1 ОГЛАВЛЕНИЕ Пояснительная записка. Учебно-тематический план, содержание курса. Методическое обеспечение. Список литературы. Сведения об авторе. Приложение. 2 Пояснительная записка. Дополнительное образование детей - это поисковое образование, предоставляющее личности веер возможностей для выбора деятельности, стимулирующее процессы личностного саморазвития. В школе функции дополнительного образования выполняет кружковая работа. Работа педагога в школе направлена на усвоение детьми определённых навыков работы в команде, на проявление и развитие их личностных качеств. Ребята обретают уверенность в себе, открывают новые таланты, получают навыки организационной работы. Данная программа составлена на основе программ: «Специальный класс шестиструнной гитары» (Программа для детских и вечерних музыкальных школ) составитель Г.А.Ларичев, Москва 1982г.; «Класс ансамбля народных инструментов» (Программа для ДМШ) составитель М.В.Евдокимов, Москва 1979г. Музыкально-поэтическое творчество является составной частью культурного наследия народа и уходит своими корнями в далёкое прошлое. С давних времён человек стремился выразить себя в музыке и поэзии. Между этими двумя направлениями существует неразрывная связь. На протяжении всех времён музыка и поэзия сливались воедино и звучали в народных напевах, балладах, песнях, романсах. Так сформировалось народное искусство, называемое музыкально-поэтическим. Необходимость создания подобной программы продиктована социальными и педагогическими факторами. В частности, ростом национального самосознания, усиления внимания к сохранению и возрождению культуры, народных традиций. Цель программы: развитие музыкальных способностей инструментального исполнительства. ребёнка средствами Практическая цель программы: овладение навыками игры на гитаре, необходимых для разучивания и исполнения музыкально-поэтических произведений. Разучивание и исполнение несложных музыкальных и музыкально-песенных произведений. Педагогическая цель: 3 создание оптимальных условий для формирования и развития эмоционально-эстетического отношения к музыкально-поэтическому наследию нашей страны через знакомство с различными направлениями в музыкальном искусстве. Задачи программы: Обучающие: Накопление музыкальной информации, её осмысление, формирование музыкального вкуса; Формирование интереса к занятиям на инструменте и различным видам музыкально-творческой деятельности Формирование и развитие начальных вокальных умений и навыков; Формирование и развитие начальных умений и навыков игры на гитаре. Развивающие: Развивать способность воспринимать музыкально-поэтическое искусство и в первую очередь, его специфику образного отражения действительности; Развивать музыкально-творческие эстетическое восприятие; способности, эмоционально- Развивать умение осознанно использовать музыкально-выразительные средства для создания художественного образа конктретного музыкально-художественного произведения; Развивать умение выражать своё собственное отношение к искусству и действительности в музыкальных и словесных образах; Ориентировать детей на практическое применение полученных знаний, умений и навыков в дальнейшей жизни. Воспитательные: Воспитывать духовно-нравственные и этические чувства, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов; 4 Воспитывать позитивное отношение к нравственным общечеловеческим ценностям, обобщённым в музыкальнопоэтическом искусстве; Воспитывать потребность постоянного самосовершенствования нравственного и музыкально-художественного; Воспитывать интерес и уважение к различным направлениям в музыкальном искусстве; Формировать и развивать коммуникативные навыки; объективно оценивать результаты своего и чужого труда. умение Работа в кружке ведётся по направлениям: музыка как вид искусства; творчество поэтов-песенников, бардов, известных рок-музыкантов; элементарная теория музыки; формирование и развитие технических навыков; разучивание музыкального материала; средства музыкальной выразительности; подбор по слуху. Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования: метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; проблемный; частично-поисковый; метод перспективы и ретроспективы (забегания вперёд и возвращение назад); метод содержательного анализа. Данная программа предназначена для обучения детей и подростков основным навыкам игры на гитаре и пению под гитару. Программа рассчитана на детей любого возраста и уровня музыкального развития. Программа предполагает обучение игре на гитаре в песенном жанре, с основной ориентацией на схемное построение аккордов. Такой подход позволяет сделать обучение более массовым и доступным. Преимуществом данной программы является то, что она ориентирована на слуховое восприятие музыкального материала, что способствует развитию у детей музыкального слуха и вокальных данных. 5 Программа является комплексной и представляет собой серию тематических занятий, которые выстроены по принципу «от простого к сложному», давая возможность обучающимся постепенно овладеть навыками игры на инструменте. Занятия могут идти последовательно друг за другом или каждое может существовать самостоятельно. В зависимости от индивидуальных способностей, обучающиеся могут освоить только часть данной программы, этого будет достаточно для исполнения простейших музыкальных произведений. При выборе репертуара педагог, руководствуясь собственным вкусом и музыкальными предпочтениями детей, опирается на собственный педагогический опыт, учитывающий степень музыкально исполнительского развития учеников, их достижения, недостатки и пройденный репертуар. Данная программа хорошо работает на последействие. Обучающиеся способны применить полученные на занятиях знания и умения, участвуя в проведении тематических дел в своём классе, на мероприятиях (праздники: «День России», «Город мастеров» «День семьи, любви и верности»,). Приобретённые знания, умения и навыки дети могут реализовать не только в школе, но и во внешкольной деятельности. Ожидаемые результаты и способы их проверки. Ожидаемым результатом обучения детей в кружке «Мир гитары» является приобретение и развитие детьми комплекса следующих личностных достижений, предметных и социокультурных компетенций. Личностные результаты: в ценностно-ориентационной сфере: -воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, - развитие чувства ответственности и долга перед Родиной, - осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; - принятие поликультурной картины современного мира; 6 - осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку. - укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа; - наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии; - формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой; - приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; - в трудовой сфере: - формирование навыков самостоятельной работы при выполнении творческих задач; - готовность к осознанному выбору дальнейшего образовательного пути; - формирование уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социальном, творческом значимом труде. в познавательной (когнитивной) сфере: - развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формировать целостного мировоззрения, учитывающего социальнокультурное, духовное многообразие современного мира; - готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; - развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; - продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных; - ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства); - планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия; - развитие фантазии, воображения, музыкальной интуиции, памяти; 7 - формирование критического мышления, способности аргументировать точку зрения по отношению к исполняемому художественному произведению; - выбор способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки исполняемых художественных произведений; - формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических, теоретических домашних заданий; - умение воспринимать и анализировать концепцию художественного образа исполняемого произведения, умение описать художественному произведение, используя для этого специальную терминологию, дать определение изученных понятий; - умение планировать и оценивать собственные учебные действия после выполнения творческого задания и корректировка своих действий; - овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; - получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации; Коммуникативные