Пояснительная записка. Исходными документами для составления данной рабочей программы являются: Базисный учебный план общеобразовательного учреждения. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089; Авторская программа «Вокальный кружок» по художественно-эстетическому направлению Просвирина О.С, 2012г.; Актуальность программы. Ансамблевое пение играет важную роль в воспитании детей и формировании их музыкальной культуры. Само по себе коллективное пение - прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших качеств личности. Пение - активный творческий досуг, оно развивает мышление детей и подростков. При включении в хоровую самодеятельность у воспитанников возникает целая гамма отношений эмоционально-психологического характера. Совместная творческая деятельность усиливает свойственную детям и подросткам потребность в общении, способствует формированию чувства ответственности за общее дело, чувство коллективизма. Данная программа не является новым словом в развитии музыкального воспитания в нашей стране, так как имеет ряд аналогов, основанных на единой методике и традициях вокального искусства. Однако, наряду с другими программами, она актуальна в данное время по причине необходимости духовного развития подрастающего поколения, ведь музыка, и в частности пение, являлась всегда составной частью художественноэстетического воспитания и позитивным фактором в формировании духовного мира ребенка. Таким образом, основываясь на естественном желании детей и подростков заниматься пением, и, направив данные занятия в нужное русло, возможно обучить учащихся правильному, свободному, красивому пению и воспитать музыкальный вкус, являющемуся одной из граней развития ребенка в целом. Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы: Мною была выбрана авторская программа Просвирина О.С, так как вокальная работа представлена в программе как синкретичный вид искусства, которая тесно переплетается с жизнью, бытом, традициями. Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Занятия во внеурочное время пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать его музыкальную культуру и художественную самодеятельность школы. Считаю, что часов, отведенных музыкальному, эстетическому развитию учащих в школе не хватает, а вокальная работа в учебной программе изложена недостаточно полно и предполагает репродуктивные виды деятельности ученика и учителя на уроке. Однако развитие певческих навыков в настоящее время актуально, так как: Направленность программы художественно-эстетическая, нравственное, общекультурное. Вид образовательной программы - модифицированная. Уровень освоения - общекультурный. духовно- Цель реализуемой программы: создание условий для раскрытия творческих способностей учащихся и их самореализации в процессе музыкально-вокальной деятельности. Задачи: .Научить петь без дирижёра, научить ансамблевому пению (умение слушать себя и соседа в процессе пения); 1. Начать формирование навыков певческой установки, певческого дыхания. 2. Формировать координацию деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса: звонкостью, полётностью, вибрато. 3. Формировать навыки певческой эмоциональности и выразительности. 5. Формировать умение петь напевно (главный навык кантилена) естественным, полетным, негромким звуком с мягкой атакой. 6. Работать над артикуляцией, обеспечение роста выносливости голосового аппарата. 7.Развивать творческую инициативу обучающихся. 8.Развивать гибкость и подвижность мягкого нёба. 9.Содействовать развитию музыкальных способностей (музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, чистоты интонирования и основы музыкальной импровизации т.д.). 10. Способствовать физическому развитию детей и подростков (органов дыхания, артикуляционного аппарата, улучшение осанки). 11. Создавать условия для формирования певческой культуры, художественного вкуса, устойчивого интереса к искусству. 12.Способствовать профессиональному самоопределению учащегося. 13.Способствовать выявлению и раскрытию творческих способностей. Каждый год обучения служит закреплению накопленных вокальных навыков и знаний, одновременно является дальнейшим шагом творческого развития учащихся и предполагает более высокий уровень знаний и навыков. Таким образом, начиная с детства, ребенок окунается в атмосферу музыкального искусства, а музыка сопровождает его на протяжении нескольких лет, что впоследствии может оказать влияние па будущую профессию, связанную с музыкальным искусством. В процессе занятий в репертуар будут вводиться произведения различных стилей и жанров, благодаря чему воспитанники расширят свой кругозор. Условия набора и режим занятий Преподавание курса «Вокал» рассчитано на учащихся начальной школы 1-4 класс и подростков 10-15 лет, увлекающихся музыкой и музыкально-эстетической деятельностью. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, что он осуществляется в рамках программы формирования вокальнотехнической деятельности, рекомендованной для внеурочной деятельности новым стандартом. При работе по данной программе необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребят. Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств. Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. Занятия проводятся индивидуально с каждым солистом и одно занятие в группе Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей и детей. Важным фактором при отборе является желание ребенка заниматься в коллективе. Практика показала, что ребята, которые начали заниматься пением с большим желанием и энтузиазмом, и не обладающие первоначально достаточными способностями, достигли поразительных результатов в процессе занятий, опередив тех, кто был более одарен природой. Таким образом, на основе вышеперечисленных факторов происходит формирование групп. Возможен приём в течение года. РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ Программа кружка «Вокальное пение » рассчитана на 3 года обучения. Год обучения 1 год 2 год 3 год Общее кол-во часов 34 34 34 Кол-во часов в неделю 4,5 4,5 4,5 Кол-во занятий в неделю 4 4 4 Общая характеристика учебного предмета. Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Педагогическая целесообразность программы в том, что программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания). Особое место уделяется концертной деятельности (2 направление программы): обучающиеся исполняют произведения в рамках школьных, городских праздников, посвященных разным памятным датам. Это придает прикладной смысл занятиям вокальной студии. Обучение учеников вокалу подчинено личной и общезначимой цели. Для лучшего понимания и взаимодействия для исполнения предлагаются полюбившиеся произведения, хиты, “легкая” музыка. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом. Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решение следующих задач: 1. Певческая установка 0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя. 2. Дыхание Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания. Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания: 1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч); 2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание; 3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу). С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным. К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровье-оберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос). Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Ученики должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна. Также учащимся объясняется, что место, где надо брать дыхание, называется цезурой и имеет обозначение V. 3.Артикуляционные задачи. Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. Педагог обязан знать артикуляционные свойства гласных, обусловленные положением голосового аппарата. При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Педагог использует упражнения для раскрепощения голосового аппарата (см. литературу), освобождая его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а». Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам следует начинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В упражнениях порядок гласных изменяется в связи с поставленной задачей. Педагог обязан знать о факторе взаимовлияния гласных: если первый гласный своими качествами воздействует на последующие, то и свойства последующих, в свою очередь, передаются первым. В работе над гласными следует: а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции; б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока; в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий; г) педагогу тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата. Важная задача для педагога - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой). Для «размягчения» звука следует применять слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д». При этом педагогу не следует бояться словесных пояснений в отношении механики образования гласных и согласных звуков. 4. Выработка подвижности голоса. Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса- искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания. 5. Расширение певческого диапазона детей. Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона педагогу следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения. 6. Развитие чувства метроритма. Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений (см. литературу) или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно составляется план по преодолению таких трудностей и подбираются специальные конкретные упражнения. 7. Выразительность и эмоциональность исполнения. Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Педагогу следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны. Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое значение имеет качество показа песни самим учителем. 8. Работа над чистотой интонирования. В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии следует стимулировать тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Следует использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато. 9. Формирование чувства ансамбля. В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию. 10. Формирование сценической культуры. Педагог должен научить ребёнка пользоваться фонограммой. Обучение осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога - подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокальнотехническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа. В работе с вокальным коллективом необходимо руководствоваться следующими принципами: 1. Развивать голос из примарных тонов, без торопливости расширять диапазон. 2. Главным методом считать устное объяснение, показ учителя. 3. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала. 4. Всю певческую работу связывать с развитием музыкального слуха. 5. Повторять выученное на каждом занятии, что является фундаментом для последующей работы. 6. Применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитием каждого ученика. Методическое обеспечение программы Принципы: Основой ансамблевого пения является постановка голосового аппарата и развитие музыкальных способностей и навыков. Основным методическим принципом вокальнохорового воспитания будет принцип комплексного развития частей певческого аппарата и его функций в тесной взаимосвязи между собой. Таким образом, рассматривая певческий процесс как комплексный, в настоящей программе выделяется ряд аспектов, без учета которых невозможно правильное воспитание и развитие певческого голоса детей, овладение ими вокально-техническими навыками на хоровых занятиях и занятиях сольного пения. В комплекс входят: - постановка голосового аппарата; - певческое дыхание; - певческое звукообразование; - певческая дикция; - диапазон певческого голоса; развитие музыкальных способностей. Процесс занятия в ансамблевключает в себя: - распевку; - работу над музыкальными произведениями. Формы проведения занятий:разучивание, репетиция, творческая работа, творческая встреча, конкурс, концерт. Методы и приёмы: Словесные (беседа, анализ музыкального произведения, устное изложение материала). Наглядные (показ, исполнение педагогом, показ аудио-, видеоматериалов. Исследовательские (участие детей в коллективном поиске средств художественной выразительности, самостоятельная творческая деятельность). Кроме того, специфика ансамблевого пения требует привлечения разных видов работы: индивидуальной работы, работы по группам, работы по голосам и работы целого коллектива (проведение общих репетиций, благотворно влияющих в свою очередь на сплочение коллектива). Формы организации внеурочного процесса: - групповые, парные, индивидуальные. Виды организации внеурочной деятельности: - путешествие, игра, беседа, концерт. Виды контроля: - входной, текущий, итоговый - фронтальный, устный Формы (приемы) контроля: - наблюдение, творческие работы: сочинения, произведениям, концертное исполнение песни. рисование к прослушанным Ожидаемые результаты: В ходе реализации программы и обучения в объединении « Вокальный ансамбль» обеспечивает возможность формирования у обучающихся всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Универсальные Конкретный навык Деятельность действия учащихся Общеучебные: самостоятельное Умение дать оценку Познавательными выделение, формулирование своей деятельности и поставленной цели деятельности группы, Логические: формулирование соотнося цель и проблемы результат Рефлексия Самоопределение, Умение поставить цель Личностными смыслообразование и пути ее достижения Целеполагание, планирования, Выполняются типовые Регулятивными прогнозирование, контроль, задания с комментарием оценка, самооценка, коррекция Планирование учебного Репетиции, выступления Коммуникативными сотрудничества с учителем и сверстниками; Умение точно выражать свои мысли и предложения о дальнейшей работе По итогам обучения воспитанники должны знать: - основы вокально – хоровых навыков; - правила пения; - виды дыхания; - муз.штрихи; - средства муз. выразительности. уметь: - применять правилапения на практике; - петь чисто ансамблем в унисон; - применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром; - сценически оформлять концертный номер. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам В результате обучения пению в вокальной ансамбле воспитанник должен: знать, понимать: - строение артикуляционного аппарата; - особенности и возможности певческого голоса; - гигиену певческого голоса; - понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»; - понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание); - основы музыкальной грамоты; - различные манеры пения; - место дикции в исполнительской деятельности. уметь: - правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч; - петь короткие фразы на одном дыхании; - в подвижных песнях делать быстрый вдох; - петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен; - петь легким звуком, без напряжения; - на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни; - уметь делать распевку; - к концу года спеть выразительно, осмысленно. К концу каждого года учащиеся должны добиться следующих результатов: 1 год обучения - знать основы гармонии - овладеть основами певческого дыхания; - овладеть умением выстраивать унисон; - исполнять одноголосные произведения. 2 год обучения - овладеть певческим дыханием; - правильно формировать гласные звуки при пении; - петь в унисон, слушая друг друга, одноголосные произведения с поддерживающим аккомпанементом; - овладеть пением с элементами двухголосия (канон, один голос выдержан, другой мелодизирован и т.д.); - добиваться эмоционального исполнения произведения. 3 год обучения - свободно владеть певческим дыханием и пением с опорой на дыхание; - петь в единой певческой позиции; - овладеть пением 2-хголосных произведении с сопровождением; - владеть певческой дикцией; - владеть музыкальной фразировкой; - владеть различными штрихами в пении (1еgаtо, non 1еgаtо, stассаtо и др.); - образно и эмоционально исполнять произведения. Способы и формы проверки ожидаемых результатов реализации Чтобы определить желаемый результат, нужно знать с какими знаниями и качественными характеристиками поступили дети в объединение (стартовый контроль) и что получили на выходе (итоговый контроль). Контроль позволяет определить эффективность обучения и воспитания по программе, обсудить результаты, внести коррективы в образовательный процесс. Формы диагностики эффективности образовательного процесса по данной программе можно рассмотреть в двух направлениях: - личностный: наблюдения педагога, прослушивание; - внешний: творческие отчёты, открытые занятия, участие в конкурсах, выступления на концертах. Способы подведения итогов работы и выявления результатов по образовательной программе: -прослушивания на репетициях; -открытые и итоговые занятия; -зачетные занятия; -праздничные мероприятия; -конкурсы; -отчетные концерты. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН IГОД ОБУЧЕНИЯ Кол-во часов Практика Общее кол-во Теория часов 1 1 № Разделы и темы 1. Вводное занятие. Ансамблевое и сольное пение 2. Певческое дыхание. 1 3 4 3. Единая певческая позиция 1 3 4 4. Звукообразование. Формирование гласных звуков. 1 4 5 5. Звуковедение. Фразировка. 3 3 6. Дикция. _ 2 2 7. Штрихи впении. Пенис legato, staccato. 1 1 2 8. Динамические оттенки в пении. _ 3 3 9. Ансамбль. Единое ансамблевое звучание. _ 3 3 10. Строй в ансамбле. Выстраивание унисона с мелодической линией в аккомпанементе. 1 4 5 11. Особенности драматургического развития. Художественный образ. _ 1 1 12. Работа с микрофоном. Пение под фонограмму. 1 1 2 13 Подведение итогов. _ 1 Итого: 7 27 34 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ № Разделы и темы Кол-во часов Практик Общее Теория а кол-во 1. 1 2. Вводное занятие. Знакомство с эстрадной музыкой 20 века. Певческое дыхание. 1 3 4 3. Единая певческая позиция. 1 3 4 4. Звукообразование. 1 2 3 5. Звуковедение. Фразировка. _ 2 2 6. Дикция. Преодоление дикционных трудностей. _ 2 2 7. Штрихивпении. Пение legato, staccato, non legatо. 1 1 2 8. Различные динамические оттенки. Крещендо, _ диминуэндо. Разнообразные темпы пения. Преодоление темповых _ трудностей. Единое ансамблевое звучание. 1 3 3 3 3 2 3 _ 3 3 _ 2 2 13. Строй в ансамбле. Пение в унисон с поддерживающим аккомпанементом. Введение элементов двухголосия. Создание художественного образа музыкального произведения. Работа над мимикой и движением. Работа с микрофоном. Пение под фонограмму. 1 1 3 14. Подведение итогов. 1 Итого: 7 9. 10. 11. 12. 1 2 27 34 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 ГОД ОБУЧЕНИЯ. № Разделы и темы Кол-во часов Теория Практика Общее кол-во часов 1 1 1. Вводное занятие. Певческое дыхание. 2. Звукообразование. Свободное овладение различными видами атаки звука. 1 2 3 3. Звуковедение. Фразировка. 1 4 5 4. Дикция. Самостоятельное осмысление и преодоление дикционных трудностей. 1 4 5 5. Совершенствование единой певческой позиции. _ 3 3 6. Штрихивпении. Пениеlegatо, staccato, non legatо, marcato. Комбинирование различных видов штрихов. _ 1 1 7. Самостоятельный поиск различных динамических 1 оттенков. Взаимосвязь динамики и музыкального образа в произведении. 1 2 8. Разнообразные темпы пения. Чередование различных темпов. _ 1 1 9. Строй. Работа над 2-х голосием. _ 2 2 10. Совершенствование единого ансамблевого звучания. 1 4 5 11. Самостоятельное создание художественного образа произведения. Работа над мимикой. _ 2 2 12. Работа с микрофоном. Пение под фонограмму. _ 2 2 13. Подведение итогов. 1 1 2 Итого: 7 27 34 Содержание 1 год обучения 1. Вводное занятие. Ансамблевое и сольное пение. Теория: Организации работы объединения. Цели и задачи изучения программы. Ознакомление с основами вокального искусства. Ансамблевое и сольное пение (сходство и различия). Правила безопасности во время проведения занятий. Практика: Прослушивание. Пение под аккомпанемент знакомых песен. Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа); наглядные (показ, исполнение педагога, демонстрация видеоматериалов); практические ( пение, упражнение) Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная. 2. Певческое дыхание Теория : Роль дыхания в вокальном искусстве. Практика: Работа по формированию певческого дыхания. Упражнения на дыхание. Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога); практические (упражнение) Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная 3. Единая певческая позиция. Практика : Формирование единой певческой позиции. Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: наглядные (показ, исполнение педагога, демонстрация видеоматериалов); практические (упражнение) Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная 4. Звукообразование. Формирование гласных звуков. Теория : Понятие «звук». Изучение механизма первичного звукообразования. Практика : Работа по формированию гласных звуков. Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа); наглядные (показ, исполнение педагога); практические (упражнение). Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная 5. Звуковедение. Фразировка. Теория: Понятие «певческая фраза». Практика: Работа над фразировкой (равномерное распределение дыхания по фразам). Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога); практические (упражнение) Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная 6. Дикция. Теория: Артикуляция. Роль гласных и согласных звуков в пении Практика: Упражнение на артикуляцию. Работа над дикцией, чёткостью произношения. Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесный (анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога); практические (упражнение) Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная 7. Штрихи в пении. Пение legatо, staccato. Теория: Понятия «legatо» «staccato» Практика: Формирование навыков использования данных средств выразительности в пении. Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагогом, показ аудио-, видеоматериалов); практические (упражнение); исследовательские (поиск средств художественной выразительности). 8. Динамические оттенки в пении. Теория: Раскрытие значений понятий «forte», «piano». Практика: Формирование навыков пения с различной динамикой. Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения ); наглядные (показ, исполнение педагогом, показ аудио-, видеоматериалов); практические( упражнение); исследовательские ( поиск средств художественной выразительности). 