программа проф. буллинга

Утверждаю
Директор МАОУ СОШ №7
__________В.П. Мингалева
Приказ № 120-ОД от «19» июня 2023г.

Программа
профилактики буллинга среди обучающихся

Педагог-психолог:
Гаврилюк И.Г.

Патруши, 2023

Содержание

Целевой раздел

3

Содержательный раздел

5

Организационный раздел

9

2

Целевой раздел
Травля детей сверстниками (буллинг) – одна из наиболее распространенных проблем в
образовательных организациях и детских коллективах, которая существенно увеличивает
риск суицида среди подростков, приводит к эскалации агрессии и насилия в группе и в
учреждении, снижению успеваемости, эмоциональным и невротическим проблемам.
Предпосылками буллинга являются:
- зависть, желание унизить жертву ради удовлетворения своих амбиций, для развлечения,
самоутверждения;
- желание подчинить, контролировать кого-то;
- виктимность жертвы (особенности личности и поведения индивида, навлекающие на него
агрессию со стороны других людей, такие как покорность, внушаемость, неумение постоять
за себя, неосторожность, доверчивость, легкомыслие, недифференцированная
общительность, а также психические расстройства).
Цель программы: создание условий для предотвращения и преодоления проявлений
буллинга в классных коллективах образовательного учреждения.
Программа предусматривает решение следующих задач:
1. Формирование в образовательном процессе нетерпимого отношения к различным
проявлениям насилия по отношению к обучающимся;
2. Повышение информированности обучающихся о признаках и последствиях
буллинга;
3. Формирование у родителей представлений об ответственности за действия,
направленные против детей;
4. Воспитание у обучающихся уважения к правам человека, личности;
5. Формирование у обучающихся адекватных представлений о правилах поведения в
опасных ситуациях;
Программа предусматривает следующие направления работы:
1. Направления работы на уровне образовательного учреждения:
- диагностика и коррекция психологического климата
учреждения;
- сплочение образовательного сообщества.

образовательного

2. Направления работы с педагогическим коллективом и родителями:
- консультативно-образовательная работа с педагогическим составом и родителями.
3. Направления работы с обучающимися:
- консультативно-коррекционная работа с детьми, подвергшимися жестокому
обращению;
- информационно-просветительская работа с обучающимися;
- повышение уровня коммуникативной культуры учащихся;
- профилактика и коррекция отклонений в эмоционально-личностном развитии
подростков;
3

- профилактика асоциального поведения школьников;
- развитие навыков стрессоустойчивости, конструктивного поведения в конфликте и
уверенного поведения, навыков саморегуляции.
Психолого-педагогические аспекты профилактики буллинга
Первичная профилактика буллинга реализуется по трем направлениям:
1) Создание условий недопущения буллинга;
2) Разобщение ребенка со стрессовыми воздействиями;
3) Укрепление защитных сил организма в противостоянии травле как для условно
здоровых детей, так и для уже имеющих соматическую или психическую
патологию.
Вторичная профилактика сводится к своевременному выявлению у подростков
патологических последствий буллинга и оказанию квалифицированной помощи.
Третичная профилактика предполагает реабилитацию детей и подростков с тяжелыми
формами последствий травли.

4

Содержательный раздел
Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения образовательного
процесса, направленного на профилактику буллинга являются:






Организационно-методическое;
Диагностическое;
Коррекционно-развивающее и профилактическое;
Консультационное и просветительское;
Социально-диспетчерское.

Организационно-методическое направление
Цель: создание методической основы и организация междисциплинарной и
межведомственной системы действенной помощи в обеспечении психологопедагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на
профилактику и преодоление буллинга.
Задачи:
- обеспечение взаимосвязи психолого-педагогической науки и школьной практики;
- организация экспериментальной деятельности;
- апробация и внедрение позитивного опыта и результативных технологий, современных
достижений психологической науки в образовательный процесс в части психологопедагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на
профилактику и преодоление буллинга;
- систематизация психолого-педагогических материалов;
- сбор, накопление, анализ и обобщение психолого-педагогической информации.
Формы реализации:
- изучение и пробация современных практических разработок;
- курсы повышения квалификации по проблеме школьного буллинга;
- планирование диагностической, коррекционной и развивающей работы.