УУД: - получение опыта восприятия различных образцов искусства как основы формирования коммуникативных умений; - продуктивное взаимодействие со сверстниками в ансамбле при решении различных музыкально-творческих задач; - умение использовать методы социально-эстетической коммуникации, осваивать диалоговые формы общения в ансамбле; - участие в жизни микро- и макро- социума; - приобретение умения осознанного построения речевого высказывания; - продуктивное сотрудничество (общение и взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач; - приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире, формирование мотивов к художественно-творческой деятельности; - участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей; - умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре другому восприятию мира; 8 - использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного художественного материала, выполнение творческих проектов; Познавательные УУД: - формирование умения осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.). - формирование умения познавать мир через аудиальный или визуальный художественный образ, понимать место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества; - наблюдение за различными явлениями жизни, природы, искусства, понимание их специфики и эстетического многообразия; - овладение первоначальной способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание цели и выбор способа ее достижения; - готовность и способность к концертной деятельности, выполнения творческого задания; - овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера; - применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; - умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии; - овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов; - формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; - обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности, в различных учебных и жизненных ситуациях; -умение эстетически относиться к любому виду деятельности; - развитие художественно-образного, эстетического типа мышления; - развитие художественно – образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; - формирование способности к целостному восприятию мира; -соблюдение норм и правил культуры труда 9 - соблюдение норм и правил безопасности в познавательно-творческой деятельности. Предметные результаты: Основными видами деятельности детей в кружке являются: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, концертная деятельность. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: участие в проведении тематических дел и целых дней в своём классе и во внеурочной деятельности. По окончании курса кружка гитары обучающиеся младшей группы должны знать: 1. Основы музыкальной грамоты (простейшие ритмические рисунки, элементарное представление о высоте звуков, понятие «звукоряд»); 2. Общие сведения о разновидностях музыкальных инструментов; 3. Историю возникновения и развития песенного творчества; 4. Основные направления в песенном жанре: эстрадные песни, песни для детей; 5. Требования безопасности труда. По окончании курса кружка гитары обучающиеся младшей группы должны уметь: 1. Организовать свой труд на рабочем месте; 2. Соблюдать правила техники безопасности; 3. Правильно сидеть и держать инструмент; 4. Правильно извлекать звук, созвучие, аккорд; 5. Ориентироваться аккордов; в буквенно-схематичном 6. Исполнить на инструменте аккомпанементом. (и спеть) обозначении 1-2 песни с простых простым По окончании курса дети средней группы должны знать: 10 1. Особенности разновидностей музыкальных инструментов; 2. Основы музыкальной грамоты (простейшие ритмические рисунки, элементарное представление о высоте звуков, понятие «звукоряд», нотная запись мелодии, мелодия и аккомпанемент); 3. Историю возникновения и развития гитары; 4. Требования безопасности труда; 5. Основные сведения об известных бардах: Б.Окуджава, Ю.Визбор, В.