Утверждаю Директор МАОУ СОШ №7 __________В.П. Мингалева Приказ № 120-ОД от «19» июня 2023г. Программа профилактики буллинга среди обучающихся Педагог-психолог: Гаврилюк И.Г. Патруши, 2023 Содержание Целевой раздел 3 Содержательный раздел 5 Организационный раздел 9 2 Целевой раздел Травля детей сверстниками (буллинг) – одна из наиболее распространенных проблем в образовательных организациях и детских коллективах, которая существенно увеличивает риск суицида среди подростков, приводит к эскалации агрессии и насилия в группе и в учреждении, снижению успеваемости, эмоциональным и невротическим проблемам. Предпосылками буллинга являются: - зависть, желание унизить жертву ради удовлетворения своих амбиций, для развлечения, самоутверждения; - желание подчинить, контролировать кого-то; - виктимность жертвы (особенности личности и поведения индивида, навлекающие на него агрессию со стороны других людей, такие как покорность, внушаемость, неумение постоять за себя, неосторожность, доверчивость, легкомыслие, недифференцированная общительность, а также психические расстройства). Цель программы: создание условий для предотвращения и преодоления проявлений буллинга в классных коллективах образовательного учреждения. Программа предусматривает решение следующих задач: 1. Формирование в образовательном процессе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к обучающимся; 2. Повышение информированности обучающихся о признаках и последствиях буллинга; 3. Формирование у родителей представлений об ответственности за действия, направленные против детей; 4. Воспитание у обучающихся уважения к правам человека, личности; 5. Формирование у обучающихся адекватных представлений о правилах поведения в опасных ситуациях; Программа предусматривает следующие направления работы: 1. Направления работы на уровне образовательного учреждения: - диагностика и коррекция психологического климата учреждения; - сплочение образовательного сообщества. образовательного 2. Направления работы с педагогическим коллективом и родителями: - консультативно-образовательная работа с педагогическим составом и родителями. 3. Направления работы с обучающимися: - консультативно-коррекционная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению; - информационно-просветительская работа с обучающимися; - повышение уровня коммуникативной культуры учащихся; - профилактика и коррекция отклонений в эмоционально-личностном развитии подростков; 3 - профилактика асоциального поведения школьников; - развитие навыков стрессоустойчивости, конструктивного поведения в конфликте и уверенного поведения, навыков саморегуляции. Психолого-педагогические аспекты профилактики буллинга Первичная профилактика буллинга реализуется по трем направлениям: 1) Создание условий недопущения буллинга; 2) Разобщение ребенка со стрессовыми воздействиями; 3) Укрепление защитных сил организма в противостоянии травле как для условно здоровых детей, так и для уже имеющих соматическую или психическую патологию. Вторичная профилактика сводится к своевременному выявлению у подростков патологических последствий буллинга и оказанию квалифицированной помощи. Третичная профилактика предполагает реабилитацию детей и подростков с тяжелыми формами последствий травли. 4 Содержательный раздел Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику буллинга являются: Организационно-методическое; Диагностическое; Коррекционно-развивающее и профилактическое; Консультационное и просветительское; Социально-диспетчерское. Организационно-методическое направление Цель: создание методической основы и организация междисциплинарной и межведомственной системы действенной помощи в обеспечении психологопедагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику и преодоление буллинга. Задачи: - обеспечение взаимосвязи психолого-педагогической науки и школьной практики; - организация экспериментальной деятельности; - апробация и внедрение позитивного опыта и результативных технологий, современных достижений психологической науки в образовательный процесс в части психологопедагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику и преодоление буллинга; - систематизация психолого-педагогических материалов; - сбор, накопление, анализ и обобщение психолого-педагогической информации. Формы реализации: - изучение и пробация современных