Диагностическое направление
Цель: получение своевременной и достоверной информации об индивидуальнопсихологических особенностях учащихся, развитии классных коллективов, социальном и
психологическом климате образовательной среды.
Задачи:
- диагностика особенностей личности и поведения ребенка;
- диагностика мотивационной сферы и динамики ее развития;

5

- исследование межличностных отношений в классах, особенностей их групповой
динамики;
- изучение уровня психологической безопасности образовательной среды.
Формы реализации:
- выявление педагогами проявлений травли;
- социальные опросы по проблемам буллинга;
- мониторинг отношений внутри школьных коллективов, комфортности образовательной
среды;
- на основании полученных результатов мониторингов, наблюдений, тестирования
проведение индивидуальной углубленной диагностики.

Коррекционно-развивающее и профилактическое направление
Цель: создание условий для психического развития и становления личности, реализации
возрастных и индивидуальных возможностей развития, профилактики и преодоления
травли, профилактики и коррекции последствий травли для всех ее участников.
Задачи:
- создание условий для формирования у обучающихся ценности жизни и здоровья;
- ориентирование школьников на здоровый образ жизни;
- пропаганда общечеловеческих ценностей и толерантности;
- коррекция межличностных отношений в классах и формирование коммуникативных
навыков;
- формирование социально-поведенческих навыков;
- реализация специального психолого-педагогического взаимодействия с детьми, ставшими
участниками травли;
- коррекция познавательного и эмоционального развития.
Формы реализации:
- классные часы и внеклассные мероприятия, лекции, семинары, проводимые
педагогическими и медицинскими работниками;
- тренинги с учащимися;
- индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия.

Консультационное и просветительское направление
Цель: оказание помощи учащимся, педагогам и родителям по вопросам развития,
воспитания, обучения, поведения, отношений в рамках сопровождения образовательного
процесса, повышение уровня психологической культуры всех участников образовательных
6

отношений, формирование у субъектов психологического сопровождения потребности в
самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании.
Задачи:
- консультирование школьников по вопросам, связанным с учением, развитием,
личностным и профессиональным самоопределением, ценности жизни и здоровья,
особенностям взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
- консультирование руководителей и педагогов образовательного учреждения по вопросам
развития, обучения, воспитания и образования детей и подростков;
- консультирование родителей и членов семей по вопросам воспитания, семейных и
межличностных взаимодействий;
Формы реализации:
- групповые и индивидуальные консультации;
- родительские собрания;
- классные часы;
- педагогические советы;
- оформление информационных стендов;
- распространение брошюр, листовок.

Социально-диспетчерское направление
Цель: обеспечение получения детьми, их родителями педагогами социальнопсихологической помощи, выходящей за рамки компетенции школьного психолога с целью
предупреждения проблем развития личности, профилактики рискованного поведения,
организации помощи ребенку и его семье в решении актуальных задач социализации
(учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы с выбором
образовательного и профессионального маршрута, взаимоотношениями со сверстниками,
педагогами и родителями).
Задачи:
- мониторинг социально-психологических проблем;
- организация междисциплинарного и межведомственного взаимодействия с целью
профилактики и преодоления буллинга и его последствий.
Форма
реализации:
направление
субъектов
образовательного
процесса
в
специализированные учреждения при выявлении социально-психологических и
медицинских проблем, осуществление межведомственного взаимодействия в случае
правонарушений.