Высоцкий (по выбору); 6. Основные направления в песенном жанре: эстрадные песни, песни для детей, рок. По окончании курса дети средней группы должны уметь: 1. Организовать свой труд на рабочем месте; 2. Соблюдать правила техники безопасности; 3. Ориентироваться в буквенно-схематичном обозначении несложных аккордов; 4. Исполнить на инструменте (и спеть) 1-2 песни с аккомпанементом; 5. Правильно извлекать аккорд, переходы с аккорда на аккорд. По окончании курса старшие дети должны знать: 1. Особенности разновидностей музыкальных инструментов; 2. Основы музыкальной грамоты (различные ритмические рисунки, высота звуков, нотная запись мелодии, мелодия и аккомпанемент); 3. Историю возникновения и развития гитары; 4. Требования безопасности труда; 5. Основные сведения об известных бардах: Б.Окуджава, Ю.Визбор, В.Высоцкий, А.Городницкий; 6. Основные сведения о творчестве поэтов-песенников: Е.Евтушенко, Р.Рождественский, А.Вознесенский. 11 7. Основные различия музыкальных стилей. По окончании курса старшие дети должны уметь: 1. Организовать свой труд на рабочем месте; 2. Соблюдать правила техники безопасности; 3. Правильно извлекать аккорды, переход с аккорда на аккорд; 4. Ориентироваться в буквенно-схематичном обозначении аккордов; 5. Исполнять различные виды аккомпанемента; 6. Исполнить на инструменте аккомпанементом. (и спеть) 1-2 песни с простым Участники программы: дети (возраст 7 – 15 лет). Форма обучения – коллективное занятие детей (поотрядно), индивидуальное занятие (обучение игре на гитаре), тематические беседы, прослушивание аудио и видео записей. Программа курса рассчитана: 3 группа: 7-9 лет–36 часов (20ч. коллективн. занятий + 16 ч. индивид. занятий) за год; 2 группа: 10-12лет – 36 часов (18ч. коллективн. занятий + 18ч. индивид. занятий) за год; 1 группа: 13-15 лет – 36 часов (15ч. коллективн. занятий +21ч. индивид. занятий) за год. Срок реализации образовательной программы - 1 год 12 Учебно-тематический план, содержание курса. 1 группа (13-15 лет) № п/п. Название темы. Кол-во час. всего Теория Практика КОЛЛЕКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ – 15 часов. 1. История возникновения музыкальных инструментов. 2. История творчества. и развития 1 1 - песенного 1 1 - 3. Творчество бардов: Б.Окуджава, Ю.Визбор, В.Высоцкий, А.Городницкий и др. 4 3 4. Творчество поэтов-песенников. 4 3 1 5. Рок-музыка и рок-музыканты. 5 4 1 возникновения ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ – 21 час. 6. Формирование и развитие игрового аппарата. 3 1 2 7. Элементарная теория музыки. 2 1 1 8. Буквенно-схематичное обозначение аккордов. 2 2 - 9. Разучивание пьес. 6 2 4 10. Развитие навыков аккомпанемента. 3 1 2 11. Развитие вокальных навыков. 2 1 1 12. Подготовка к концертной деятельности. 3 1 2 36 21 15 Всего: 13 Содержание. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ. 1.История возникновения и развития музыкальных инструментов. Знакомство с детьми. Знакомство с видами, классификацией музыкальных инструментов. Обзорная беседа о гитаре. История развития инструмента, её устройство, виды гитар. Звучание инструментов. 2.История возникновения песенного творчества. Возникновение и развитие песни. Песня как разновидность народного творчества. Народная песня, песенное творчество разных народов. Песня «а капелло», песня и песенный аккомпанемент. 3.Творчество бардов: Б.Окуджава, Ю.Визбор, В.Высоцкий, А.Городницкий и др. Бардовское направление в музыке. Основные сведения об известных бардах: Окуджаве, Визборе, Высоцком, Городницком, Киме, Галиче, Никитиных, Митяеве, Иващенко и Васильев (по выбору). Слушание песен в оригинале и в исполнении педагога. Прослушивание детей. Обсуждение, анализ услышанного. 4.Творчество поэтов-песенников. Основные сведения, интересные факты из биографии поэтов-песенников: Р.Рождественском, Е.Евтушенко, А.Вознесенском (по выбору). Слушание песен на стихи этих поэтов в исполнении известных артистов, педагога, детей «Прометея». Обсуждение, анализ. 5.Рок-музыка и рок-музыканты. Направление в музыке – рок. Основные сведения, интересные факты из биографии известных рок-музыкантов: В.Цое, Б.Гребенщикове и др. (по выбору). Слушание песен этих музыкантов. Обсуждение, анализ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ. 1.