практических разработок; - курсы повышения квалификации по проблеме школьного буллинга; - планирование диагностической, коррекционной и развивающей работы. Диагностическое направление Цель: получение своевременной и достоверной информации об индивидуальнопсихологических особенностях учащихся, развитии классных коллективов, социальном и психологическом климате образовательной среды. Задачи: - диагностика особенностей личности и поведения ребенка; - диагностика мотивационной сферы и динамики ее развития; 5 - исследование межличностных отношений в классах, особенностей их групповой динамики; - изучение уровня психологической безопасности образовательной среды. Формы реализации: - выявление педагогами проявлений травли; - социальные опросы по проблемам буллинга; - мониторинг отношений внутри школьных коллективов, комфортности образовательной среды; - на основании полученных результатов мониторингов, наблюдений, тестирования проведение индивидуальной углубленной диагностики. Коррекционно-развивающее и профилактическое направление Цель: создание условий для психического развития и становления личности, реализации возрастных и индивидуальных возможностей развития, профилактики и преодоления травли, профилактики и коррекции последствий травли для всех ее участников. Задачи: - создание условий для формирования у обучающихся ценности жизни и здоровья; - ориентирование школьников на здоровый образ жизни; - пропаганда общечеловеческих ценностей и толерантности; - коррекция межличностных отношений в классах и формирование коммуникативных навыков; - формирование социально-поведенческих навыков; - реализация специального психолого-педагогического взаимодействия с детьми, ставшими участниками травли; - коррекция познавательного и эмоционального развития. Формы реализации: - классные часы и внеклассные мероприятия, лекции, семинары, проводимые педагогическими и медицинскими работниками; - тренинги с учащимися; - индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия. Консультационное и просветительское направление Цель: оказание помощи учащимся, педагогам и родителям по вопросам развития, воспитания, обучения, поведения, отношений в рамках сопровождения образовательного процесса, повышение уровня психологической культуры всех участников образовательных 6 отношений, формирование у субъектов психологического сопровождения потребности в самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании. Задачи: - консультирование школьников по вопросам, связанным с учением, развитием, личностным и профессиональным самоопределением, ценности жизни и здоровья, особенностям взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; - консультирование руководителей и педагогов образовательного учреждения по вопросам развития, обучения, воспитания и образования детей и подростков; - консультирование родителей и членов семей по вопросам воспитания, семейных и межличностных взаимодействий; Формы реализации: - групповые и индивидуальные консультации; - родительские собрания; - классные часы; - педагогические советы; - оформление информационных стендов; - распространение брошюр, листовок. Социально-диспетчерское направление Цель: обеспечение получения детьми, их родителями педагогами социальнопсихологической помощи, выходящей за рамки компетенции школьного психолога с целью предупреждения проблем развития личности, профилактики рискованного поведения, организации помощи ребенку и его семье в решении актуальных задач социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, взаимоотношениями со сверстниками, педагогами и родителями). Задачи: - мониторинг социально-психологических проблем; - организация междисциплинарного и межведомственного взаимодействия с целью профилактики и преодоления буллинга и его последствий. Форма реализации: направление субъектов образовательного процесса в специализированные учреждения при выявлении социально-психологических и медицинских проблем, осуществление межведомственного взаимодействия в случае правонарушений. План работы педагога-психолога по профилактике буллинга № Наименование Форма Сроки 7 мероприятия 1 2 3 4 1 2 3 1 2 3 4 5 6 7 проведения Работа с педагогами Ознакомление педагогов с Брошюра методическими материалами по работе в ситуации буллинга «Травли НЕТ» Индивидуальные консультации Консультация по вопросам взаимодействия