9. Ансамбль. Единое ансамблевое звучание. Теория: Понятие «ансамбль». Ансамбль как слитное, слаженное исполнение произведения всеми музыкантами, подчинение общему художественному замыслу. Понятие «аккомпанемент». Практика: Работа над единым ансамблевым звучанием. Одновременное начало и окончание пения. Единство темпа, согласованное изменение силы звука. Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога, демонстрация видеоматериалов); практические (упражнение) Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная, групповая. 10. Строй в ансамбле. Выстраивание унисона с мелодической линией в аккомпанементе. Теория: Знакомство с понятиями «строй», «унисон». Практика: Работа над строем в ансамбле, выстраивание унисона. 11. Особенности драматургического развития. Художественный образ. Теория: Значение драматургического развития в ансамблевом пении. Практика: Создание художественного образа произведения с помощью педагога. Постановка номера. Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога, демонстрация видеоматериалов); практические (упражнение); исследовательские (поиск средств художественной выразительности). Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная, групповая. 12. Работа с микрофоном. Пение под фонограмму. Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога, демонстрация видеоматериалов); практические (упражнение) Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная, групповая. 13. Итоговое занятие. Занятие проводится в форме творческого отчёта (концерта) К концу 1года обучения учащиеся должны: - знать основы гармонии; - овладеть основами певческого дыхания; - овладеть умением выстраивать унисон; - исполнять одноголосные произведения. Содержание 2 год обучения 1. Вводное занятие. Знакомство с эстрадной музыкой 20 века Теория: Эстрадное искусство. Разнообразие форм исполнительного творчества. Организации работы объединения. Правила безопасности во время проведения занятий. Практика : Пение под аккомпанемент изученных песен. Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа); наглядные (показ, исполнение педагога, демонстрация видеоматериалов); практические ( пение, упражнение) Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная 2. Певческое дыхание. Теория: Повторение и закрепление навыков дыхания. Практика: Работа по развитию певческого дыхания. Упражнения на различные виды дыхания. Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные ( анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога); практические (упражнение) Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная, групповая 3. Единая певческая позиция Практика: Работа над единой певческой позицией. Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: наглядные (показ, исполнение педагога, демонстрация видеоматериалов); практические (упражнение) Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная 4.Звукообразование. Теория: Повторение и закрепление навыков звукообразования, механизма первичного звукообразования. Практика: Пение мягким нефорсированным звуком. Упражнения па различные виды атаки звука. Одновременное дыхание и атака звука. Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа); наглядные (показ, исполнение педагога, ); практические (упражнение). Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная, групповая. 5.Звуковедение. Фразировка. Теория: Музыкальная речь и сё строение. Фраза, предложение. Практика : Дальнейшая работа над фразировкой. Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога); практические (упражнение) Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная, групповая. 6. Дикция. Преодоление дикционных трудностей. Теория : Повторение и закрепление навыков артикуляции и дикции. Практика: Работа над дикцией. Упражнение на артикуляцию. Преодоление дикционных трудностей. Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесный (анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога); практические (упражнение) Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная 7. Штрихивпении. Пение legato, staccato non legato. Теория: Повторение понятий «legato» «staccato». Понятие «nonlegato». Практика: Развитие навыков использования разных штрихов в пении. Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагогом. показ аудио-, видеоматериалов); практические( упражнение); частично-поисковые ( поиск средств художественной выразительности). 8. Различные динамические оттенки в пении. Крещендо, диминуэндо. Теория: Знакомство с понятиями «Крещендо», «диминуэндо». Практика: Развитие навыков пения с различными динамическими оттенками. Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ. беседа, анализ музыкального произведения ); наглядные (показ, исполнение педагогом. показ аудио-, видеоматериалов); практические ( упражнение); частично-поисковые ( поиск средств художественной выразительности). 9. Разнообразные темпы пения. Преодоление темповых трудностей. Практика: Формирование навыка пения в разных темпах. 10. Единое ансамблевое звучание. Практика: Работа над единым ансамблевым звучанием. Формирование умения слышать себя в коллективе во время исполнения музыкальных произведений. Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога, демонстрация видеоматериалов); практические (упражнение) Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная, групповая. 11. Строй в ансамбле. Пение в унисон с поддерживающим аккомпанементом. Введение элементов двухголосия. Практика: Работа над выстраиванием унисона. Элементы двухголосия. Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (анализ музыкального произведения ); наглядные (показ, исполнение педагогом, показ аудио-, видеоматериалов); практические ( упражнение); исследовательские ( поиск средств художественной выразительности). 12. Создание художественного образа музыкального произведения. Практика: Создание художественного образа произведения с помощью педагога. Подчинение движения характеру музыки и текста. Постановка номера. Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога, демонстрация видеоматериалов); практические (упражнение); исследовательские (поиск средств художественной выразительности). Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная, групповая. 13. Работа с микрофоном. Пение под фонограмму. Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога. демонстрация видеоматериалов); практические (упражнение) Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная, групповая. 14. Итоговое занятие. Занятие проводится в форме творческого отчёта (концерта) К концу 2 года обучения учащиеся должны: - овладеть певческим дыханием; - правильно формировать гласные звуки при пении; - петь в унисон, слушая друг друга, одноголосные произведения с поддерживающим аккомпанементом; - овладеть пением с элементами двухголосия (канон, один голос выдержан, другой - мелодизирован т.д.); - добиваться эмоционального исполнения произведения. Содержание 3 год обучения 1. Вводное занятие. Певческое дыхание. Теория: Организации работы объединения. Правила безопасности во время проведения занятий. Повторение и закрепление умения правильно дышать Практика: Работа по совершенствованию певческого дыхания. Упражнения на различные виды дыхания. Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога); практические (упражнение) Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная, групповая 2. Звукообразование. Свободное овладение различными видами атаки звука. Практика: Совершенствование умения владеть различными видами атаки звука в процессе пения. Упражнения па различные виды атаки звука. Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: наглядные (показ, исполнение педагога); практические (упражнение). Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная, групповая. 3.Звуковедение. Фразировка. Практика Дальнейшая работа над фразировкой. Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога); практические (упражнение) Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная, групповая. 4. Дикция. Самостоятельное осмысление и преодоление дикционных трудностей. Теория: Повторение и закрепление навыков артикуляции и дикции. Практика: Работа над дикцией. Упражнение на артикуляцию. Преодоление дикционных трудностей. Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесный (анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога); практические (упражнение) Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная 5. Совершенствование единой певческой позиции. Практика: Работа над единой певческой позицией. Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: наглядные (показ, исполнение педагога, демонстрация видеоматериалов); практические (упражнение) Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная 6. Штрихивпении. Пение legato, staccato, non legato. Комбинирование различных видов штрихов. Теория: Повторение понятий «legato» «staccato», «nonlegato».Понятие «marcato» Практика : Развитие навыков использования разных штрихов в нении. Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагогом, показ аудио-, видеоматериалов); практические( упражнение); частично-поисковые ( поиск средств художественной выразительности). 7. Самостоятельный поиск различных динамических оттенков в пении. Взаимосвязь динамики и музыкального образа в произведении. Практика: Развитие навыков пения с различными динамическими оттенками. Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагогом, показ аудио-, видеоматериалов); практические ( упражнение); частично-поисковые ( поиск средств художественной выразительности). 8. Разнообразные темпы пения. Чередование различных темпов. Практика: Совершенствование навыка пения в разных темпах. 9. Строй в ансамбле. Работа над 2-х голосием Практика: Работа над выстраиванием унисона. Элементы двухголосия. Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (анализ музыкального произведения ); наглядные (показ, исполнение педагогом, показ аудиовидеоматериалов); практические (упражнение); частично-поисковые( поиск средств художественной выразительности). 10.Совершенствование единого ансамблевого звучания . Практика: Работа над единым ансамблевым звучанием. Совершенствование умения слышать себя в коллективе во время исполнения музыкальных произведений. Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога, демонстрация видеоматериалов); практические (упражнение) Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная, групповая. 11.Самостоятельное создание художественного образа музыкального произведения. Работа над мимикой. Практика: Самостоятельное Создание художественного образа произведения с помощью педагога. Подчинение движения характеру музыки и текста. Постановка номера. Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога, демонстрация видеоматериалов); практические (упражнение); частичнопоисковые (поиск средств художественной выразительности). Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная, групповая. 12. Работа с микрофоном. Пение под фонограмму . Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога, демонстрация видеоматериалов); практические (упражнение) Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная, групповая. 