1
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка.
Учебно-тематический план, содержание курса.
Методическое обеспечение.
Список литературы.
Сведения об авторе.
Приложение.
2
Пояснительная записка.
Дополнительное образование детей - это поисковое образование,
предоставляющее личности веер возможностей для выбора деятельности,
стимулирующее процессы личностного саморазвития.
В школе функции
дополнительного образования выполняет кружковая работа.
Работа педагога в школе направлена на усвоение детьми определённых
навыков работы в команде, на проявление и развитие их личностных качеств.
Ребята обретают уверенность в себе, открывают новые таланты, получают
навыки организационной работы.
Данная программа составлена на основе программ: «Специальный класс
шестиструнной гитары» (Программа для детских и вечерних музыкальных
школ) составитель Г.А.Ларичев, Москва 1982г.; «Класс ансамбля народных
инструментов» (Программа для ДМШ) составитель М.В.Евдокимов, Москва
1979г.
Музыкально-поэтическое творчество является составной частью
культурного наследия народа и уходит своими корнями в далёкое прошлое. С
давних времён человек стремился выразить себя в музыке и поэзии. Между
этими двумя направлениями существует неразрывная связь.
На протяжении всех времён музыка и поэзия сливались воедино и звучали в
народных напевах, балладах, песнях, романсах. Так сформировалось
народное искусство, называемое музыкально-поэтическим.
Необходимость
создания
подобной
программы
продиктована
социальными и педагогическими факторами. В частности, ростом
национального самосознания, усиления внимания
к сохранению и
возрождению культуры, народных традиций.
Цель программы:
развитие
музыкальных
способностей
инструментального исполнительства.
ребёнка
средствами
Практическая цель программы:
овладение навыками игры на гитаре, необходимых для разучивания и
исполнения музыкально-поэтических произведений. Разучивание и
исполнение несложных музыкальных и музыкально-песенных произведений.
Педагогическая цель:
3
создание оптимальных условий для формирования и развития
эмоционально-эстетического отношения к музыкально-поэтическому
наследию нашей страны через знакомство с различными направлениями в
музыкальном искусстве.
Задачи программы:
Обучающие:
Накопление музыкальной информации, её осмысление, формирование
музыкального вкуса;
Формирование интереса к занятиям на инструменте и различным видам
музыкально-творческой деятельности
Формирование и развитие начальных вокальных умений и навыков;
Формирование и развитие начальных умений и навыков игры на
гитаре.
Развивающие:
Развивать
способность воспринимать музыкально-поэтическое
искусство и в первую очередь, его специфику образного отражения
действительности;
Развивать музыкально-творческие
эстетическое восприятие;
способности,
эмоционально-
Развивать умение осознанно использовать музыкально-выразительные
средства для создания художественного образа конктретного
музыкально-художественного произведения;
Развивать умение выражать своё собственное отношение к искусству и
действительности в музыкальных и словесных образах;
Ориентировать детей на
практическое применение полученных
знаний, умений и навыков в дальнейшей жизни.
Воспитательные:
Воспитывать
духовно-нравственные
и
этические
чувства,
эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание,
уважительное отношение к историко-культурным традициям других
народов;
4
Воспитывать
позитивное
отношение
к
нравственным
общечеловеческим
ценностям,
обобщённым
в
музыкальнопоэтическом искусстве;
Воспитывать потребность постоянного самосовершенствования
нравственного и музыкально-художественного;
Воспитывать интерес и уважение к различным направлениям в
музыкальном искусстве;
Формировать и развивать коммуникативные навыки;
объективно оценивать результаты своего и чужого труда.
умение
Работа в кружке ведётся по направлениям: музыка как вид искусства;
творчество поэтов-песенников, бардов, известных рок-музыкантов;
элементарная теория музыки; формирование и развитие технических
навыков; разучивание музыкального материала; средства музыкальной
выразительности; подбор по слуху.
Реализация данной программы опирается на следующие методы
музыкального образования:
метод художественного, нравственно-эстетического познания
музыки;
проблемный;
частично-поисковый;
метод перспективы и ретроспективы (забегания вперёд и возвращение
назад);
метод содержательного анализа.
Данная программа предназначена для обучения детей и подростков
основным навыкам игры на гитаре и пению под гитару. Программа
рассчитана на детей любого возраста и уровня музыкального развития.