детей и подростков в классных коллективах Диагностика социального Онлайн-опрос климата в ОУ Формирование благоприятного Мини-тренинг психологического климата в образовательной среде Работа с родителями (законными представителями) Ознакомление с методическими Брошюра материалами для родителей «Травли НЕТ» Индивидуальные консультации Консультация по вопросам отношений ребенка с одноклассниками Групповые консультации по Родительское собрание вопросам взаимоотношений в классе (в ситуации буллинга) Работа с учащимися Информационные часы Групповая беседа («Давайте жить дружно», «Мы против насилия», «Что такое травля») Оформление стенда «Травли Информационный стенд НЕТ» 3-этапная работа с классом в Беседы ситуации буллинга Исследование отношений в Социометрия классе Формирование толерантности, Занятия с элементами сплочение учащихся 5 классов тренинга Работа с жертвой, инициатором Индивидуальные занятия травли Коррекция эмоциональноИндивидуальная личностного развития учащихся коррекционно«группы риска» развивающая работа Октябрь В течение года, по запросу Ноябрь, апрель По плану пед. советов Октябрь В течение года (по запросу) По запросу, по необходимости В течение года, по запросу Октябрь, Март По запросу, по необходимости По запросу Ноябрь, декабрь По запросу, по необходимости В течение года 8 Организационный раздел Диагностический инструментарий для изучения классных коллективов 1. Социометрия Дж. Морено Цель: изучение межличностных отношений в коллективе, социальный статус членов коллектива. 2. Социометрический опросник Цель: исследования эмоциональных социальных предпочтений, для выявления референтной группы ребенка. 3. Методика «Изучение сплоченности школьного класса» Цель: изучение классного коллектива. Параметры диагностики: - групповая сплоченность; - ценностно-ориентационное единство класса; - психологический климат в классе; - уровень развития коллектива. 4. Методика социально-психологической самоаттестации группы как коллектива (СПСК) Цель: изучение отношений в подростковых и юношеских коллективах. Показатели диагностики: - ответственность; - коллективизм; - сплоченность; - контактность; - открытость; - организованность; - информированность; - уровень развития отношений в коллективе. 5. Шкала оценки групповой сплоченности класса (Сишора – Ханина) Цель: определение уровня групповой сплоченности. 6. Опросник для изучения психологической атмосферы в классе Фидлера-Ханина Цель: определение качества психологической атмосферы в классе. Диагностический инструментарий для выявления психологических проблем 9 1. Методика диагностики ситуационной и личностной тревожности Ч.Д. Спилберегера, Л. Ханина Цель: диагностика уровня тревожности старшеклассника в ситуации (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики личности). Показатели диагностики: - реактивная тревожность; - личностная тревожность. 2. Методика диагностики уровня школьной тревожности Б.Н. Филлипса Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Показатели диагностики: - уровень школьной тревожности; - характер переживаний тревожности. 3. Методика самооценки Дембо-Рубинштейн Цель: изучение самооценки испытуемого. Показатели диагностики: - высота самооценки; - устойчивость самооценки; - степень реалистичности самооценки; - степень критичности; - степень удовлетворенности собой; - уровень оптимизма; - интегрированность осознанного и неосознаваемого уровней самооценки; - противоречивость отношения к ценностям; - зрелость отношения к ценностям; - наличие и характер компенсаторных механизмов, участвующих в формировании «Яконцепции»; - характер и содержание проблем и их компенсаций. 4. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича Цель: диагностика ценностных ориентаций. Показатели диагностики: - терминальные ценности; - инструментальные ценности. 10 5. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда Цель: изучение особенностей социально-психологической адаптации, в том числе к новому коллективу. Показатели диагностики: - адаптация; - принятие других; - интернальность; - самовосприятие; - эмоциональная комфортность; - стремление к доминированию. 6. Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков Цель: выявление типов характера при наличии определенных акцентуаций. 7. Проективная методика «Несуществующее животное» Цель: исследование особенностей личности. 