Нормы оценок учащихся с ТНР
Критерии оценивания по предмету «Обучение грамоте»
1 (дополнительный) – 1 класс:
В 1 (дополнительном) и 1 классах система оценивания – безотметочная, используется только словесная оценка, критериями которой является
соответствие или несоответствие требованиям программы. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их
продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков.
Письмо. При выявлении уровня развития умений и навыков по письму необходимо учитывать развитие каллиграфических навыков; знаний и умений по
орфографии, сформированность устной речи. Общая продолжительность письма на уроке не должна превышать 5-7 минут, а длительность непрерывного
письма 4-х минут. В 1 дополнительном и 1 классах на проверочную работу отводится не более 20 минут. В 1 классе в конце учебного года должны при
проверке отслеживаться следующие требования:
-
объем словарного диктанта 8-9 слов, диктанта 10-15 слов, написание которых не расходится с произношением;
-
устно составлять 3-5 предложений на определенную тему;
-
записывать по памяти небольшой текст (1-2 предложения);
-
писать печатным и рукописным шрифтом, соблюдая правила каллиграфии.
Высокому уровню развития навыка письма соответствует письмо с правильной каллиграфией. Допускается 1-2 негрубых недочета.
Среднему уровню развития навыка соответствует письмо, если имеется 2-3 существенных недочета (несоблюдение наклона, равного расстояния между
буквами, несоблюдение пропорций букв по высоте и ширине) и 1-2 негрубых недочета.
Низкому уровню развития каллиграф навыка соответствует письмо, которое в целом, не соответствует многим из перечисленных выше требования,
небрежное, неразборчивое, с помарками.
К числу негрубых недочетов относятся:
-
частичное искажение формы букв;
-
несоблюдение точных пропорций по высоте строчных и заглавных букв;
-
наличие неправильных соединений, искажающих форму букв;
-
выход за линию рабочей строки, недописывание до нее;
-
крупное и мелкое письмо;
-
отдельные случаи несоблюдения наклона, равного расстояния между буквами и словами.
Орфография.
Высокому уровню развития навыков, умений по орфографии соответствует письмо без ошибок, как по текущему, так и предыдущему материалу.
Среднему уровню развития ЗУН по орфографии соответствует письмо, при котором число ошибок не превышает 5 и работы не содержат более 5-7
недочетов.
Низкому уровню развития ЗУН по орфографии соответствует письмо, в котором число ошибок и недочетов превышает указанное количество.
Устная речь.
Критериями оценки сформированности устной речи являются:
-
полнота и правильность ответа;
-
степень осознанности усвоения излагаемых знаний;
-
последовательность изложения;
-
культура речи.
Высокому уровню соответствуют полные, правильные, связанные, последовательные ответы ученика без недочетов или допускается не более 1
неточности в речи.
Среднему уровню соответствуют ответы, близкие к требованиям, удовлетворяющим для оценки высокого уровня, но ученик допускает неточности в
речевом оформлении ответов.
Низкому уровню соответствуют ответы, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим
вопросам, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки в работе с текстом и анализе слов и предложений; излагает
материал несвязно, допускает неточности в употреблении слов и построение словосочетаний или предложений.
В период обучения грамоте текущая проверка знаний проводится посредством небольших работ, включающих в себя письмо под диктовку изученных
строчных и прописных букв, отдельных слогов, слов простой структуры, списывание слов и небольших по объему предложений и рукописного, и печатного
шрифтов. В конце учебного года проводятся контрольные работы типа списывания с печатного шрифта и письмо под диктовку небольших по объему
текстов. Подбираются тесты, в которых написание слова не расходится с произношением. Объем диктантов и текстов для списывания должен быть
следующим: в начале года составлять 5-7 строчных и прописных букв, 3-6 слогов, 3-6 слов или 1-2 предложения из 2-4 слов.
Навыки чтения. При определении уровня развития умений и навыков по чтению необходимо учитывать:
- понимание прочитанного текста,
- способ чтения,
- правильность,
- беглость,
- выразительность,
- владение речевыми навыками и умениями работать с текстом.
Продолжительность чтения на уроке составляет 5-7 минут.
Высокий уровень развития навыка чтения:
- правильно понимает смысл прочитанного;
- чтение плавное целыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой структуры - по слогам), без ошибок; читает выразительно, выделяет важные
по смыслу слова и соблюдает паузы;
- пересказывает содержание прочитанного;
- твердо знает, выразительно читает наизусть стихотворение.
- самостоятельно находит в тексте слова и выражения, характеризующие действующих лиц, события, картины природы;
Повышенный уровень развития навыка чтения:
- понимает основное содержание прочитанного текста;
- читает плавно (по слогам или словами), но допускает 1-2 ошибки в словах, в расстановке ударений, соблюдении пауз;
- пересказывает текст и отвечает на вопросы, но допускает неточности, исправляет их самостоятельно или с помощью;
- знает наизусть стихотворение, но допускает при чтении наизусть перестановку слов и самостоятельно исправляет допущенные неточности;
- выразительно его читает, но допускает при этом не значительные неточности (повтор, перестановку и др.);
- самостоятельно выделяет основную мысль прочитанного, но при ее формулировке допускает речевые неточности, которые может устранить без помощи
учителя;
- при составлении пересказа допускает незначительные неточности.
Средний уровень развития навыка чтения:
- разбирается в прочитанном только с помощью учителя;
- читает отрывисто, по слогам, допускает при чтении 3-5 ошибок на замену, пропуск, перестановку слогов и слов, не соблюдает пауз между словами и
предложениями;
- пересказывает текст, нарушая его последовательность, допускает речевые ошибки и исправляет их только с помощью учителя;
- знает наизусть стихотворение, но при воспроизведении обнаруживает нетвердое усвоение текста;
- устанавливает смысл прочитанного только с помощью учителя;
- не умеет самостоятельно передать содержание прочитанного, допущенные речевые ошибки исправляет только с помощью учителя;
- понимает содержание прочитанного текста с помощью учителя;
- воспроизводит наизусть стихотворение, но при этом допускает ошибки, которые исправляет только с помощью учителя.
Низкий уровень развития навыка чтения:
- не разбирается в прочитанном тексте даже с помощью учителя;
- читает отрывисто по буквам или по слогам с элементами побуквенного чтения, допускает более 6 ошибок на замену; пропуск, перестановку слогов (слов),
не соблюдает пауз между словами, предложениями;
- не может пересказывать текст даже с помощью вопросов учителя;
- не может наизусть произвести текст стихотворения.
При оценке навыков чтения не учитываются следующие речевые нарушения учащихся:
- нарушения темпа речи;
- нарушение произношения;
- заикание;
- органические и функциональные нарушения голоса.
Отметка по проверке навыков чтения не ставится, но постоянно ведется наблюдение за овладением навыками чтения учащихся.
Объем прочитанного должен быть не менее 1/4 страницы. Проводится текущая проверка становления элементарного навыка чтeния без выставления
отметки. Основными объектами проверки в конце учебного года 1-го класса являются умения учащихся анализировать слого-звуковой состав слов, читать
плавно, по слогам слова, предложения, короткие тексты. Учащиеся должны овладеть правильным и плавным слоговым, осмысленным чтением текстов
при темпе 15-20 слов в минуту.
Результаты проверки получают выражение в форме устных оценочных суждений учителя.