Программа предполагает обучение игре на гитаре в песенном жанре, с
основной ориентацией на схемное построение аккордов. Такой подход
позволяет сделать обучение более массовым и доступным. Преимуществом
данной программы является то, что она ориентирована на слуховое
восприятие музыкального материала, что способствует развитию у детей
музыкального слуха и вокальных данных.
5
Программа является комплексной и представляет собой серию
тематических занятий, которые выстроены по принципу «от простого к
сложному»,
давая возможность обучающимся постепенно овладеть
навыками игры на инструменте. Занятия могут идти последовательно друг за
другом или каждое может существовать самостоятельно. В зависимости от
индивидуальных способностей, обучающиеся могут освоить только часть
данной программы, этого будет достаточно для исполнения простейших
музыкальных произведений.
При
выборе
репертуара
педагог,
руководствуясь
собственным
вкусом и музыкальными предпочтениями детей, опирается на
собственный педагогический опыт, учитывающий степень музыкально исполнительского развития учеников, их достижения, недостатки и
пройденный репертуар.
Данная программа хорошо работает на последействие. Обучающиеся
способны применить полученные на занятиях знания и умения, участвуя в
проведении тематических дел в своём классе, на мероприятиях (праздники:
«День России», «Город мастеров» «День семьи, любви и верности»,).
Приобретённые знания, умения и навыки дети могут реализовать не только в
школе, но и во внешкольной деятельности.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Ожидаемым результатом обучения детей в кружке «Мир гитары» является
приобретение и развитие детьми комплекса следующих личностных
достижений, предметных и социокультурных компетенций.
Личностные результаты:
в ценностно-ориентационной сфере:
-воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему
многонационального народа России,
- развитие чувства ответственности и долга перед Родиной,
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира;
- принятие поликультурной картины современного мира;
6
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку.
- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в
соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда
на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение
ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в
современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих
возможностей;
- в трудовой сфере:
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении
творческих задач;
- готовность к осознанному выбору дальнейшего образовательного пути;
- формирование уважительного отношения к труду, наличие опыта
участия в социальном, творческом значимом труде.
в познавательной (когнитивной) сфере:
- развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
- формировать целостного мировоззрения, учитывающего социальнокультурное, духовное многообразие современного мира;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация
творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального)
музицирования;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со
сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе
музыкальных;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности,
участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез,
обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);
- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий,
понимание их успешности или причин неуспешности, умение
корректировать свои действия;
- развитие фантазии, воображения, музыкальной интуиции, памяти;
7
- формирование критического мышления, способности аргументировать
точку зрения по отношению к исполняемому художественному
произведению;
- выбор способов решения проблем творческого и поискового характера в
процессе восприятия, исполнения, оценки исполняемых художественных
произведений;
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении
практических, теоретических домашних заданий;
- умение воспринимать и анализировать концепцию художественного
образа исполняемого произведения, умение описать художественному
произведение, используя для этого специальную терминологию, дать
определение изученных понятий;
- умение планировать и оценивать собственные учебные действия
после выполнения творческого задания и корректировка своих действий;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в
процессе выполнения коллективной творческой работы;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения
различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую
деятельность, умение организовать место занятий;
- получение опыта восприятия и аргументированной оценки
произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации;
Коммуникативные УУД:
- получение опыта восприятия различных образцов искусства как основы
формирования коммуникативных умений;
- продуктивное взаимодействие со сверстниками в ансамбле при решении
различных музыкально-творческих задач;
- умение использовать методы социально-эстетической коммуникации,
осваивать диалоговые формы общения в ансамбле;
- участие в жизни микро- и макро- социума;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания;
- продуктивное сотрудничество (общение
и взаимодействие)
со
сверстниками при решении различных творческих задач;
- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в
современном мире, формирование мотивов к художественно-творческой
деятельности;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска
компромиссов, распределения функций и ролей;
- умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения,
другой культуре другому восприятию мира;
8
- использование средств информационных технологий для решения
различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного
художественного материала, выполнение творческих проектов;
Познавательные УУД:
- формирование умения осуществлять информационную, познавательную
и практическую деятельность с использованием различных средств
информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях,
обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы,
мультимедийные презентации и т.д.).
