности к ГИА
1. Анкета «Готовность к ГИА» М.Ю. Чибисовой
Диагностический инструментарий для исследования детско-родительских отношений
1. Проективная методика «Рисунок семьи»
2. Адаптированный вариант методики Рене Жиля
3. Детский апперцептивный тест
4. Семейный тест отношений Д. Антони, Е. Бене
5. Опросник родительских отношений А.Я. Варги, В.В. Столина
6. Опросник родительских установок и реакций Шафера PARI

18

Список литературы

1. Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки// Школьный психолог, 2005, №1.
2. Борщевицкая Л. Психологический час «Как научиться жить без драки»// Школьный
психолог, 2006, №10.
3. Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение
кризисных ситуаций в образовательной среде). Методические рекомендации для
специалистов системы образования. - М.: МГППУ, 2006.
4. Войцех В.Ф. К проблеме раннего прогноза суицидального поведения// 5-е клинические
павловские стения («Кризисные состояния. Суицидальное поведение.»). – СПб., 2002. –
с.13-18.
5. Вроно Е.М. Предотвращение самоубийства. Руководство для подростков. – М., 2001. – 39с.
6. Выбор профессии: оценка готовности школьников: 9-11 классы/ С.О. Крапивянская и др. –
М.: ВАКО, 2009.
7. Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков «В чем смысл жизни»// Школьный
психолог, 2005, №5.
8. Горская М.В. Диагностика суицидального поведения подростка// Вестник
психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2008, №1, с.44-52.
9. Губина С.Т., Югова Н.Л., Камалов Р.Р., Симакова Н.Б. Практическая психология в
деятельности классного руководителя: профилактика суицидального поведения подростков
в сети Интернет. – Глазов, 2013.
10. Евграфова Т. У нас новенький// Школьный психолог, 2005, №20.
11. Зотов М., Петрукевич В.М., Сысоев В.Н. Методика экспресс-диагностики суицидального
риска «Сигнал»: Методическое руководство. – СПб.: Иматон, 2003.
12. Калягина Е.А. Диагностика и профилактика суицидального поведения подростков. –
Абакан, 2009.
13. Кий Н.М. Педагогическая профилактика суицидального поведения подростков.
Автореферат… канд.пед.наук. – Петропавловск-Камчатский, 2005.
14. Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления
невротических расстройств у современных старшеклассников// Школьный психолог, 2005,
№2.
15. Лапшин В.Е. Педагогические основы профилактики аутодеструктивного поведения
учащейся молодежи. Автореферат… доктора пед.наук. – Кострома, 2010.
16. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел)/ Клейберг Ю.А.
Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. – М.: Сфера
Юрайт, 2004.
17. Профилактика суицидальных проявлений среди несовершеннолетних: Методические
рекомендации/ Сост. Бадьина Н.П. - Курган, ГАОУ ДПО ИРОСТ, 2011.
18. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю. Детский суицид: психологический взгляд. – СПб.: КАРО,
2006. – 176с.
19. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. –
М.: Владос, 2001. – 96с.
20. Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба с ними// Школьный психолог,
2004, №40, 41, 42.
21. Стебнева Н., Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для
выпускников в период подготовки к ЕГЭ «Путь к успеху»// Школьный психолог, 2008,
№14.
19

22. Фоминова А. Как улучшить настроение. Изучение способов саморегуляции
эмоционального состояния// Школьный психолог, 2006, №2.
23. Фалькович Т.А., Высоцкая Н.В., Толстоухова Н.С. Подростки XXI века. Психологопедагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 256с.
24. Шмелев А.Г., Белякова И.Ю. Опросник суицидального риска/ Практикум по
психодиагностике. – М.: МГУМ, 1992

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».