При легком заикании техника чтения проводится в течение 2 минут, оценивается понимание текста. Для детей со средней и тяжелой степенью заикания, а
так же с выходом из алалии и тяжелыми формами дизартрии техника чтения проводится 2 минуты, устанавливаются индивидуальные сроки сдачи и
создаются особые условия. Оценивается понимание текста.
Оценка уровня освоения программы должна учитывать индивидуальную динамику продвижения обучающегося, академическую успешность и жизненную
компетенцию.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты.
Нормативы техники чтения (количество слов в минуту) для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Класс 1 уровень
2 уровень
3 уровень
(выраженные нарушения речи, отсутствие речи)
(без
(незначительные
нарушения
речевые
произношения) нарушения)
1
слов/мин
слов/мин
15-20
10-15
Проводится с учетом индивидуальных особенностей и
потенциальных возможностей обучающегося,
отслеживается динамика относительно самого ребёнка
(учитываются буквы, слоги, отдельные слова)
Критерии и нормы оценок по учебным предметам и курсам коррекционно-развивающей области
в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ТНР
Критерии оценивания по предмету «Русский язык»
2 – 4 классы:
Грамматика и правописание
Оценка знаний осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого программного материала. Их содержание и частота определяется учителем с
учётом специфики изучаемой темы, степенью её сложности, а также особенностями речевого развития учащихся каждого класса.
Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значимых тем программы в каждой учебной четверти, полугодии.
Время проведения итоговых контрольных работ определяется общешкольным графиком, составленным руководителем школы по согласованию с
учителем. В один учебный день в классе следует давать только одну письменную итоговую контрольную работу, в течение недели – не более двух. Не
рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, в понедельник, в пятницу.
Оценка контрольных диктантов
С помощью контрольных диктантов проверяются навыки правописания, поэтому диктант оценивается одной оценкой.
В контрольной работе, включающей диктант и дополнительное задание (фонетический, грамматический и прочие разборы), ставятся две отметки
(отдельно за каждый вид работы).
На проверочную работу отводится во 2 и 3 классах – не более 35 минут, в 4 классе – до 40 минут.
Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо при
диктовке записать на доске.
В текущем контрольном диктанте основную часть могут составлять слова на только что изученные правила, а в итоговом контрольном диктанте – и слова
на правила, отработанные ранее.
Объем слов диктанта увеличивается постепенно, в каждой четверти на 4-6 слова, за год на 12-15 слов.
Объем материала для диктанта по классам (рекомендации на конец года).
Объем диктанта
Классы
1 полугодие
2 полугодие
1 класс
–
10-15
2 класс
20-30
25-35
3 класс
35-40
40-45
4 класс
45-55
55-65
Примечание. Если диктант сопровождается грамматическим заданием, объем его может быть сокращен на 10-12 слов.
Диктант оценивается так:
Отметка «5» ставится, если нет орфографических ошибок.
Допустимо одно исправление и 1-2 дисграфические ошибки, связанные с выраженным дефектом речи ребенка.
Отметка «4» ставится, если допущено 1-3 орфографические ошибки и не более 2- дисграфических ошибок. Повторение ошибочного написания одного
и того же слова несколько раз считается за одну ошибку (например, в слове «ножи» дважды и более на конце написана буква «Ы». Если подобная ошибка
встречается в другом слове, она считается еще за одну ошибку).
Отметка «3» ставится, если допущено 4-7 орфографических ошибок и не более 4-5 специфических ошибок.
Отметка «2» ставится, если допущено 8-9 орфографических и более 4 дисграфических ошибок.
Примечание: 1) У вновь поступивших учащихся проверка знаний и умений осуществляется лишь на материале, который уже проработан с учащимися в
специальной школе для детей с ТНР.
2) При наличии в классе значительного количества детей с нарушениями общей моторики и мелких мышечных движений кисти рук и пальцев объем
материала для диктанта может быть уменьшен.
3) Учащимся, имеющим нарушения моторики, не следует снижать оценку за почерк.
4) Детям, страдающим сенсорной алалией или афазией, вместо слухового диктанта предлагается списывание текста с пропущенными орфограммами на
правила, предусмотренные программными требованиями.
В письменных работах учащихся наблюдаются специфические (дисграфические) ошибки, обусловленные дефектным овладением звуковым и
морфологическим составом слова, недоразвитием речи в целом. Специфические ошибки следует рассматривать в индивидуальном плане для каждого
ученика.
К числу специфических ошибок (дисграфических) относятся:
1. Искажение звуко-буквенного состава слова:
а) смешения и замены букв, звуки которых сходны по акустическому признаку по способу и месту образования (например, звонкие и глухие, твердые и
мягкие, шипящие и свистящие, соноры и др.: «папуск» вместо бабушка, «тверь» вместо дверь, «Лупа» вместо Люба, «салас» вместо шалаш, «топол»
вместо топор).
б) нарушения структуры слова (пропуски, добавления или перестановки отдельных слогов или частей слова, раздельное написание частей слова: «двевь»
- дверь, «граниф» - графин, «уви-дела» - увидела).
Оценка грамматических заданий
При оценке выполнения дополнительного задания к диктанту следует руководствоваться следующими положениями:
Отметка «5» ставится, если правильно все задание;
Отметка «4» ставится, если правильно выполнено не менее ¾ задания;
Отметка «3» ставится, если выполнено не менее половины задания;
Отметка «2» ставится, если выполнено менее половины задания;
Оценка изложений и сочинений
С помощью изложений и сочинений проверяется умение правильно излагать содержание текста, правильно построить предложение и поставить
соответствующие знаки препинания. В изложениях и сочинениях оценивается содержание, стиль, грамотность.
Изложения вводятся с 3 класса, сочинения со 2-го полугодия 3 класса.
В 3 классах предлагаются тексты повествовательного характера, легко делимые на части, с небольшим количеством незнакомых слов. План изложения
составляется под руководством учителя. В 3 классе в течение года должно быть написано не менее 10 изложений.
В 4 классе тексты повествовательного характера усложняются по содержанию и построению, вводятся элементы описания. План изложения составляется
коллективно под руководством учителя. В течение учебного года должно быть написано от 10 до 15 изложений.
Примерный объем текстов для изложений к концу учебного года:
3 класс – 30-40 слов;
4 класс – 50-60 слов;
При выставлении оценки следует руководствоваться следующими нормативами:
Отметка «5» ставится, если изложение полностью соответствует теме (тексту) и составленному плану.
Отметка «4» ставится, если изложение в основном соответствует теме (тексту); может быть допущено незначительные ошибки по содержанию.
Отметка «3» ставится, если изложение недостаточно полно и точно отражает тему.
Отметка «2» ставится, если изложение не соответствует теме (пропущены или искажены важные события, главные части).
К числу дисграфических ошибок относятся искажение звуко-буквенного состава слова и нарушения структуры можно отнести:
1. Замены слов (например, ситуационные замены – «цветы» вместо клумбы, «вода» вместо фонтана, «лед» вместо каток; замены названия части
предмета или его деталей названием целого – «платье» вместо воротник, «машина» вместо кузов; замены слов, обозначающих общие понятия, частным
понятием и наоборот – «ботинки» вместо обувь, «тарелка» вместо посуда; взаимозамены предмета и действия, предмета и качества – «топор» вместо
рубить, «краски» вместо рисовать, «крышка» вместо железная и др.);
- смысловые замены, когда используются слова с более широким или более узким значением «подрезает» вместо косит; замены слов по
морфологическому составу, например, ошибки в глагольных приставках – «наливает» вместо поливает, «убирает» вместо собирает; смешения видов
глаголов – «ел» вместо съел.