13.Итоговое занятие. Занятие проводится в форме творческого отчёта (концерта) К концу 3 года обучения учащиеся должны: - свободно владеть певческим дыханием и пением с опорой на дыхание; - петь в единой певческой позиции; - овладеть пением 2-хголосных произведении с сопровождением; - владеть певческой дикцией; - владеть музыкальной фразировкой; - владеть различными штрихами в пении (1е§а1о, поп 1е§а1о, з1:ассаго и др.); образно и эмоционально исполнять произведения Содержание программы может варьироваться в зависимости от условий реализации программы. Материальное оснащение и дидактический материал Материальное обеспечение. 1.Музыкальный инструмент (фортепиано, синтезатор). 2.Фонограммы. 3.Технические средства: музыкальный центр, микрофон, телевизор, DVD. 4.Аудиокассеты, СД, другие музыкальные инструменты, видеозаписи, фотоматериалы, тематическая литература. 5.Нотный материал. 6.Словари, справочники иллюстрированные. № Раздел / тема 1 год обучения 1. Вводное занятие. Ансамблевое и сольное пение. Организации работы объединения. Ознакомление с основами вокального искусства. 2. Певческое дыхание.Теория : Роль дыхания в вокальном искусстве. Формы занятий Приемы и методы организации образовательного процесса Дидактический материал, техническое оснащение занятий лекционное словесный звукозаписи Лекционное. наглядный Ф-но Тренировочные упражнения Ф-но 3. Работа по формированию певческого дыхания. Комбинированное. 4. Упражнения на дыхание. Практическое. 5. 6. 7. Цепное дыхание. Единая певческая позиция. Формирование единой певческой позиции. Знакомство с различной манерой пения. Развитие звуковысотного диапазона. Виды атаки звука и способы звуковедения. Практическое. Лекционное. 8. 9. 10. Комбинированное. Практическое. Практическое. Практическое. Дата план Дата факт 11. 12. Звукообразование. Формирование гласных звуков. 13. 14. Работа над согласными. Работа над выразительностью слов в пении. Атака звука. Звуковсдение. Фразировка. Понятие «певческая фраза». Работа над фразировкой (равномерное распределение дыхания по фразам). 15. 16. 17. 18. 19. 20 21. 22. 23. Дикция. Упражнение на артикуляцию. Работа над дикцией, чёткостью произношения. Штрихи впении. Пенис legato, staccato. Формирование навыков использования данных средств выразительности в пении. Динамические оттенки в пении. Раскрытие значений понятий «forte», «piano». Тренировочные упражнения Ф-но Тренировочные упражнения Ф-но Комбинированное. Практическое. Тренировочные упражнения Ф-но, дидактический материал Комбинированное. Тренировочные упражнения Ф-но, дидактический материал Тренировочные упражнения Ф-но, дидактический материал Традиционное. Комбинированное. Практическое. Традиционное. Практическое. Практическое. Практическое. Комбинированное. 24 Формирование навыков пения с различной динамикой. 25. 26. Ансамбль. Единое ансамблевое звучание. Одновременное начало и окончание пения. 27. 28. Строй в ансамбле. «Унисон». Практическое. 29. Выстраивание унисона с мслодической линией в аккомпанементе. Работа над единым ансамблевым звучанием. Практическое. 30. 31. 32. Практическое. Практическое. Практическое. Тренировочные упражнения Ф-но Тренировочные упражнения Ф-но практическое звукозаписи Практическое. Формирование умения слышать Практическое. себя в коллективе во время исполнения музыкальных произведений. Практическое. Работа над единым ансамблевым звучанием. 33. Особенности драматургического развития. Практическое. 34. Художественный образ. Практическое. 35. Работа с микрофоном. Практическое. 36 Пение под фонограмму. Практическое. 37 Итоговое занятие. Концерт. 2 год обучения 1. Вводное занятие. Знакомство с эстрадной музыкой 20 века. Разнообразие форм исполнительного творчества. Организации работы объединения. Правила безопасности во время проведения занятий. 2. Певческое дыхание. 3. Работа по развитию певческого дыхания. 4. Упражнения на различные виды дыхания. 5. Опорное дыхание. 6. Единая певческая позиция. практическое аппаратура словесный Ф-но, дидактический материал наглядный Ф-но, дидактический материал наглядный Ф-но Лекционное. Комбинированный. Практическое. Аппаратура. микрофон Практическое. Практическое. 7. 8. Работа над единой певческой позицией. Практические упражнения. Традиционное. Практическое. Практическое. Практическое. 9. 10 11. 12. 13. Работа над подвижностью голосов. Развитие звуковысотного и динамического диапазона. Звукообразование. Повторение и закрепление навыков. Одновременное дыхание и атака звука. Практическое. Традиционное. Практическое. Звуковедение. Фразировка. Традиционное. 15. Музыкальная речь и сё строение. Работа над фразировкой Дикция. Преодоление дикционных трудностей. Работа над согласными. Работа над гласными. Практическое.. 19. Штрихи в пении. Пение legato, staccato, поп legatо. Традиционное. 20 Развитие навыков использования разных штрихов в пении. Различные динамические Практическое. 18. 21. Ф-но, дидактический материал наглядный Ф-но, дидактический материал комбинированный Ф-но, дидактический материал Тренировочные упражнения Ф-но, дидактический материал Тренировочные Ф-но, Практическое. 14. 16. 17. наглядный Практическое. Традиционное. Практическое. Практическое. 22. 23. 24. 25. 26. 27. оттенки. Крещендо, диминуэндо. Развитие навыков пения с различными динамическими оттенками. Разнообразные темпы пения. Преодоление темповых трудностей. Единое ансамблевое звучание. Работа над единым ансамблевым звучанием. Формирование умения слышать себя в коллективе во время исполнения музыкальных произведений. упражнения дидактический материал Практическое. Практическое. Тренировочные упражнения Практическое. Тренировочные упражнения Ф-но, дидактический материал Ф-но, звукозаписи Тренировочные упражнения Ф-но, звукозаписи Тренировочные упражнения Ф-но, звукозаписи Тренировочные упражнения Аппаратура, микрофон Практическое. Практическое. Практическое. 