Методические материалы в помощь учащемуся по литературе.pdf

Методические материалы в помощь учащемуся по литературе
Анализ образа литературного героя
План анализа образа литературного героя
1. Место героя в системе образов. Его взаимосвязи с персонажами и событиями произведения.
2. Происхождение героя. Его социальная принадлежность, воспитание, образование, формирование
мировоззрения. Родственные и дружеские связи.
3. Роль прошлого героя для понимания его характера.
4. Авторские приемы создания образа:
1) смысл имени и фамилии героя;
2) смысловая роль его первого появления в произведении;
3) портрет; чьими глазами он дается;
4) пейзажи, связанные с героем, его душевным состоянием;
5) интерьер; вещи, характеризующие героя;
6) речь героя; особенности внутренних монологов;
7) поступки героя, раскрывающие его характер, и их место в сюжете; сны героя и их художественная
функция;
художественные детали, характерные для образа героя;
9) герой в оценке других персонажей; изменения его самооценки.
5. Способы выражения отношения автора к герою (прямые/косвенные).
6. Литературная критика об образе героя.
7. Место героя в творчестве писателя и историко-литературном процессе.
Анализ художественных произведений в их родовой специфике.
Схема анализа эпического произведения.
1. Время, история создания произведения, его связь с эпохой.
2. Произведение в контексте творчества писателя.
3. Проблематика, идейно-тематическое содержание произведения.
4. Композиция, сюжет, конфликт.
5. Система образов произведения.
6. Способы выражения авторской позиции.
7. Жанровое своеобразие.
8. Художественное мастерство писателя (особенности портретной и речевой характеристик героев,
функция пейзажа, интерьера, роль художественной детали, выразительно-изобразительные средства
в произведении).
Схема анализа драматического произведения.
1. Время создания произведения. Характеристика исторической обстановки, в которой создавалось
произведение.
2. Мировоззрение и общественная позиция автора.
3. Отражение общественной жизни в произведении.
4. Жанр (трагедия, драма, комедия).
5. Тематика и проблематика.
6. Конфликт и его своеобразие.
7. Драматическая композиция, элементы сюжета (экспозиция, заявка, кульминация).
8. Система образов. Речевая характеристика персонажей.
9. Роль авторской ремарки.
10. Способы и приемы создания эмоционально-психологической атмосферы в пьесе.
11. Общественно-политическое и литературное значение драматического произведения.
Схема анализа лирического произведения в старших классах.
1. Время и история создания произведения, его связь с эпохой.
2. Ведущая тема, основной мотив.
3. Система образов, образы центральные и вспомогательные.
4. Композиция лирического произведения.
5. Ведущий художественный прием (например, прием контраста).

6. Тропы и фигуры, лексика и фонетика стиха.
7. Какое настроение создает у учителя система образов и изобразительных средств?
8. К какому жанру относится произведение?
9. Как из системы образов и изобразительных средств, жанра и композиции вырастает идея
произведения? Определить в тексте места, фрагменты, фразы, в которых она проявляется наиболее
полно?
10. Стихотворный размер, ритмика, особенности рифмы.
Примерный план анализа драматического произведения
1. История создания.
1) Время написания.
2) Время, изображённое в произведении.
3) Как взаимосвязаны время написания и сценическое время?
4) К какому этапу творчества автора относится данное произведение (что характерно для
автора в это время)?
5) Жанр.
2. Выделите основные сцены (фабулу).
3. Выделите основные конфликты произведения, рассмотрите каждый из них в отдельности:
1) Участники и причины конфликта, его структура.
2) Какие проблемы затрагиваются в конфликте?
4. Выделите центральный конфликт произведения:
1) Как связан он с другими конфликтами?
2) Как раскрываются герои в конфликте?
Обратите внимание на:
 предысторию героя (героев)
 первое появление героя на сцене
 взаимоотношение героя с другими персонажами
 авторские ремарки
 речь героя
 центральный монолог героя, определите его значение в произведении
 «второстепенных» действующих лиц (в чём их роль и значение; как они «помогают» в
раскрытии основного конфликта произведения?)
5. Рассмотрите финал произведения:
1) Если бы финал был другим, что бы изменилось?
2) Почему финал произведения именно такой?
6. В чём, по-вашему, основная мысль (идея) произведения?
Обратите внимание на:
 эпиграф
 пролог
 эпилог
 указания для актёров и др.
7. Сценическая история произведения:
1) Какие различные мнения о героях существуют?
2) Как это отобразилось в различных постановках?
8. Традиции и новаторство:
1) Соблюдаются ли автором основные требования, предъявляемые к жанру?
2) Вспомните, кто из предшественников и современников автора рассматривает эти же темы и
проблемы.
3) Как решает эти темы и проблемы автор?
4) В каких произведениях вы встречали героев, близких по взглядам или характеру героям
данного произведения?
5) Вспомните «последующих» драматургов (произведения и героев), близких по взглядам автору
(тематика и проблематика произведения, герои и т.д.).