- замены слов по звуковому сходству «обод» вместо «хобот».
2. Стилистические ошибки:
а) ошибки в употреблении предлогов, смешения предлогов, пропуски, добавления предлогов, слитное написание предлогов («Заугла выехала машина»,
«Полчаса пойдем гулять», «науглу» и др.);
б) ошибки в управлении («красить кисть», «рисует мел»);
в) слитное написание ряда слов в предложении («гудубок» вместо гудит гудок).
При оценивании творческих работ дисграфические ошибки не учитываются.
Оценка устных ответов по грамматике и правописанию.
Отметка «5» ставится ученику, если он дает правильные и полные ответы на все поставленные вопросы (может быть допущена 1-2 ошибки в речи),
обязательно подтверждает ответ примерами, распознает в предложенном тексте изученные грамматические явления, умеет объяснить написание слов и
употребление знаков препинания.
Отметка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для отметки «5», но он допускает отдельные
неточности в формулировке правил, легко исправляет их, или, верно формулируя правила, допускает отдельные неточности в подтверждении их
примерами, или при разборе допускает единичные негрубые ошибки, или допускает свободное изложение правил, но без искажения его содержания.
Отметка «3» ставится ученику, если он формулирует правила по наводящим вопросам учителя или допускает ошибки, которые исправляет с
помощью учителя, или затрудняется самостоятельно подтвердить ответ примерами и делает это с помощью учителя, или отвечает недостаточно
последовательно, допускает ряд ошибок в речи.
Отметка «2» ставится ученику, если он не усвоил наиболее существенные части изученного материала, при ответе допускает грубые ошибки, не
может исправить их даже с помощью учителя.
Итоговая оценка знаний, умений обучающегося
За четверть и за год выставляется одна оценка по грамматике и правописанию на основе учета знаний и умений учащихся посредством текущих и
итоговых контрольных работ, как письменных (диктант, грамматические задания и др.), так и устных (устный опрос).
Критерии оценивания по предмету «Литературное чтение»
2 – 4 классы:
Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника. При оценке
принимается во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого
(выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. При определении
уровня развития умений и навыков по чтению необходимо учитывать: понимание прочитанного текста, а также способ чтения, правильность, беглость,
выразительность, владение речевыми навыками и умениями работать с текстом.
При легком заикании техника чтения проводится в течение 2 минут, оценивается понимание текста. Для детей с со средней и тяжелой степенью заикания,
а также с выходом из алалии и тяжелыми формами дизартрии техника чтения проводится 2 минуты, устанавливаются индивидуальные сроки сдачи и
создаются особые условия. Оценивается понимание текста.
Оценка уровня освоения программы должна учитывать индивидуальную динамику продвижения обучающегося, академическую успешность и жизненную
компетенцию. Поэтому при выставлении итоговой оценки по предмету «Литературное чтение» должны оцениваться:
- достижения обучающегося в развитии речевой деятельности;
- освоение содержания обучения (академическая результативность);
- достижения в личностном, познавательном и коммуникативном развитии (жизненная компетентность).
Основными критериями оценки выступают:
- состояние навыка чтения (всех его основных компонентов),
- умение работать с текстом,
- мотивационная основа чтения (наличие потребности в систематическом чтении),
- умение самостоятельно выбирать интересующую (жизненно необходимую) литературу,
- состояние коммуникативно-речевой компетентности.
Оценка выставляется строго индивидуально, начиная со 2 класса. При этом особое внимание должно уделяться достижениям обучающегося в сфере
жизненной компетентности.
Уровни академической успеваемости и жизненной компетентности по литературному чтению
для детей с тяжелыми нарушениями речи
Класс
Академическая успеваемость
Жизненная компетентность
2
Высокий уровень
Высокий уровень
Ученик читает орфографически правильно, не допускает
нарушений звуко-слоговой структуры слов (допускает не более 1—
2 ошибок), повторов частей и слов, отчётливо произносит звуки и
слова, использует послоговой способ чтения с переходом на
Сформирован интерес к чтению. Понимает правильность
гуманного
чтение целыми словами. Соблюдает паузы и интонацию в конце
предложения. Темп чтения знакомого текста соответствует 30—40
словам в минуту. Понимает простой в содержательном и языковом
отношении, небольшой по объёму текст, отвечает на вопросы по
его содержанию, соотносит эпизоды и ситуации с иллюстрациями,
составляет картинный план, называет автора и заглавие
литературного произведения. Твёрдо знает наизусть текст
стихотворения, читает его выразительно. Выполняет требования по
внеклассному чтению для данного года обучения.
отношения к человеку, животным, природе. Владеет правильной
в
Средний уровень
Сформирован интерес к чтению. Понимает правильность
гуманного отношения к человеку, животным, природе.
Допускаются неточности в фонетическом оформлении речи в
процессе общения. Ориентируется в процессе общения на
собеседника, внимательно его слушает реагирует
соответствующими действиями.
Ученик читает орфографически правильно, допускает не более 3—
4 ошибок в словах (замены, перестановки, добавления, пропуски
звуков, слогов, слов, повторы частей и слов). Использует
преимущественно послоговой способ чтения, а знакомые и
короткие слова читает целостно. Соблюдает паузы и интонацию в
конце предложения, но может допускать единичные ошибки. Темп
чтения знакомого текста соответствует 25-30 словам в минуту.
Понимает простой в содержательном и языковом отношении,
небольшой по объёму текст, отвечает на вопросы по его
содержанию, соотносит эпизоды и ситуации с иллюстрациями,
составляет картинный план, называет автора и заглавие
литературного произведения. Допускает при чтении наизусть
единичные ошибки, но легко исправляет их с помощью учителя.
Выполняет требования по внеклассному чтению для данного года
обучения.
Допустимый уровень
Ученик читает по слогам, отмечается тенденция к плавному
послоговому чтению, допускает 5—10 ошибок (замены,
перестановки, добавления, пропуски звуков, слогов, слов, повторы
частей и слов). Не всегда соблюдает паузы и интонацию в конце
предложения, паузы между словами. Темп чтения знакомого текста
соответствует 20—25 словам в минуту. Понимает простой в
содержательном и языковом отношении, небольшой по объёму
текст, отвечает на вопросы по его содержанию, соотносит эпизоды
и ситуации с иллюстрациями, испытывает трудности при
составлении картинного плана (справляется с помощью учителя),
называет автора и заглавие литературного произведения. При
чтении наизусть отмечается нетвёрдое усвоение текста.
Требования по внеклассному чтению для данного года обучения*
выполняет при условии индивидуально ограниченного задания.
фонетическом отношении речью. Ориентируется в процессе
общения
на собеседника, внимательно его слушает и реагирует
соответствующими действиями.
Переходный уровень
3
Высокий уровень
Высокий уровень
Ученик читает правильно, соблюдает нормы орфоэпического
чтения, не допускает ошибок, правильно соблюдает ударения в
словах (допускает не более 1—2 ошибок). Читает целыми словами,
а в единичных случаях по слогам (сложные по звуко-слоговому
составу, малознакомые слова). Соблюдает интонацию
перечисления при запятых, паузы и интонацию в конце
предложения. Передаёт эмоциональный тон произведения. Темп
чтения знакомого текста соответствует 50—60 словам в минуту.