8. Рисованный апперцептивный тест Г. Мюррея Цель: исследование особенностей личности. 9. Профиль самовосприятия для подростков С. Хартер Цель: выявление оценки подростками собственной компетентности в различных сферах жизни. Показатели диагностики: - школьная компетентность; - социальное принятие; - атлетическая компетентность; - физическая форма; - профессиональная компетентность; - романтическое влечение; - поведение; - близкие дружеские отношения; - глобальная/ общая самооценка. 10. Шкала самоуважения М. Розенберга Цель: определение уровня самоуважения подростка. 11. Моторная проба Шварцландера для изучения уровня притязаний и уровня достижений 11 Цель: изучение уровня притязаний подростка. Показатели диагностики: - уровень притязаний; - уровень достижений; - адекватность реакции на успех/ неуспех. 12. Методика «Мечты, надежды, страхи и опасения» Цель: изучение эмоционально-мотивационной сферы учащихся 8-11 классов. 13. Экспресс-диагностика отношения к прошлому, настоящему и будущему Цель: диагностика временной трансспективы — представления о собственном прошлом, настоящем и будущем как едином, целостном пути развития. 14. Юношеская копинг-шкала Цель: изучение индивидуальных стратегий совладания со стрессом. 15. Список жизненных событий для подростков и старшеклассников Цель: выявление уровня стресса у учащихся 14—17 лет. 16. Шкала Пирса — Харриса для изучения Я-концепции Цель: изучение самоотношения учащихся 12-17 лет. Показатели диагностики: - уровень самоотношения; - отношение к собственному поведению; - отношение к собственному интеллекту, положению в школе; - отношение к ситуации в школе; - отношение к собственной внешности; - тревожность; - отношение к популярности среди сверстников; - счастье и удовлетворенность; - отношение к собственному положению в семье; - уверенность в себе. 12 Список литературы 1. Аверьянов А.И. Буллинг как вызов современной школе//Педагогика, психология и социология. – 2013, №18, с.45-50. 2. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия.Помощь. – М.: Генезис, 2006. – 256с. 3. Бердышев И.С. Лекарство против ненависти// Первое сентября. – 2005, №18, с.3. 4. Воробьева К. Детская агрессивность как следствие деструктивного семейного воспитания// Воспитание школьников. – 2008, №7, с.48-56. 5. Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. – Р-н-Д: Феникс, 2006, - 157с. 6. Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга// Известия Российского гос. пед. ун-та имени А.И. Герцена. – 2009, №105. – с.159-165. 7. Кривцова С.В. Буллинг в школе vs сплоченность неравнодушных. Организационная культура ОУ для решения проблем дисциплины и противостояния насилию. – М.: Федеральный институт развития образования, 2011. – 120с. 8. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков: клиникопсихологические аспекты. – СПб., 2005. 9. Князюк О.В. Основные принципы построения коррекционной работы с агрессивными подростками// Развитие профенссиональной компетентности специалистов социально-педагогической и психологической службы: Респ. науч.-практ. конф., Гомель, 2008. 10. Кутузова Д.А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать// Журнал практического психолога. Вып.1. 2007, с.72-90. 11. Лаптева В.Ю. Психологические особенности подростков с разным уровнем защищенности от психологического насилия в образовательной среде. Автореф. дис. канд. психол. наук. – СПб., 2010, 26с. 12. Мальцева О.А. Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде и способы ее преодоления// Тюменский государственный университет. – 2009, №7, с.51-54. 13. Методические рекомендации по предотвращению буллинга (травли среди сверстников) в детских коллективах / Сост. А.Е. Довиденко и др. – Екатеринбург: «Семья детям», 2014. – 29с. 14. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. Методическое пособие для педагогических работников / Под ред. Т.А. Епояна. – М.: БЭСТпринт, 2015. – 144с. 15. Руланн Э.Г. Как остановить травлю в школе. Психология моббинга. – М.: Генезис, 2012. – 264с. 16. Холодова Ю.Б. Профилактика буллинга в образовательном учреждении//Инновации в образовании и физической культуре: сб. науч. И метод. статей. – СПб.: Свое издательство, 2016, с.31-38. 17. Школа без насилия. Методическое пособие / Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. – М.: АНО «Цнпро», 2015. – 150с. 13