Понятия, необходимые для анализа произведения
Тема - это то, о чем идет речь в произведении; основная проблема, поставленная и рассматриваемая
автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое; это те типические явления
и события реальной жизни, которые отражены в произведении. (Созвучна ли тема основным
вопросам своего времени? Связано ли с темой название?) Каждое явление жизни - это отдельная
тема; совокупность тем - тематика произведения.
Проблема - это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Одна и та же тема может
послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права - проблема внутренней
несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и
крепостников, проблема социальной несправедливости...). Проблематика - перечень проблем,
затронутых в произведении. (Они могут носить дополнительный характер и подчиняться главной
проблеме).
Идея - что хотел сказать автор; решение писателем главной проблемы или указание пути, которым
она может решаться.
(Идейный смысл - решение всех проблем - главной и дополнительных или указание на возможный
путь их решения).
Пафос - эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой
силой чувств (м.б. утверждающий, отрицающий, оправдывающий, возвышающий...).
Композиция - построение литературного произведения; объединяет части произведения в одно
целое.
Основные средства композиции
Сюжет - то, что происходит в произведении; система основных событий и конфликтов (конфликт столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу
действия. Конфликт может происходить между личностью и обществом, между персонажами, в
сознании героя; быть явными скрытым). Элементы сюжета отражают ступени развития конфликта;
пролог - своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого; он
эмоционально
настраивает
читателя
на
восприятие
(встречается
редко).
Экспозиция - введение в действие; изображение условий и обстоятельств, предшествовавших
непосредственному началу действий (может быть развернутой и нет, цельной и "разорванной";
может располагаться не только в начале, но и в середине, конце произведения); знакомит с
персонажами
произведения,
обстановкой,
временем
и
обстоятельствами
действия;
завязка - начало движения сюжета; то событие, с которого начинается конфликт, развиваются
последующие события; развитие действия - система событий, которые вытекают из завязки; по ходу
развития действия, как правило, конфликт обостряется, а противоречия проявляются все яснее и
острее.
Кульминация - момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта; кульминация
представляет основную проблему произведения и характеры героев предельно ясно; после нее
действие ослабевает.
Развязка - решение изображаемого конфликта или указание на возможные пути его решения;
заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Как правило, в ней или
разрешается
конфликт
или
демонстрируется
его
принципиальная
неразрешимость.
Эпилог - заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего
развития событий и судеб героев; иногда дается оценка изображенному); это краткий рассказ о том,
что произошло с действующими лицами произведения после окончания основного сюжетного
действия).
Сюжет может излагаться:
в прямой хронологической последовательности событий;
с отступлениями в прошлое ретроспективами - и «экскурсами» в будущее;
в преднамеренно измененной последовательности (см. художественное время в произведении)
Несюжетными элементами считаются:
1. вставные эпизоды;
2. лирические (иначе - авторские) отступления. Их основная функция - расширить рамки
изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных

явлений
жизни,
которые
не
связаны
напрямую
с
сюжетом.
3. В произведении могут отсутствовать отдельные элементы сюжета; иногда сложно разделить эти
элементы; иногда встречается несколько сюжетов в одном произведении - иначе, сюжетных линий.
Существуют различные трактовки понятий «сюжет» и «фабула»:
сюжет - главный конфликт произведения; фабула - ряд событий, в которых он выражается.
сюжет - художественный порядок событий; фабула - естественный порядок.
Дополнительные средства композиции:
лирические отступления - формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу
изображенного (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут
представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции);
вводные (вставные) эпизоды (не связанные непосредственно с сюжетом произведения);
художественные предварения - изображение сцен, которые как бы предсказывают предваряют
дальнейшее развитие событий.
Основные приемы создания образа-персонажа:
1.
характеристика героя через его действия и поступки (в системе сюжета);
2. портрет, портретная характеристика героя (часто выражает авторское отношение к персонажу);
3. прямая авторская характеристика;
4. психологический анализ - подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение "диалектики души", т.е.
движения внутренней жизни героя;
5. характеристика героя другими действующими лицами;
6. художественная деталь - описание предметов и явлений окружающей персонажа
действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как
детали-символы).
Виды образов-персонажей:
лирические - в том случае, если писатель изображает только чувства и мысли героя, не
упоминая о событиях его жизни, поступках героя (встречаются, преимущественно, в поэзии);
драматические - в том случае, если возникает впечатление, что герои действуют "сами", "без
помощи автора"; т.е. автор использует для характеристики персонажей прием самораскрытия,
самохарактеристики (встречаются, преимущественно, в драматических произведениях);
эпические - автор-повествователь или рассказчик последовательно описывает героев, их
поступки, характеры, внешность, обстановку, в которой они живут, отношения с окружающими
(встречаются в романах, эпопеях, повестях, рассказах, новеллах, очерках).
Система образов-персонажей:
отдельные образы могут быть объединены в группы (группировка образов) - их взаимодействие
помогает полнее представить и раскрыть каждое действующее лицо, а через них -тематику и
идейный смысл произведения. Все эти группы объединяются в общество, изображенное в
произведении (многоплановое или одно плановое с социальной, этнической и т.п. точки зрения)
План рецензии на рассказ:
1. Несколько слов об авторе и о времени создания рассказа.
2. Сюжет.
3. Проблема, поставленная автором.
4. Характеристика героев рассказа:
портрет;
поступки или слова, через которые раскрывается характер;
авторское отношение.
5. Роль пейзажа.
6. Психологическое мастерство автора.
7. Художественные приемы, используемые автором.
8. Основная мысль рассказа.
9. Впечатление от рассказа, отношение автора рецензии к проблеме, героям рассказа
(аргументировать)
Примерный план характеристики художественного образа-персонажа

1.Место персонажа в системе образов произведения.
2.Характеристика персонажа как определенного социального типа:
 Социальное и материальное положение.
 Внешний облик.
 Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и
привычек:
а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;
б) влияние на людей (основная сфера, виды и типы воздействия).
 Область чувств:
а) тип отношения к окружающим;
б) особенности внутренних переживаний.
 Авторское отношение к персонажу.
 Какие черты личности героя выявляются в произведение:
а) с помощью портрета;
б) в авторской характеристике;
в) через характеристику других действующих лиц; с помощью предыстории или
биографии;
г) через цепь поступков;
д) в речевой характеристике;
е) через «соседство» с другими персонажами;
ж) через окружающую обстановку.
3.Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.
Примерный план характеристики литературного героя
1.Место данного персонажа в образной системе произведения.
2. Социальный статус и материальное положение.
3. Внешний облик (портрет).
4. Своеобразие мировоззрения и мировосприятия, характер деятельности, влияние на окружающих.
5. Особенности внутренних переживаний.
6. Авторское отношение к данному персонажу.
7. Какие черты личности героя выявляются в произведении:
а) с помощью портрета;
б) в авторской характеристике;
в) через характеристику других действующих лиц;
г) с помощью биографии и (или) предыстории;
д) через цепь поступков;
е) в речевой характеристике;
ж) через взаимодействие с другими персонажами;
з) через обстановку, которая окружает героя.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».