Понимает более объёмные и сложные в содержательном и
языковом отношении тексты, понимает главную мысль
произведения и соотносит её с заглавием, отвечает на вопросы по
смыслу прочитанного и самостоятельно их формулирует в
процессе чтения, может определить эмоциональный характер
текста. Умеет прогнозировать содержание текста по его заглавию и
прочитанной части. Использует авторские ремарки для
характеристики персонажей. Составляет простой речевой план.
Умеет озаглавливать эпизоды произведения. Умеет
охарактеризовать и дать собственную оценку событиям, героям
произведений, представить образ автора. Умеет ориентироваться в
книге и в её оглавлении. Осознаёт принадлежность литературного
произведения к народному или авторскому творчеству. Различает и
может назвать различные разновидности рассказов (о животных,
детях, юмористические, исторические). Твёрдо знает наизусть текст
стихотворения, читает его выразительно. Выполняет требования по
внеклассному чтению для данного года обучения
Имеет потребность в систематическом чтении. Уважительно
относится к семейным и культурным ценностям и традициям.
Ориентирован на гуманное отношение к человеку, животным,
природе. Разбирается в этических и эстетических категориях:
«хорошо — плохо», «добро — зло» «красиво — уродливо» и т.
п. В основном владеет правильной в фонетическом и лексикограмматическом отношении выразительной диалогической
речью (допустимы неточности в случае ринолалии, дизартрии,
алалии, заикания). Владеет коммуникативными навыками,
ориентируется в процессе общения на собеседника. Умеет
правильно оценивать содержательную и эмоциональную
сторону высказывания собеседника. Умеет поддерживать
беседу с помощью вопросов к собеседнику. Преимущественно
адекватно использует лингвистические и паралингвистические
средства для решения коммуникативных задач.
Средний уровень
Ученик читает правильно, соблюдает нормы орфоэпического
чтения, не допускает ошибок (допускает не более 1—2 ошибок),
допускает не более 3-4 ошибок в выделении словесных ударений.
Читает преимущественно целыми словами, но сложные по звукослоговому составу, малознакомые слова читает по слогам.
Соблюдает паузы и интонацию в конце предложения. Иногда не
соблюдает интонацию перечисления при запятых. Передаёт
эмоциональный тон произведения. Темп чтения знакомого текста
соответствует 40—45 словам в минуту. Понимает более объёмные
и сложные в содержательном и языковом отношении тексты,
понимает главную мысль произведения и соотносит его с
заглавием, но испытывает трудности при формулировке главной
мысли. Может определить эмоциональный характер текста. Умеет
прогнозировать содержание текста по его заглавию и прочитанной
Переходный уровень
Имеет потребность в систематическом чтении. Уважительно
относится к семейным и культурным ценностям и традициям.
Ориентирован на гуманное отношение к человеку, животным,
природе. С помощью взрослых разбирается в этических и
эстетических категориях: «хорошо — плохо», «добро — зло»,
«красиво — уродливо» и т. п. В основном владеет правильной в
фонетическом и лексико-грамматическом отношении
выразительной диалогической речью (допустимы; неточности в
случае ринолалии, дизартрии, алалии, заикания). Владеет
коммуникативными навыками, ориентируется в процессе
общения на собеседника. С помощью взрослого правильно
оценивает содержательную и эмоциональную сторону
высказывания собеседника. Умеет поддерживать беседу с
помощью вопросов к собеседнику. Преимущественно адекватно
использует лингвистические и паралингвистические средства
для решения коммуникативных задач
части. Использует авторские ремарки для характеристики
персонажей. Составляет простой речевой план. Умеет
озаглавливать эпизоды произведения. Испытывает трудности при
характеристике и оценке событий, героев произведений,
представлении образа автора. Умеет ориентироваться в книге и в
её оглавлении. Осознаёт принадлежность литературного
произведения к народному или авторскому творчеству. Различает и
может назвать различные разновидности рассказов (о животных,
детях, юмористические, исторические). Допускает при чтении
наизусть единичные ошибки, но легко исправляет их с помощью
учителя» Выполняет требования по внеклассному чтению для
данного года.
Допустимый уровень
Ученик читает орфографически правильно, допускает не более 3—
4 ошибок в словах (замены, перестановки, добавления, пропуски
звуков, слогов, слов, повторы частей и слов), допускает не более
5—8 ошибок в выделении словесных ударений. Читает послоговым
способом с переходом на чтение целыми словами. Соблюдает
паузы и интонацию в конце предложения. Затрудняется передать
эмоциональный5 тон произведения. Темп чтения знакомого текста
соответствует 35—40 словам в минуту. Понимает объёмные и
сложные в содержательном и языковом отношении тексты,
понимает главную мысль произведения и соотносит её с
заглавием, но не может сформулировать главную мысль,
затрудняется определить эмоциональный характер текста
(справляется с помощью учителя). Затрудняется прогнозировать
содержание текста по его заглавию и прочитанной части
(справляется с помощью учителя). Использует авторские ремарки
для характеристики персонажей. Составляет самостоятельно
картинный план, а простой речевой план — с помощью учителя. С
помощью учителя озаглавливает эпизоды произведения.
Испытывает трудности при характеристике и оценке событий,
героев произведений, представлении образа автора. Умеет
ориентироваться в книге и в её оглавлении. Осознаёт
принадлежность литературного произведения к народному или
авторскому творчеству. Различает различные разновидности
рассказов (о животных, детях, юмористические, исторические). При
чтении наизусть отмечается нетвёрдое усвоение текста.
Требования по внеклассному чтению для данного года обучения
выполняет при условии индивидуально ограниченного задания.
4
Высокий уровень
Высокий уровень
Ученик читает правильно, соблюдает нормы орфоэпического
чтения, не допускает ошибок, правильно соблюдает ударения в
словах: Читает целыми словами. Темп чтения знакомого текста
соответствует 70—80 словам в минуту. Может определять темп
чтения в зависимости от смысла читаемого. Соблюдает паузы,
интонационно правильно оформляет предложения и использует
логическое ударение. Передаёт характер произведения и выражает
эмоциональное отношение к его содержанию. Понимает подтекст и
основную идею художественного произведения и соотносит их с
заглавием, самостоятельно формулирует главную мысль
прочитанного. Осмысливает прямой и скрытый смысл заглавия и
может самостоятельно подобрать заглавие к прочитанному тексту.
Умеет прогнозировать содержание текста по его заглавию и
прочитанной части. Составляет различные варианты простого
речевого плана на основе использования повествовательных
предложений, вопросов, предложений текста. Владеет навыками
подробного, частичного и выборочного пересказа. Умеет составить
представление о содержании, жанре, характере произведения по
обложке книги. Ориентируется в группе книг. Различает и может
назвать различные виды и жанры литературных произведений
(сказки и рассказы в прозе и стихах, басни, песни, легенды, лирика,
эпические и лирические стихотворения и т. п.). Выделяет
художественные особенности, структуру, лексику сказок, различных
видов лирики, рассказов. Умеет отличить художественную
литературу от познавательной на основе их сравнения. Имеет
общие представления о наиболее известных писателях (А. С.