Формирование и развитие игрового аппарата. Посадка гитариста. Постановка обеих рук, извлечение звука. Правила взятия аккордов на гитаре. Отработка приёмов игры: «арпеджио», «легато», игра пальцами, 14 боем. Аккорды с применением приёма «Баррэ». Принципы применения данного приёма. Варианты аппликатуры, правила перехода с аккорда на аккорд. Использование «кападастра». Материал закрепляется разучиванием данных аккордов и обыгрыванием песен и мелодий с данными аккордами. Дополнительные приёмы игры на гитаре: «глиссандо», «легато», «вибрато», «флажолеты»,» мелизмы». Упражнения с проведением элементов мелодии в аккорде. 2.Элементарная теория музыки. Основы музыкальной теории, необходимые для начального освоения гитары. Длительности, паузы. Мелодия и аккомпанемент. Нотная запись мелодии. Запись аккордов, способы их построения. Музыкальный интервал, их построение, построение мажорных и минорных трезвучий, септаккордов. Построение интервалов и аккордов. Построение септаккордов, нонаккордов, увеличенных и уменьшённых аккордов. 3. Буквенно-схематичное обозначение аккордов. Чтение схем основных аккордов, нахождение их на грифе. Простые аккорды. Практические занятия. Аккорды с приёмом «Баррэ». Работа по подбору аккордов самостоятельно. Закрепление всех приобретённых знаний и умений. 4.Разучивание пьес. Популярные детские песни. Индивидуальный подбор репертуара. Разучивание песен. Правильный выбор тональности с учётом оптимального использования диапазона голоса. Более сложные приёмы аккомпанемента. Самостоятельный подбор аккордов для известных мелодий и песен. Исполнение аккомпанемента песен с дополнительными приёмами игры. Практические занятия. 5.Развитие навыков аккомпанемента. Освоение более сложных приёмов аккомпанемента. Исполнение аккомпанемента песен с дополнительными приёмами игры. Продолжение работы по подбору аккордов самостоятельно. Совершенствование всех приобретённых умений и навыков. 6. Развитие вокальных навыков. Работа над навыками пения. Дыхание, чистота и высота звука, подача голоса, дикция. При более профессиональном подходе, при достаточных способностях обучающихся нужно обратить внимание на правильную подачу голоса, 15 необходимость распевания с целью расширения диапазона голоса. 7. Подготовка к концертной деятельности. Анализ проведённой работы, поиск ошибок, их анализ, выбор правильного варианта. Сценическое поведение музыканта-исполнителя. Подготовка и выступление на концертах. 16 Учебно-тематический план. 2 группа (10-12 лет) № п/п. Название темы. Кол-во час. всего Теория Практика КОЛЛЕКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ – 18 часов 1. История возникновения музыкальных инструментов. 2. История творчества. и развития 1 1 - песенного 1 1 - 3. Творчество бардов: Б.Окуджава, Ю.Визбор, В.Высоцкий. 2 2 - 4. Творчество поэтов-песенников. 2 2 - 5. Различные стили песен. 2 1 1 6. Детское песенное творчество. 10 2 8 возникновения ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ – 18 часов 7. Формирование и развитие игрового аппарата. 2 1 1 8. Элементарная теория музыки. 2 1 1 9. Буквенно-схематичное обозначение аккордов. 1 1 - 10. Разучивание пьес. 5 1 4 11. Развитие навыков аккомпанемента. 3 1 2 12. Развитие вокальных навыков. 2 1 1 13. Подготовка к концертной деятельности. 3 1 2 36 16 20 Всего: 17 Содержание. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ. 1.История возникновения и развития музыкальных инструментов. Знакомство с детьми. Разновидности музыкальных инструментов. Знакомство с видами, классификацией музыкальных инструментов. Обзорная беседа о гитаре. История развития инструмента, её устройство, виды гитар. Звучание инструментов. 2.История возникновения песенного творчества. Возникновение и развитие песни. Песня как разновидность народного творчества. Народная песня, песенное творчество разных народов. Песня «а капелло», песня и песенный аккомпанемент. 3.Творчество бардов: Б.Окуджава, Ю.Визбор, В.Высоцкий (по выбору). Бардовское направление в музыке. Основные сведения об известных бардах: Окуджаве, Визборе, Высоцком, Митяеве, Иващенко и Васильев (по выбору). Слушание песен в оригинале и в исполнении педагога. Прослушивание детей, выявление их музыкальных данных. Обсуждение, анализ. 4.Творчество поэтов-песенников. Основные сведения, интересные факты из биографии поэтов-песенников: Р.Рождественском, Е.Евтушенко, А.Вознесенском (по выбору). Слушание песен на стихи этих поэтов в исполнении известных артистов, педагога, детей «Прометея». Обсуждение, анализ. 5.