- формирование умения познавать мир через аудиальный или визуальный
художественный образ, понимать место и роль музыкального искусства в
жизни человека и общества;
- наблюдение за различными явлениями жизни, природы, искусства,
понимание их специфики и эстетического многообразия;
- овладение первоначальной способностью к реализации собственных
творческих замыслов через понимание цели и выбор способа ее
достижения;
- готовность и способность к концертной деятельности, выполнения
творческого задания;
- овладение способностью к реализации собственных творческих
замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем
поискового характера;
- применение знаково-символических и речевых средств для решения
коммуникативных и познавательных задач;
- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном,
культурном, природном и художественном разнообразии;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е.
умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к
достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;
- формирование активного отношения к традициям культуры как
смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего
способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности, в
различных учебных и жизненных ситуациях;
-умение эстетически относиться к любому виду деятельности;
- развитие художественно-образного, эстетического типа мышления;
- развитие художественно – образного мышления как неотъемлемой части
целостного мышления человека;
- формирование способности к целостному восприятию мира;
-соблюдение норм и правил культуры труда
9
- соблюдение норм и правил безопасности в познавательно-творческой
деятельности.
Предметные результаты:
Основными видами деятельности детей в кружке являются: слушание
музыки, пение, инструментальное музицирование, концертная деятельность.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы: участие в проведении тематических дел и целых дней в своём
классе и во внеурочной деятельности.
По окончании курса кружка гитары обучающиеся младшей группы
должны знать:
1. Основы музыкальной грамоты (простейшие ритмические рисунки,
элементарное представление о высоте звуков, понятие «звукоряд»);
2. Общие сведения о разновидностях музыкальных инструментов;
3. Историю возникновения и развития песенного творчества;
4. Основные направления в песенном жанре: эстрадные песни, песни для
детей;
5. Требования безопасности труда.
По окончании курса кружка гитары обучающиеся младшей группы
должны уметь:
1. Организовать свой труд на рабочем месте;
2. Соблюдать правила техники безопасности;
3. Правильно сидеть и держать инструмент;
4. Правильно извлекать звук, созвучие, аккорд;
5. Ориентироваться
аккордов;
в
буквенно-схематичном
6. Исполнить на инструменте
аккомпанементом.
(и
спеть)
обозначении
1-2
песни
с
простых
простым
По окончании курса дети средней группы должны знать:
10
1. Особенности разновидностей музыкальных инструментов;
2. Основы музыкальной грамоты (простейшие ритмические рисунки,
элементарное представление о высоте звуков, понятие «звукоряд»,
нотная запись мелодии, мелодия и аккомпанемент);
3. Историю возникновения и развития гитары;
4. Требования безопасности труда;
5. Основные сведения об известных бардах: Б.Окуджава, Ю.Визбор,
В.Высоцкий (по выбору);
6. Основные направления в песенном жанре: эстрадные песни, песни для
детей, рок.
По окончании курса дети средней группы должны уметь:
1. Организовать свой труд на рабочем месте;
2. Соблюдать правила техники безопасности;
3. Ориентироваться в буквенно-схематичном обозначении несложных
аккордов;
4. Исполнить на инструменте (и спеть) 1-2 песни с аккомпанементом;
5. Правильно извлекать аккорд, переходы с аккорда на аккорд.
По окончании курса старшие дети должны знать:
1. Особенности разновидностей музыкальных инструментов;
2. Основы музыкальной грамоты (различные ритмические рисунки,
высота звуков, нотная запись мелодии, мелодия и аккомпанемент);
3. Историю возникновения и развития гитары;
4. Требования безопасности труда;
5. Основные сведения об известных бардах: Б.Окуджава, Ю.Визбор,
В.Высоцкий, А.Городницкий;
6. Основные сведения о творчестве поэтов-песенников: Е.Евтушенко,
Р.Рождественский, А.Вознесенский.
11
7. Основные различия музыкальных стилей.
По окончании курса старшие дети должны уметь:
1. Организовать свой труд на рабочем месте;
2. Соблюдать правила техники безопасности;
3. Правильно извлекать аккорды, переход с аккорда на аккорд;
4. Ориентироваться в буквенно-схематичном обозначении аккордов;
5. Исполнять различные виды аккомпанемента;
6. Исполнить на инструменте
аккомпанементом.
(и
спеть)
1-2
песни
с
простым
Участники программы: дети (возраст 7 – 15 лет).
Форма обучения – коллективное занятие детей (поотрядно), индивидуальное
занятие (обучение игре на гитаре), тематические беседы, прослушивание
аудио и видео записей.