Пушкин, Л. Н. Толстой, Г. X. Андерсен, И. А. Крылов, С. Я. Маршак,
К. Г. Паустовский и др.). Твёрдо знает наизусть текст
стихотворения, читает его выразительно. Выполняет требования по
внеклассному чтению для данного года обучения.
Осознаёт значимость чтения для своего дальнейшего развития
и успешного обучения. Имеет потребность в систематическом
чтении. Умеет находить информацию в книгах и других
источниках, а также использовать необходимую информацию
для поддержания и укрепления своего здоровья, разрешения
различных жизненных ситуаций. Уважительно относится к
семейным и культурным ценностям и традициям. Ориентирован
на гуманное отношение к человеку, животным, природе.
Способен различать этические и эстетические категории:
«хорошо — плохо», «добро — зло», «красиво — уродливо» и т.
п. Владеет правильной в фонетическом и лексикограмматическом отношении выразительной диалогической и
монологической речью. Владеет коммуникативными навыками,
ориентируется в процессе общения на собеседника. Адекватно
использует языковые средства для решения коммуникативных
задач. Может правильно выразить своё отношение к предмету
обсуждения, используя соответствующие лингвистические и
паралингвистичёские средства.
Средний уровень
Ученик читает правильно, соблюдает нормы орфоэпического
чтения, не допускает ошибок, правильно соблюдает ударения в
словах. Читает целыми словами, а в единичных случаях — по
слогам малоизвестные слова сложной слоговой структуры. Темп
чтения знакомого текста соответствует 65—70 словам в минуту.
Соблюдает паузы, интонационно правильно оформляет
предложения и использует логическое ударение (может допускать
2—3 ошибки). Передаёт характер произведения и выражает
эмоциональное отношение к его содержанию. Понимает подтекст и
Переходный уровень
Осознаёт значимость чтения для своего дальнейшего развития
и успешного обучения. Имеет потребность в систематическом
чтении. Умеет с помощью взрослых находить информацию в
книгах и других источниках, а также использовать необходимую
информацию для поддержания и укрепления своего здоровья,
разрешения различных жизненных ситуаций. Уважительно
относится к семейным и культурным ценностям и традициям.
Ориентирован на гуманное отношение к человеку, животным,
природе. Способен различать этические и эстетические
категории: «хорошо — плохо», «добро — зло», «красиво —
уродливо» и т. п. В основном владеет правильной в
фонетическом и лексико-грамматическом отношении
выразительной диалогической и монологической речью
(допустимы неточности в случае ринолалии, дизартрии, алалии,
заикания). Владеет коммуникативными навыками,
ориентируется в процессе общения на собеседника.
Преимущественно адекватно использует языковые средства
для решения коммуникативных задач. С помощью взрослого
правильно выражает своё отношение к предмету обсуждения,
основную идею художественного произведения и соотносит их с
заглавием, с помощью учителя формулирует главную мысль
прочитанного. Осмысливает прямой и скрытый смысл заглавия и
может выбрать из предложенных вариантов заглавие к
прочитанному тексту. Умеет прогнозировать содержание текста по
его заглавию и прочитанной части. Составляет с помощью учителя
различные варианты простого речевого плана на основе
использования повествовательных предложений, вопросов,
предложений текста. Владеет навыками подробного, частичного и
выборочного пересказа. Умеет составить представление о
содержании, жанре, характере произведения по обложке книги.
Ориентируется в группе книг. Различает и может на звать
различные виды и жанры литературных произведений (сказки и
рассказы в прозе и стихах, басни, песни, легенда, лирика,
эпические и лирические стихотворения и т. п.). Выделяет
художественные особенности, структуру и лексику сказок,
различных видов лирики, рассказов. Умеет отличить
художественную литературу от познавательной на основе их
практического сравнения. Имеет общие представления о наиболее
известных писателях (А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Г. X. Андерсен,
И. А, Крылов, С. Я. Маршак, К. Г. Паустовский и др.). Допускает при
чтении наизусть единичные ошибки, но легко исправляет их с
помощью учителя. Выполняет требования по внеклассному чтению
для данного года обучения.
Допустимый уровень
Ученик читает правильно (может допускать в единичных случаях
повторы слогов, слов, 2—4 ошибки), в основном соблюдает нормы
орфоэпического чтения, но возможен в сложных и малознакомых
словах переход на орфографическое чтение, правильно соблюдает
ударения в словах (допускается 2—3 ошибки). Читает
преимущественно целыми словами, но допускается переход на
послоговое чтение малознакомых и сложных по слоговой структуре
слов. Темп чтения знакомого текста соответствует 60—65 словам в
минуту. Соблюдает паузы, интонационно правильно оформляет
предложения. Передаёт эмоциональный характер произведения и
выражает эмоциональное отношение к его содержанию. Понимает
подтекст и основную идею художественного произведения и
соотносит их с заглавием. Может с помощью учителя подобрать
заглавие к прочитанному тексту, прогнозировать содержание текста
по его заглавию и прочитанной части. Составляет простой речевой
план на основе предложенных вразброс повествовательных
использует при этом соответствующие лингвистические и
паралингвистические средства.
предложений, вопросов к тексту, предложений из текста. Владеет
навыками подробного и выборочного пересказа. Умеет составить
представление о содержании, жанре, характере произведения по
обложке книги. Ориентируется в группе книг. Различает и может
назвать различные виды и жанры литературных произведений
(сказки и рассказы в прозе и стихах, басни, песни, легенда, лирика,
эпические и лирические стихотворения и т. п.). Имеет общие
представления о наиболее известных писателях (А. С. Пушкин, Л.
Н. Толстой, Г. X. Андерсен, И. А. Крылов, С. Я. Маршак, К. Г.
Паустовский и др.). При чтении наизусть отмечается нетвёрдое
усвоение текста. Требования по внеклассному чтению для данного
года обучения выполняет при условии индивидуально
ограниченного задания.
Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса. Текущая проверка и оценка знаний может также
проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению. Контрольная проверка навыка чтения проводится каждую четверть у каждого
учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям:
- беглость
- правильность
- осознанность
- выразительность
2 класс:
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает по слогам (с переходом к концу года на чтение целыми словами) правильно с одной-двумя самостоятельно
исправленными ошибками короткие тексты; соблюдает синтаксические паузы; отвечает на вопросы по содержанию прочитанного; может пересказать
прочитанное с незначительной помощью (полно, правильно, последовательно);
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает по слогам, затрудняясь читать целиком даже легкие слова; допускает одну-две ошибки при чтении и
соблюдении синтаксических пауз; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их с помощью учителя;
Оценка «3» ставится ученику, если он: затрудняется в чтении по слогам трудных слов; допускает три-четыре ошибки при чтении и соблюдении
синтаксических пауз; отвечает на вопросы односложно и испытывает трудности при пересказе содержания.
Оценка «2» ученик не выполняет требований, установленных для отметки «3».
3-4 классы:
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно, с одной - двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает
выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, в 4 классе — логических ударений; отвечает на вопросы и может передать содержание
прочитанного полно, правильно, последовательно с незначительной помощью;
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает целыми словами, некоторые трудные слова — по слогам; допускает одну -две ошибки при чтении,
соблюдении смысловых пауз, в 4 классе — логических ударений; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет
их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает, в основном, целыми словами, трудные слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении,
соблюдении синтаксических и смысловых пауз, в 4 классе — логических ударений; отвечает на вопросы односложно и способен пересказать содержание
прочитанного с помощью учителя;
Оценка «2» ученик не выполняет требований, установленных для отметки «3».