Различные стили песен. Направления в песенном жанре. Эстрадные, популярные песни. Рок. Основные сведения, интересные факты из биографии известных рок-музыкантов: В.Цой. Слушание песен этих музыкантов. Обсуждение, анализ. 6.Детское песенное творчество. Песни, написанные для детей, о детях, детьми. Разучивание песен. Исполнение этих песен педагогом, детьми. Использование детских шумовых инструментов в качестве аккомпанемента. 18 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ. 1.Формирование и развитие игрового аппарата. Посадка гитариста. Постановка обеих рук, извлечение звука. Правила взятия аккордов на гитаре. Отработка приёмов игры: «арпеджио», «легато», игра пальцами, боем. Варианты аппликатуры, правила перехода с аккорда на аккорд. Использование «кападастра». Материал закрепляется разучиванием данных аккордов и обыгрыванием песен и мелодий с данными аккордами. 2.Элементарная теория музыки. Основы музыкальной теории, необходимые для начального освоения гитары. Длительности, паузы. Мелодия и аккомпанемент. Нотная запись мелодии. Запись аккордов, способы их построения. Музыкальный интервал, их построение, построение мажорных и минорных трезвучий, септаккордов. Построение интервалов и аккордов. Построение септаккордов, нонаккордов, увеличенных и уменьшённых аккордов. 3. Буквенно-схематичное обозначение аккордов. Чтение схем основных аккордов, нахождение их на грифе. Простые аккорды. Практические занятия. Работа по подбору аккордов самостоятельно. Закрепление всех приобретённых знаний и умений. 4.Разучивание пьес. Популярные детские песни. Разучивание песен «Прометея». Индивидуальный подбор репертуара. Разучивание песен. Правильный выбор тональности с учётом оптимального использования диапазона голоса. Более сложные приёмы аккомпанемента. Самостоятельный подбор аккордов для известных мелодий и песен. Исполнение аккомпанемента песен с дополнительными приёмами игры. Практические занятия. 5.Развитие навыков аккомпанемента. Освоение более сложных приёмов аккомпанемента. Исполнение аккомпанемента песен с дополнительными приёмами игры. Продолжение работы по подбору аккордов самостоятельно. Совершенствование всех приобретённых умений и навыков. 6. Развитие вокальных навыков. 19 Работа над навыками пения. Дыхание, чистота и высота звука, подача голоса, дикция. При более профессиональном подходе, при достаточных способностях обучающихся нужно обратить внимание на правильную подачу голоса, необходимость распевания с целью расширения диапазона голоса. 7. Подготовка к концертной деятельности. Анализ проведённой работы, поиск ошибок, их анализ, выбор правильного варианта. Сценическое поведение музыканта-исполнителя. Подготовка и выступление на концертах. 20 Учебно-тематический план . 3 группа (7-9 лет) № п/п. Название темы. Кол-во час. всего Теория Практика КОЛЛЕКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ – 20 часов 1. История возникновения музыкальных инструментов. 2. История творчества. развития 2 2 - песенного 2 2 - 3. Творчество поэтов-песенников. 2 2 - 4. Различные стили песен. 4 3 1 5. Детское песенное творчество. 10 2 8 возникновения и ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ – 16 часов 6. Формирование и развитие игрового аппарата. 2 1 1 7. Элементарная теория музыки. 1 0,5 0,5 8. Буквенно-схематичное обозначение аккордов. 2 2 - 9. Разучивание пьес. 3 1 2 10. Развитие вокальных навыков. 2 1 1 11. Подготовка к концертной деятельности. 6 2 4 36 18,5 17,5 Всего: 21 Содержание. 1.История возникновения и развития музыкальных инструментов. Знакомство с детьми. Разновидности музыкальных инструментов. Знакомство с видами, классификацией музыкальных инструментов. Обзорная беседа о гитаре. История развития инструмента, её устройство, виды гитар. Звучание инструментов. 2.История возникновения песенного творчества. Возникновение и развитие песни. Песня как разновидность народного творчества. Народная песня, песенное творчество разных народов. Песня «а капелло», песня и песенный аккомпанемент. 3.Творчество поэтов-песенников. Основные сведения, интересные факты из биографии поэтов-песенников: Р.Рождественском, Е.Евтушенко, А.Вознесенском (по выбору). Слушание песен на стихи этих поэтов в исполнении известных артистов, педагога, детей «Прометея». Обсуждение, анализ. 