Программа курса рассчитана:
3 группа: 7-9 лет–36 часов (20ч. коллективн. занятий + 16 ч. индивид.
занятий) за год;
2 группа: 10-12лет – 36 часов (18ч. коллективн. занятий + 18ч. индивид.
занятий) за год;
1 группа: 13-15 лет – 36 часов (15ч. коллективн. занятий +21ч. индивид.
занятий) за год.
Срок реализации образовательной программы - 1 год
12
Учебно-тематический план, содержание курса.
1 группа (13-15 лет)
№
п/п.
Название темы.
Кол-во
час. всего
Теория Практика
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ – 15 часов.
1.
История
возникновения
музыкальных инструментов.
2.
История
творчества.
и
развития
1
1
-
песенного
1
1
-
3.
Творчество бардов: Б.Окуджава, Ю.Визбор,
В.Высоцкий, А.Городницкий и др.
4
3
4.
Творчество поэтов-песенников.
4
3
1
5.
Рок-музыка и рок-музыканты.
5
4
1
возникновения
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ – 21 час.
6.
Формирование и развитие игрового аппарата.
3
1
2
7.
Элементарная теория музыки.
2
1
1
8.
Буквенно-схематичное обозначение аккордов.
2
2
-
9.
Разучивание пьес.
6
2
4
10.
Развитие навыков аккомпанемента.
3
1
2
11.
Развитие вокальных навыков.
2
1
1
12.
Подготовка к концертной деятельности.
3
1
2
36
21
15
Всего:
13
Содержание.
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ.
1.История возникновения и развития музыкальных инструментов.
Знакомство с детьми.
Знакомство с видами, классификацией музыкальных
инструментов. Обзорная беседа о гитаре. История развития инструмента, её
устройство, виды гитар. Звучание инструментов.
2.История возникновения песенного творчества.
Возникновение и развитие песни. Песня как разновидность народного творчества.
Народная песня, песенное творчество разных народов. Песня «а капелло», песня и
песенный аккомпанемент.
3.Творчество бардов: Б.Окуджава, Ю.Визбор, В.Высоцкий, А.Городницкий и др.
Бардовское направление в музыке. Основные сведения об известных бардах:
Окуджаве, Визборе, Высоцком, Городницком, Киме, Галиче, Никитиных, Митяеве,
Иващенко и Васильев (по выбору). Слушание песен в оригинале и в исполнении
педагога. Прослушивание детей. Обсуждение, анализ услышанного.
4.Творчество поэтов-песенников.
Основные сведения, интересные факты из биографии поэтов-песенников:
Р.Рождественском, Е.Евтушенко, А.Вознесенском (по выбору). Слушание песен на
стихи этих поэтов в исполнении известных артистов, педагога, детей «Прометея».
Обсуждение, анализ.
5.Рок-музыка и рок-музыканты.
Направление в музыке – рок. Основные сведения, интересные факты из биографии
известных рок-музыкантов: В.Цое, Б.Гребенщикове и др. (по выбору). Слушание
песен этих музыкантов. Обсуждение, анализ.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ.
1.Формирование и развитие игрового аппарата.
Посадка гитариста. Постановка обеих рук, извлечение звука. Правила взятия
аккордов на гитаре. Отработка приёмов игры: «арпеджио», «легато», игра пальцами,
14
боем. Аккорды с применением приёма «Баррэ». Принципы применения данного
приёма. Варианты аппликатуры, правила перехода с аккорда на аккорд.
Использование «кападастра». Материал закрепляется разучиванием данных
аккордов и обыгрыванием песен и мелодий с данными аккордами. Дополнительные
приёмы игры на гитаре: «глиссандо», «легато», «вибрато», «флажолеты»,»
мелизмы». Упражнения с проведением элементов мелодии в аккорде.
2.Элементарная теория музыки.
Основы музыкальной теории, необходимые для начального освоения гитары.
Длительности, паузы. Мелодия и аккомпанемент. Нотная запись мелодии. Запись
аккордов, способы их построения. Музыкальный интервал, их построение,
построение мажорных и минорных трезвучий, септаккордов. Построение интервалов
и аккордов. Построение септаккордов, нонаккордов, увеличенных и уменьшённых
аккордов.
3. Буквенно-схематичное обозначение аккордов.