Высокий уровень - если выполнены все 4 требования.
Повышенный уровень - если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из
остальных требований.
Средний уровень - если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.
Низкий уровень - если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные 3 требования.
Оценка читательской грамотности выставляется по следующим умениям:
- умение находить и извлекать информацию
- умение интегрировать и интерпретировать информацию
- умение осмысливать и оценивать содержание и форму текста
- умение использовать информацию из текста.
Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению. Ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы
понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний.
Читатели высокого уровня готовы осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с
помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.
Средний уровень понимания текстов характерен для обучающихся, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения
текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не
противоречат их собственному опыту и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на
мир расходятся с их опытом.
Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о
человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.
Чтение наизусть
Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану),
правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" -допускает 1-3 ошибки, неточности, сам исправляет их.
Оценка "3"- пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые
ошибки.
Оценка «2» - не может передать содержание прочитанного.
Выразительное чтение стихотворения:
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения.
2. Соблюдение пауз.
3. Правильный выбор темпа.
4. Соблюдение нужной интонации.
5. Безошибочное чтение.
Оценка «5» - Выполнены правильно все требования.
Оценка «4» - Не соблюдены 1-2 требования.
Оценка «3» - Допущены ошибки по 3 требованиям.
Оценка «2» - Допущены ошибки более, чем по 3-м требованиям.
Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использована в основном на
обобщающих уроках. Ученики, которые опрашиваются (3-4 человека), заранее намечаются учителем и в процессе фронтальной работы вызываются чаще
других учащихся класса, их ответы должны быть более полными. Каждая такая оценка должна быть мотивированной.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты.
Нормативы техники чтения (количество слов в минуту) для детей с тяжелыми нарушениями речи
Класс
1 уровень
2 уровень
3 уровень
(без нарушения произношения) (незначительные речевые
нарушения)
слов/мин
слов/мин
(выраженные нарушения речи, отсутствие речи)
2
30-40
25-30
3
50-60
40-45
4
70-80
60-65
Проводится с учетом индивидуальных особенностей и
потенциальных возможностей обучающегося,
отслеживается динамика относительно самого
ребёнка (учитываются буквы, слоги, отдельные слова)
В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года. Задача проверки
техники чтения заключается, прежде всего, в выявлении продвижения каждого ученика, причин испытываемых им затруднений для оказания
индивидуальной коррекционной помощи.
Критерии оценивания по предмету «Математика»
1 (дополнительный) – 1 класс:
В 1 (дополнительном) – 1 классах обучение безотметочное, используются три вида оценивания - текущее, тематическое и итоговое оценивание без
выставления балльной отметки, но сопровождающееся словесной оценкой.
При определении уровня развития умений и навыков по математике необходимо учитывать развитие устных и письменных вычислительных навыков,
сформированность умения решать простые задачи, ориентироваться в простейших геометрических понятиях.
Устные и письменные вычислительные навыки:
Высокому уровню развития устных и письменных вычислительных навыков соответствует умение производить вычисления без ошибок.
Повышенному уровню развития устных и письменных вычислительных навыков соответствуют ответы и работы, в которых допущено не более 2 грубых
ошибок.
Среднему уровню развития устных и письменных вычислительных навыков соответствуют ответы и работы, в которых допущено от 3 до 5 грубых ошибок.
Низкому уровню развития устных и письменных вычислительных навыков соответствуют ответы и работы, в которых допущено от 6 грубых ошибок.
Решение задач:
Высокому уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик может самостоятельно и безошибочно
составить план, решить, объяснить ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи.
Повышенному уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик сам решает задачу. При этом в
работах не должно быть более 1 грубой и 2-3 негрубых ошибок.
Среднему уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик допускает ошибки в вычислениях, но при
решении задачи сам исправляет или с помощью учителя. При этом в работах не должно быть более 1 грубой и 3–4 негрубых ошибок.
Низкому уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик не справляется с решением задач.
Ориентация в геометрических понятиях:
Высокому уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть геометрические фигуры
и их существенные признаки, распознавать геометрические фигуры, чертить их, используя линейку, циркуль.
Повышенному уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть и распознавать
геометрические фигуры, но при этом ученик допускает неточности в определении существенных признаков.
Среднему уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть и распознавать геометрические
фигуры, но не умеет выделить существенные признаки.
Низкому уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических понятиях определяются знания и умения, не соответствующие указанным
требованиям.
2 – 4 классы:
Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы:
- устный опрос;
- письменная самостоятельная работа;
- математический диктант;
- тесты;
- контрольная работа.
Оценивание устных ответов
В основу оценивания устного ответа обучающихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Оценка «5» ставится в случае, если обучающийся:
●
полно раскрыл содержание материала в объёме, предусмотренном программой;
●
изложил материал грамотным языком в определённой логической последовательности, точно используя математическую терминологию
и символику;
●
правильно выполнил рисунки, чертежи, в соответствии с ответом;
●
показал умение применять изученные правила при выполнении практического задания;
●
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя;
●
допускал одну - две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Оценка «4» ставится, если ответы в основном соответствуют требованиям на оценку «5», но при этом имеется один из недостатков:
●
при ответе есть некоторые неточности, которые не искажают математическое содержание ответа;
●
допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
●
допущены ошибка или более двух недочётов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.
Оценка «3» ставится в случае, если обучающийся:
o
неполно или непоследовательно раскрыл содержание материала, но показал общее понимание вопроса и продемонстрировал умения,
достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
o
затруднялся или допускал ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, рисунках или чертежах, но
исправлял их после нескольких наводящих вопросов учителя;
o
не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня
сложности по данной теме.
Оценка «2» ставится в случае, если обучающийся:
o
не раскрыл основное содержание учебного материала;
o
продемонстрировал незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала, не мог ответить на вопросы по
изученному материалу;
o
допустил ошибки в определении понятий при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах, которые не исправлены
после наводящих вопросов учителя.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
●
неправильный ответ на поставленный вопрос;
●
неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
●
при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
Недочеты:
●
неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
●
неумение самостоятельно или полно обосновать ответ;
●
неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
●
медленный темп выполнения задания, не являющейся индивидуальной особенностью школьника;
●
неправильное произношение математических терминов.
Оценивание письменных работ
В основе оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Ориентировочное количество проверок за учебный год.
Итоговая контрольная работа
(комбинированная)
2 класс
3 класс
4 класс
4
4
4
Проверочная работа*
4
4
4
Математический диктант
2
2
2
Всего за год
10
10
10
(текущие контрольные работы)
*распределение по четвертям на усмотрение педагога.
Формы организации проверочных работ (на усмотрение педагога):
●
комбинированная контрольная работа;
●
тест;
●
математический диктант;
●
контрольная работа (вычислительные навыки);
●
контрольная работа (задачи).
Работа, состоящая из примеров
«5» – работа выполнена без ошибок;
«4» –1 грубая и 1–2 негрубые ошибки;
«3» – 2–3 грубые и 1–2 негрубые ошибки или 3 и более негрубые ошибки;
«2» – более 4 грубых ошибок.
Работа, состоящая из задач
«5» – без ошибок;
«4» – 1–2 негрубых ошибки;
«3» – 1 грубая и 3–4 негрубые ошибки;
«2» – 2 и более грубых ошибки.