План работы педагога-психолога по профилактике буллинга
№

Наименование

Форма

Сроки
7

мероприятия

1

2

3
4

1

2

3

1

2
3
4
5
6
7

проведения
Работа с педагогами
Ознакомление педагогов с
Брошюра
методическими материалами по
работе в ситуации буллинга
«Травли НЕТ»
Индивидуальные консультации
Консультация
по вопросам взаимодействия
детей и подростков в классных
коллективах
Диагностика социального
Онлайн-опрос
климата в ОУ
Формирование благоприятного
Мини-тренинг
психологического климата в
образовательной среде
Работа с родителями (законными представителями)
Ознакомление с методическими
Брошюра
материалами для родителей
«Травли НЕТ»
Индивидуальные консультации
Консультация
по вопросам отношений ребенка
с одноклассниками
Групповые консультации по
Родительское собрание
вопросам взаимоотношений в
классе (в ситуации буллинга)
Работа с учащимися
Информационные часы
Групповая беседа
(«Давайте жить дружно», «Мы
против насилия», «Что такое
травля»)
Оформление стенда «Травли
Информационный стенд
НЕТ»
3-этапная работа с классом в
Беседы
ситуации буллинга
Исследование отношений в
Социометрия
классе
Формирование толерантности,
Занятия с элементами
сплочение учащихся 5 классов
тренинга
Работа с жертвой, инициатором Индивидуальные занятия
травли
Коррекция эмоциональноИндивидуальная
личностного развития учащихся
коррекционно«группы риска»
развивающая работа

Октябрь

В течение года,
по запросу
Ноябрь, апрель
По плану пед.
советов
Октябрь
В течение года
(по запросу)
По запросу, по
необходимости
В течение года,
по запросу
Октябрь, Март
По запросу, по
необходимости
По запросу
Ноябрь,
декабрь
По запросу, по
необходимости
В течение года

8

Организационный раздел
Диагностический инструментарий для изучения классных коллективов
1. Социометрия Дж. Морено
Цель: изучение межличностных отношений в коллективе, социальный статус членов
коллектива.
2. Социометрический опросник
Цель: исследования эмоциональных социальных предпочтений, для выявления референтной группы ребенка.
3. Методика «Изучение сплоченности школьного класса»
Цель: изучение классного коллектива.
Параметры диагностики:
- групповая сплоченность;
- ценностно-ориентационное единство класса;
- психологический климат в классе;
- уровень развития коллектива.
4. Методика социально-психологической самоаттестации группы как коллектива (СПСК)
Цель: изучение отношений в подростковых и юношеских коллективах.
Показатели диагностики:
- ответственность;
- коллективизм;
- сплоченность;
- контактность;
- открытость;
- организованность;
- информированность;
- уровень развития отношений в коллективе.
5. Шкала оценки групповой сплоченности класса (Сишора – Ханина)
Цель: определение уровня групповой сплоченности.
6. Опросник для изучения психологической атмосферы в классе Фидлера-Ханина
Цель: определение качества психологической атмосферы в классе.

Диагностический инструментарий для выявления психологических проблем
9

1. Методика диагностики ситуационной и личностной тревожности Ч.Д. Спилберегера, Л.
Ханина
Цель: диагностика уровня тревожности старшеклассника в ситуации (реактивная
тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики личности).
Показатели диагностики:
- реактивная тревожность;
- личностная тревожность.
2. Методика диагностики уровня школьной тревожности Б.Н. Филлипса
Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и
среднего школьного возраста.
Показатели диагностики:
- уровень школьной тревожности;
- характер переживаний тревожности.
3. Методика самооценки Дембо-Рубинштейн
Цель: изучение самооценки испытуемого.
Показатели диагностики:
- высота самооценки;
- устойчивость самооценки;
- степень реалистичности самооценки;
- степень критичности;
- степень удовлетворенности собой;
- уровень оптимизма;
- интегрированность осознанного и неосознаваемого уровней самооценки;
- противоречивость отношения к ценностям;
- зрелость отношения к ценностям;
- наличие и характер компенсаторных механизмов, участвующих в формировании «Яконцепции»;
- характер и содержание проблем и их компенсаций.
4. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича
Цель: диагностика ценностных ориентаций.
Показатели диагностики:
- терминальные ценности;
- инструментальные ценности.
10

5. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда
Цель: изучение особенностей социально-психологической адаптации, в том числе к новому
коллективу.
Показатели диагностики:
- адаптация;
- принятие других;
- интернальность;
- самовосприятие;
- эмоциональная комфортность;
- стремление к доминированию.
6. Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у
подростков
Цель: выявление типов характера при наличии определенных акцентуаций.
7. Проективная методика «Несуществующее животное»
Цель: исследование особенностей личности.
8. Рисованный апперцептивный тест Г. Мюррея
Цель: исследование особенностей личности.
9. Профиль самовосприятия для подростков С. Хартер
Цель: выявление оценки подростками собственной компетентности в различных сферах
жизни.
Показатели диагностики:
- школьная компетентность;
- социальное принятие;
- атлетическая компетентность;
- физическая форма;
- профессиональная компетентность;
- романтическое влечение;
- поведение;
- близкие дружеские отношения;
- глобальная/ общая самооценка.
10. Шкала самоуважения М. Розенберга
Цель: определение уровня самоуважения подростка.
11. Моторная проба Шварцландера для изучения уровня притязаний и уровня достижений
11