28. Строй в ансамбле. Практическое. 29. Пение в унисон с поддерживающим аккомпанементом. Введение элементов двухголосия. Практическое. Создание художественного образа музыкального произведения. Работа над мимикой и движением. Работа с микрофоном. Пение под фонограмму. Комбинированное. 30. 31. 32. 33. 34. 35 Практическое. Практическое. Практическое. Практическое. 36. 37. Итоговое занятие. Творческий отчёт. 3 год обучения. 1 Вводное занятие. Певческое дыхание. Организации работы объединения. Правила безопасности во время проведения занятий. Повторение и закрепление умения правильно дышать. 2. Звукообразование. 3. Практическое. Практическое. 5. Упражнения па различные виды атаки звука. Практическое. 6. Звуковедение. Фразировка. Комбинированное. 7. Работа над фразировкой. Практическое. Практическое. 8. Работа над подвижностью голосов. Развитие звуковысотного диапазона. Развитие динамического 9. 10 словесный Звукозаписи, ф-но Тренировочные упражнения Ф-но Тренировочные упражнения Ф-но Лекционное. Свободное овладение различными видами атаки звука. Виды атаки звука и способ звуковедения. 4. Аппаратура, микрофон Концерт. Практическое. Практическое. Практическое. диапазона. 11. 12. Комбинированное. Практическое. 13. Дикция. Самостоятельное осмысление и преодоление дикционных трудностей. Работа над дикцией. 14. Упражнения на артикуляцию. Практическое. 15. Работа над выразительностью слов в пении. Совершенствование единой певческой позиции. Практическое. 17. Работа над единой певческой позицией. Практическое. 18. Штрихивпении. Пениеlegatо, staccato, non legatо, marcato. Практическое. 19 Комбинирование различных видов штрихов. Самостоятельный поиск различных динамических оттенков. Взаимосвязь динамики и Практическое. 16. 20. 21. Тренировочные упражнения Ф-но Тренировочные упражнения Ф-но Тренировочные упражнения Ф-но Тренировочные упражнения Ф-но Практическое. Практическое. Практическое. Практическое. 22. 23. музыкального образа в произведении. Разнообразные темпы пения. Чередование различных темпов. Практическое. Практическое. Тренировочные упражнения Ф-но 24. 25. Строй. Работа над 2-х голосием. Практическое. Практическое. Тренировочные упражнения Ф-но 26. Совершенствование единого ансамблевого звучания. Работа над выстраиванием унисона. Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Работа над единым ансамблевым звучанием. Работа над единым ансамблевым звучанием. Совершенствование умения слышать себя в коллективе во время исполнения музыкальных произведений. Самостоятельное создание художественного образа произведения. Работа над мимикой. Практическое.. Практическое. Тренировочные упражнения Ф-но Тренировочные упражнения Аппаратура, микрофон 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33 Практическое. Практическое. Практическое. Практическое. Практическое. Практическое. 34. 35. 36. 37. Работа с микрофоном. Пение под фонограмму. Итоговое занятие. Творческий отчет. Репетиционное. Репетиционное. Репетиционное. Концерт. Аппаратура, микрофон Аппаратура, микрофон Список используемой литературы для педагога: 1. «Музыкальное воспитание в странах социализма». Сборник статей под ред. Л.Островского. Л., «Музыка», 1994 г. 2. Апраксина О.А «Из истории музыкального воспитания». М., «Просвещение, 1990 г. 3. Асафьев Б.В «Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании» Л., 1973 г. 4. Барышева Т.А., Левицкая С.Г «Работа над песней на уроке музыки». Л. 1985 г. 5. Ветлугина И.А. «Музыкальное развитие ребёнка». М., Просвещение», 1968 г. 6. Данилова Л.В. «Работа над детской оперой в хоровом коллективе». М., 1998 г. 7. Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг». СПб, «Владос», 2000 г. 8. Кеериг О.П. «Методика работы с детским самодеятельным музыкальным коллективом». Л., 1986 9. Кирюшин В.А. «Эмоционально-образный анализ песен учебно-методического хорового репертуара». М. 1994г. 10.Ражников В.Г. «Резервы музыкальной педагогики». М., «Просвещение, 1980 г. 11.Ригина Г.С. «Творческая деятельность младших школьников в системе воспитания». М., 1992 г. 12.Струве Г. «Музыка для всех». М.: «Музыка», 1978 г. 13.Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей». М., «Просвещение», 1961 г. 14.Осеннева М.С. «Методика муз-го воспитания младших школьников».М; «Академа» 2001г. 15.Рачина Б.С. «Технология обучения музыке в общеобразовательной школе». С-Пб: «Композитор», 2007г. 16.Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение. Секреты вокального искусства». М. «Феникс», 2007г. 17.Голубев П.В. «Советы молодым педагогам-вокалистам». Украина,1999г. 18.Стулова Г.П. «Развитие детского голоса». М; «Музыка», 1992г. 19. Ивановский Ю.А. «Речевой хор». М. «Феникс»; 2003г. Список литературы для учащихся. 1.Финксльштейн Э. «Музыка от А до Я». Л; «Советский композитор»,1991г. 2.Кошина И. «Музыкальный букварь». М; «Академа» 2002г. 3.Вайкль Б. «О пении и прочем умении». «Аграф»,2002г. 4.Популярный музыкальный энциклопедический словарь» сост. Шаповалова О.А. Изд. «Феникс»,2001г. 5. Салтыкова М.А. «Роль исполнителя в создании песни». Санкт-Петербург. «Музыка» 1992 г. 6. Лазарева А.Г.«Секрет популярности» Ставрополь. «Сервис-школа», 2002г. 7. Вешнев А.С. «Авторская песня, ее роль в жизни страны». М. « Мир», 1991г. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)