Математический диктант
«5» – без ошибок;
«4» – 1–2 ошибки;
«3» – 3–4 ошибки;
«2» – 5 и более ошибок.
Комбинированная работа (1 задача, примеры и задание другого вида)
Оценка «5» ставится:
●
вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
Оценка «4» ставится:
●
допущены 1-2 вычислительные ошибки.
Оценка «3» ставится:
●
допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий или допущены 3-4 вычислительные ошибки.
Оценка «2» ставится:
●
при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок;
●
допущены ошибки в ходе решения задачи и вычислительные ошибки.
Комбинированная работа (2 задачи и примеры)
Оценка «5» ставится:
●
вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
Оценка «4» ставится:
●
допущены 1-2 вычислительные ошибки.
Оценка «3» ставится:
●
допущены ошибки в ходе решения одной из задач или допущены 3-4 вычислительные ошибки.
Оценка «2» ставится:
●
допущены ошибки в ходе решения 2-х задач или допущена ошибка в ходе решения одной задачи и 4 вычислительные ошибки.
Тест
Оценка «5» ставится за 100% правильно выполненных заданий.
Оценка «4» ставится за 80% правильно выполненных заданий.
Оценка «3» ставится за 60% правильно выполненных заданий.
Оценка «2» ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий.
Классификация ошибок
Грубые ошибки:
●
вычислительные ошибки в примерах и задачах;
●
ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий;
●
неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия);
●
не доведение до конца решения задачи или примера;
●
невыполненное задание.
Негрубые ошибки:
●
нерациональный прием вычислений;
●
неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи, неверно оформлен ответ задачи;
●
неправильное списывание данных (чисел, знаков);
●
незаконченные преобразования.
За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается. За небрежно оформленную работу, несоблюдение правил и
каллиграфии оценка снижается на один балл.
Критерии оценивания по предмету “Окружающий мир”
1 (дополнительный) – 1 классы:
В 1 (дополнительном) – 1 классах обучение безотметочное, основная цель которого - сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать
педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. В 1 (дополнительном) - 1 классах используются три вида оценивания текущее, тематическое и итоговое оценивание без выставления балльной отметки, но сопровождающееся словесной оценкой.
При использовании безотметочной системы нельзя оценивать личностные качества: особенности памяти, внимания, восприятия. Оцениванию подлежат
интеллектуальные, творческие и инициативные проявления ребёнка: умные вопросы, самостоятельный поиск, изучение дополнительного учебного
материала и др.
Определение уровня развития умений и навыков по окружающему миру производится в соответствии с требованием программы на основе анализа
результатов бесед, наблюдений, практических работ и дидактических игр.
Высокому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы, представляющие собой правильные, логически законченные рассказы с
опорой на свои непосредственные наблюдения явлений в окружающем природном и социальном мире. Ученик способен установить и раскрыть
возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.
Повышенному уровню развития умений и навыков по этому предмету соответствуют ответы, построенные как правильные, логически законченные
рассказы, но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала.
Среднему уровню развития умений и навыков по этому предмету соответствуют ответы, в которых ученик неполно раскрывает взаимосвязи явлений,
испытывает трудности в применении своих знаний на практике.
Низкому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы, в которых ученик обнаруживает незнание большей части программного
материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
2 – 4 классы:
Во 2 – 4 классах основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать
обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки,
письменные проверочные и контрольные работы.
Фронтальный опрос проводится как беседа, в которой участвуют обучающиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме
курса, на которые обучающиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности
усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал
(повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти
причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно
выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные
признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта,
логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста
учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается
использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные,
пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот
вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
Оценивание устного ответа:
Оценка "5" - выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочёт, ученик может привести
примеры из дополнительной литературы.
Оценка "4" - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.
Оценка "3" - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.
Оценка "2" - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.
Ошибки и недочёты, влияющие на снижение оценки:
Ошибки:
●
неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;
●
нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;
●
неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;
●
неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;
●
незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;
●
неумение ориентироваться по карте, правильно показывать изучаемые объекты.
Недочёты:
●
преобладание при описании объекта несущественных признаков;
●
неточности в определении назначения прибора, его использование;
●
неточности при нахождении объектов на карте.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы,
которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников.
Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и
др.
Оценивание тестовых заданий:
Оценка «5» ставится за 100% правильно выполненных заданий.
Оценка «4» ставится за 80% правильно выполненных заданий.
Оценка «3» ставится за 60% правильно выполненных заданий.
Оценка «2» ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед
учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются
ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны
касаться личностных характеристик обучающегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные
ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Критерии оценивания по предмету “Технология”
1 (дополнительный) – 1 классы:
В 1 (дополнительном) – 1 классах система оценивания – безотметочная. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе
анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков. Исключается система балльного (отметочного)
оценивания. Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников,
своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).
Высокий уровень
●
тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
●
задание выполнено качественно, без нарушения соответствующей технологии;
●
правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
●
полностью соблюдались правила техники безопасности.
Повышенный уровень
●
допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
●
задание выполнено с небольшими отклонениями (в пределах нормы) от соответствующей технологии изготовления;
●
в основном правильно выполняются приемы труда;
●
работа выполнялась самостоятельно;
●
норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
●
полностью соблюдались правила техники безопасности.
Средний уровень
●
имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
●
задание выполнено с серьезными замечаниями по соответствующей технологии изготовления;
●
отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
●
самостоятельность в работе была низкой;
●
норма времени недовыполнена на 15-20 %;
●
не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Низкий уровень
●
имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
●
неправильно выполнялись многие приемы труда;
●
самостоятельность в работе почти отсутствовала;
●
норма времени недовыполнена на 20-30 %;
●
не соблюдались многие правила техники безопасности.
2 - 4 классы:
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся во 2 – 4 классах носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и
тематических проверок в течение всего года обучения.
Промежуточного контроля по предмету «Технология» нет, отметка «2» («неудовлетворительно») не ставится. Итоговая четверная отметка складывается
из учёта текущих отметок. Годовая оценка выставляется с учётом четвертных. В конце учебного года целесообразно провести выставку работ учащихся. В
курсе «Технология» формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как собственные работы, так и работы своих одноклассников. Такой подход
способствует осознанию причин успеха или неуспеха собственной учебной деятельности. Обсуждение работ учащихся с этих позиций обеспечивает их
способность конструктивно реагировать на замечания и рекомендации учителя или товарищей по классу.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение).
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед
учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются
ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны
касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные
ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Характеристика цифровой оценки (отметки) при устном ответе.
"5" («отлично») - учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные
знания на практике.
"4" («хорошо») - учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты творческой работы.
"3"(«удовлетворительно») - учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.
Характеристика цифровой оценки (отметки) при выполнении практических работ.
При выставлении отметки за выполнение практической работы, учитываются результаты наблюдения за процессом труда школьников, качество
изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени.
"5" («отлично») - ставится, если обучаемым:
• тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
• правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
• изделие изготовлено с учетом установленных требований;
• полностью соблюдались правила техники безопасности.
"4" («хорошо») - ставится, если обучаемым:
• допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
• в основном правильно выполняются приемы труда;
• работа выполнялась самостоятельно;
• норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
• изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
• полностью соблюдались правила техники безопасности.