Цель: изучение уровня притязаний подростка.
Показатели диагностики:
- уровень притязаний;
- уровень достижений;
- адекватность реакции на успех/ неуспех.
12. Методика «Мечты, надежды, страхи и опасения»
Цель: изучение эмоционально-мотивационной сферы учащихся 8-11 классов.
13. Экспресс-диагностика отношения к прошлому, настоящему и будущему
Цель: диагностика временной трансспективы — представления о собственном прошлом,
настоящем и будущем как едином, целостном пути развития.
14. Юношеская копинг-шкала
Цель: изучение индивидуальных стратегий совладания со стрессом.
15. Список жизненных событий для подростков и старшеклассников
Цель: выявление уровня стресса у учащихся 14—17 лет.
16. Шкала Пирса — Харриса для изучения Я-концепции
Цель: изучение самоотношения учащихся 12-17 лет.
Показатели диагностики:
- уровень самоотношения;
- отношение к собственному поведению;
- отношение к собственному интеллекту, положению в школе;
- отношение к ситуации в школе;
- отношение к собственной внешности;
- тревожность;
- отношение к популярности среди сверстников;
- счастье и удовлетворенность;
- отношение к собственному положению в семье;
- уверенность в себе.

12

Список литературы
1. Аверьянов А.И. Буллинг как вызов современной школе//Педагогика, психология
и социология. – 2013, №18, с.45-50.
2. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины.
Последствия.Помощь. – М.: Генезис, 2006. – 256с.
3. Бердышев И.С. Лекарство против ненависти// Первое сентября. – 2005, №18, с.3.
4. Воробьева К. Детская агрессивность как следствие деструктивного семейного
воспитания// Воспитание школьников. – 2008, №7, с.48-56.
5. Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. – Р-н-Д: Феникс,
2006, - 157с.
6. Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга// Известия
Российского гос. пед. ун-та имени А.И. Герцена. – 2009, №105. – с.159-165.
7. Кривцова С.В. Буллинг в школе vs сплоченность неравнодушных.
Организационная культура ОУ для решения проблем дисциплины и
противостояния насилию. – М.: Федеральный институт развития образования,
2011. – 120с.
8. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков: клиникопсихологические аспекты. – СПб., 2005.
9. Князюк О.В. Основные принципы построения коррекционной работы с
агрессивными подростками// Развитие профенссиональной компетентности
специалистов социально-педагогической и психологической службы: Респ.
науч.-практ. конф., Гомель, 2008.
10. Кутузова Д.А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать// Журнал
практического психолога. Вып.1. 2007, с.72-90.
11. Лаптева В.Ю. Психологические особенности подростков с разным уровнем
защищенности от психологического насилия в образовательной среде. Автореф.
дис. канд. психол. наук. – СПб., 2010, 26с.
12. Мальцева О.А. Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде
и способы ее преодоления// Тюменский государственный университет. – 2009,
№7, с.51-54.
13. Методические рекомендации по предотвращению буллинга (травли среди
сверстников) в детских коллективах / Сост. А.Е. Довиденко и др. – Екатеринбург:
«Семья детям», 2014. – 29с.
14. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. Методическое
пособие для педагогических работников / Под ред. Т.А. Епояна. – М.: БЭСТпринт, 2015. – 144с.
15. Руланн Э.Г. Как остановить травлю в школе. Психология моббинга. – М.:
Генезис, 2012. – 264с.
16. Холодова
Ю.Б.
Профилактика
буллинга
в
образовательном
учреждении//Инновации в образовании и физической культуре: сб. науч. И
метод. статей. – СПб.: Свое издательство, 2016, с.31-38.
17. Школа без насилия. Методическое пособие / Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю.
Райфшнайдер. – М.: АНО «Цнпро», 2015. – 150с.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».