4.Различные стили песен. Направления в песенном жанре. Эстрадные, популярные песни. Слушание песен. Обсуждение, анализ. 5.Детское песенное творчество. Песни, написанные для детей, о детях, детьми. Разучивание песен. Исполнение этих песен педагогом, детьми. Использование детских шумовых инструментов в качестве аккомпанемента. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ. 1.Формирование и развитие игрового аппарата. Посадка гитариста. Постановка обеих рук, извлечение звука. Правила взятия аккордов на гитаре. Отработка приёмов игры: арпеджио, легато, игра пальцами и боем. Варианты аппликатуры. Закрепление пройденного материала. 2.Элементарная теория музыки. Основы музыкальной теории, необходимые для начального освоения гитары. 22 Длительности, паузы. Мелодия и аккомпанемент. Нотная запись мелодии. Построение интервалов и аккордов. 3. Буквенно-схематичное обозначение аккордов. Чтение схем основных аккордов, нахождение их на грифе. Простые аккорды. Практические занятия. Закрепление всех приобретённых знаний и умений. 4.Разучивание пьес. Популярные детские песни. Разучивание песен «Прометея». Индивидуальный подбор репертуара. Разучивание песен. Правильный выбор тональности с учётом оптимального использования диапазона голоса. Более сложные приёмы аккомпанемента. Самостоятельный подбор аккордов для известных мелодий и песен. Исполнение аккомпанемента песен с дополнительными приёмами игры. Практические занятия. 5. Развитие вокальных навыков. Работа над начальными навыками пения. Дыхание, чистота и высота звука, подача голоса, дикция. При более профессиональном подходе, при достаточных способностях обучающихся нужно обратить внимание на правильную подачу голоса, необходимость распевания с целью расширения диапазона голоса. 6. Подготовка к концертной деятельности. Анализ проведённой работы, поиск ошибок, их анализ, выбор правильного варианта. Сценическое поведение музыканта-исполнителя. Подготовка и выступление на концертах. 23 Примерный репертуарный список. I. Песни из сборника «АНТОШКА» 1. «Антошка»; 2. Планета детства; 3. «Жили у бабуси»; 4. Жучок; 5. Детство; 6. Друг; 7. Милая моя; 8. Берёза; 9. Давайте восклицать; 10. Как здорово!; 11. Настоящий друг; 12. Алые паруса. II. Народные мелодии: 1. Во саду ли, в огороде; 2. Я на горку шла; 3. Ах, вы сени; 4. Полянка; 5. Василёк; 6. Сорока-белобока; 7. Испанская мелодия; 8. Украинская песня; 9. Тень-тень. 24 III. Песни из репертуара группы «Кино» и Виктора Цоя: 1. Белый снег; 2. Звезда по имени Солнца; 3. Алюминевые огурцы; 4. Когда твоя девушка больна; 5. Кукушка; 6. Группа крови. IV. Песни из репертуара группы «Смысловые галюцинации»: 1. Кроме меня; 2. Розовые очки; 3. Мне осталось; 4. Поверить в одно; 5. Крошка; 6. Быть умней. V.Песни из репертуара Земфиры: 1. Ромашки; 2. Доказано; 3. Город; 4. Маечки; 5. Почему; 6. Лондон; 7. Синоптик; 8. Не отпускай; 9. До свидания; 25 10. Брызги; 11. Ариведерчи. Список литературы. 1. Агафошин Школа игры на шестиструнной гитаре; 2. Воспитание музыкой (из опыта работы) сост.Т.Е.Вендрова, И.В.Пигарева М., «Просвещение», 1991; 3. Газарян С., Рассказ о гитаре., Из-во «Детская литература», 2003; 4. Калинин В. Юный гитарист; 5. Кирьянов Школа игры на гитаре; 6. Козлов В. Маленькие тайны сеньориты-гитары; 7. Народная и эстрадная музыка в переложении для гитары, сость И.Болдырев; 8. Педагогический репертуар для гитары Вып.1-3, сост. В.Розанов; 9. Пьесы для 6-ти струнной гитары, Вып.1-4., сост. В.Мурзин; 10. Песни и танцы для мандолины и гитары., Вып.1-3., сост. В.Мурзин; Русский шансон., Вып. 1-11; 11. Садчиков М., Рандеву со звёздами., Редакционно-издат. Центр «КультИнформ-Пресс»., 1992; 12. Филипс М., Гитара для «Чайников»., Из-во «Диалектика»., М. 2005; 13. Хрестоматия шедевров популярной музыки., Вып. 1-6; 14. Программа для детских и вечерних ДШИ (спец. класс 6-струнной гитары), сост. Ларичев Г.А. 15. Я учусь играть на гитаре (+ песенное приложение), автор-сост. Иванова В.,М.: ООО «Из-во Лабиринт Пресс», 2003. 26 Сведения об авторе. Ф.И.О. Горбунов Андрей Гавриилович. Образование Высшее, Челябинская Академия искусств. Стаж работы 20 лет. Место работы МАОУ СОШ №32 с углублённым изучением отдельных предметов. 27 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)