"3"(«удовлетворительно») - ставится, если обучаемым:
• имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
• отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
• самостоятельность в работе была низкой;
• норма времени недовыполнена на 15-20 %;
• изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
• не полностью соблюдались правила техники безопасности;
«2» («неудовлетворительно») - недопустима, так как она может погасить интерес ребёнка и соответственно его потребность в творческой деятельности.
Особенностями системы оценки являются:
• комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
• использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
• оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
• уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
• использование таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
На этапе завершения работы над изделием проходит текущий контроль.
Работы оцениваются по следующим критериям:
• качество выполнения изучаемых на уроке приёмов, операций и работы в целом;
• степень самостоятельности;
• уровень творческой деятельности;
• соблюдение технологии процесса изготовления изделия;
• чёткость, полнота и правильность ответа;
• соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам;
• аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;
• целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия
(там, где это возможно или предусмотрено заданием).
В заданиях проектного характера необходимо обращать внимание на умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать,
отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять
выступление. Кроме того, отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умение выполнять свою роль в группе, вносить
предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.
Особое внимание в начальной школе требует такой этап проекта как оценка результатов. Чтобы накапливался творческий опыт, ученик обязательно
должен осознавать (рефлексировать) процесс выполнения проекта. Организация осознания учащимися собственной творческой деятельности
предполагает текущую и итоговую рефлексию.
Критерии оценивания по предмету «ОРКСиЭ»
4 класс:
При преподавании предмета «ОРКСЭ» предполагается безотметочная система оценивания. Критерии оценивания проводятся в виде «зачет/незачет».
Оценка результатов образования обучающихся по модулям предусмотрена в основном в рамках курса, в форме индивидуальных и коллективных
творческих работ учащихся и их обсуждения. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие
выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Критерии оценивания
«Зачет» ставится, если:
Высокий уровень: если у обучающегося наблюдается:
− активность и творческое отношение к выполнению заданий;
− умение применять полученные знания в жизни: в общении со сверстниками, взрослыми, живой природой;
− самостоятельный поиск информации по пройденной теме; − умение оперировать понятиями и терминами;
− умение рассуждать по определенной теме, обосновывать свою точку зрения, донести ее до аудитории;
− имеет место отличный уровень выполнения самостоятельных работ в течение учебного процесса.
Средний уровень: если у обучающегося наблюдается:
- умение воспроизводить материал (пересказ, ответы на вопросы учебника и учителя) с помощью учителя или одноклассников;
- знание терминов и понятий в неполном объеме;
- нечеткое обоснование своей точки зрения;
- умение оценивать чужую работу, но необъективно оценивать свою;
- нарушение последовательности в описании и признаках объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- нечеткое раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- неточности в сравнении объектов по существенным признакам;
- отдельные нарушения в последовательности описания события (объекта);
- имеет место хороший уровень выполнения самостоятельных работ в течение учебного процесса.
Низкий уровень: если у обучающегося наблюдается:
- ответ недостаточно логически выстроен;
- план ответа соблюдается непоследовательно;
- учащийся обнаруживает слабость в развёрнутом раскрытии понятий, терминов, категорий;
- ответ учащегося недостаточно аргументирован;
«Незачет» ставится, если:
- ответ носит преимущественно теоретический характер, примеры ограничены, либо отсутствуют;
- имеет место низкий уровень выполнения (невыполнения) проектных, самостоятельных работ в течение учебного процесса.
Критерии оценивания по предмету «Изобразительное искусство»
1 (дополнительный) – 1 классы:
В 1 дополнительном – 1 классах система оценивания – безотметочная. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе
анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков. Исключается система балльного (отметочного)
оценивания. Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников,
своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).
Оценивание работ по следующим критериям:
Критер
ии
Передача
формы:
Строение
предмета.
Передача
пропорций
предмета в
изображении
:
Композиция
Передача
движения:
Цвет.
Характер линии
Регуляция
деятельнос
ти
Уровень
самостоятельно
сти.
Высок
ий
уровен
ь
Форма
передана
точно
Части
расположен
ы верно
Пропорции
предмета
соблюдаютс
я
По всему листу
Движение
передано
достаточно
четко;
Передан
реальный
цвет
предмето
в;
Слитная;
Адекватно
реагирует
на
замечание
взрослого,
стремится
исправить
ошибки ,
неточности;
Выполняет
задание
самостоятельно
, без помощи
педагога, в
случае
необходимости
обращается с
вопросами
Средн
ий
уровен
ь
Есть
незначитель
ные
искажения
Есть
незначитель
ные
искажения
Есть
незначитель
ные
искажения
На полосе листа
Движение
передано
неопределе
нно,
неумело;
Есть
отступлен
ия от
реальной
окраски
Прерывистая,
сильный,
энергичный,
крупными
размашистыми
движениями,
иногда
выходящими за
пределы
контура;
ребенок не
всегда
Эмоционал
ьно
реагирует
на оценку
взрослого;
Требуется
незначительная
помощь, с
вопросами к
взрослому
обращается
редко;
соблюдается
пропорциональн
ость в
изображении
разных
предметов;
есть
незначительные
искажения;
нажим средний,
мелкими
штрихами не
выходящими за
пределы
контура;,
ребенок
регулирует
силу нажима,
раскрашивает в
пределах
контура
регулирует
силу нажима и
размах
Низкий
уровен
ь
Форма не
удалась
Части
предмета
расположен
ы неверно.
Пропорции
предмета
переданы
неверно.
Не продумана,
носит случайный
характер;
пропорциональн
ость разных
предметов
передана
неверно.
Изображени
е статичное.
Цвет
предмето
в передан
неверно.
Дрожащая(жест
кая, грубая),
слабый (иногда
еле видный,
беспорядочным
и линиями
(мазками), не
умещающимися
в пределах
контура
Безразличе
н к оценке
взрослого.
Необходима
поддержка и
стимуляция
деятельности
со стороны
взрослого, сам
с вопросами к
взрослому не
обращается.
2 - 4 классы:
Во 2 – 4х классах по предмету «Изобразительное искусство» обучение проводится по пятибалльной системе оценок. Оценку ученик получает за
практическое занятие и за устный ответ.
Критериями оценивания выступают:
1. композиционное решение: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между
собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание);
2. владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении
задания;
3. общее впечатление от работы; оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа; чувство меры в оформлении и соответствие
оформления работы; аккуратность всей работы.
Оценка работы обучающего с ТНР по данным критериям осуществляется исходя из достижения им оптимальных (лучших для данного ребенка в данных
условиях) успехов
Оценка выполнения практической работы:
Оценка «5» ставится, если качество выполненной работы полностью соответствует изделие по данным критериям и работа выполнена самостоятельно.
Оценка «4» ставится, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует данным критериям, работа
выполнена самостоятельно.
Оценка «3» ставится, если качество выполненной работы не соответствует данным критериям. Работа выполнена с помощью учителя.
Оценка «2» не ставится, так как она может погасить интерес ребёнка и соответственно его потребность в творческой деятельности.
Оценка устных ответов:
Оценка «5» - учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные
знания на практике.
Оценка «4» - учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты творческой работы.
Оценка «3» - учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка «2» - не ставится, так как она может погасить интерес ребёнка и соответственно его потребность в творческой деятельности.