Чтение схем основных аккордов, нахождение их на грифе. Простые аккорды.
Практические занятия. Аккорды с приёмом «Баррэ». Работа по подбору аккордов
самостоятельно. Закрепление всех приобретённых знаний и умений.
4.Разучивание пьес.
Популярные детские песни. Индивидуальный подбор репертуара. Разучивание
песен. Правильный выбор тональности с учётом оптимального использования
диапазона голоса. Более сложные приёмы аккомпанемента. Самостоятельный
подбор аккордов для известных мелодий и песен. Исполнение аккомпанемента песен
с дополнительными приёмами игры. Практические занятия.
5.Развитие навыков аккомпанемента.
Освоение более сложных приёмов аккомпанемента. Исполнение аккомпанемента
песен с дополнительными приёмами игры. Продолжение работы по подбору
аккордов самостоятельно. Совершенствование всех приобретённых умений и
навыков.
6. Развитие вокальных навыков.
Работа над навыками пения. Дыхание, чистота и высота звука, подача голоса,
дикция. При более профессиональном подходе, при достаточных способностях
обучающихся нужно обратить внимание на правильную подачу голоса,
15
необходимость распевания с целью расширения диапазона голоса.
7. Подготовка к концертной деятельности.
Анализ проведённой работы, поиск ошибок, их анализ, выбор правильного варианта.
Сценическое поведение музыканта-исполнителя. Подготовка и выступление на
концертах.
16
Учебно-тематический план.
2 группа (10-12 лет)
№
п/п.
Название темы.
Кол-во
час. всего
Теория Практика
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ – 18 часов
1.
История
возникновения
музыкальных инструментов.
2.
История
творчества.
и
развития
1
1
-
песенного
1
1
-
3.
Творчество бардов: Б.Окуджава, Ю.Визбор,
В.Высоцкий.
2
2
-
4.
Творчество поэтов-песенников.
2
2
-
5.
Различные стили песен.
2
1
1
6.
Детское песенное творчество.
10
2
8
возникновения
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ – 18 часов
7.
Формирование и развитие игрового аппарата.
2
1
1
8.
Элементарная теория музыки.
2
1
1
9.
Буквенно-схематичное обозначение аккордов.
1
1
-
10.
Разучивание пьес.
5
1
4
11.
Развитие навыков аккомпанемента.
3
1
2
12.
Развитие вокальных навыков.
2
1
1
13.
Подготовка к концертной деятельности.
3
1
2
36
16
20
Всего:
17
Содержание.
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ.
1.История возникновения и развития музыкальных инструментов.
Знакомство с детьми. Разновидности музыкальных инструментов. Знакомство с
видами, классификацией музыкальных инструментов. Обзорная беседа о гитаре.
История развития инструмента, её устройство, виды гитар. Звучание инструментов.
2.История возникновения песенного творчества.
Возникновение и развитие песни. Песня как разновидность народного творчества.
Народная песня, песенное творчество разных народов. Песня «а капелло», песня и
песенный аккомпанемент.
3.Творчество бардов: Б.Окуджава, Ю.Визбор, В.Высоцкий (по выбору).
Бардовское направление в музыке. Основные сведения об известных бардах:
Окуджаве, Визборе, Высоцком, Митяеве, Иващенко и Васильев (по выбору).
Слушание песен в оригинале и в исполнении педагога. Прослушивание детей,
выявление их музыкальных данных. Обсуждение, анализ.
4.Творчество поэтов-песенников.
Основные сведения, интересные факты из биографии поэтов-песенников:
Р.Рождественском, Е.Евтушенко, А.Вознесенском (по выбору). Слушание песен на
стихи этих поэтов в исполнении известных артистов, педагога, детей «Прометея».
Обсуждение, анализ.
5.Различные стили песен.
Направления в песенном жанре. Эстрадные, популярные песни. Рок. Основные
сведения, интересные факты из биографии известных рок-музыкантов: В.Цой.
Слушание песен этих музыкантов. Обсуждение, анализ.
6.Детское песенное творчество.
Песни, написанные для детей, о детях, детьми. Разучивание песен. Исполнение этих
песен педагогом, детьми. Использование детских шумовых инструментов в качестве
аккомпанемента.
18
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ.
1.Формирование и развитие игрового аппарата.
Посадка гитариста. Постановка обеих рук, извлечение звука. Правила взятия
аккордов на гитаре. Отработка приёмов игры: «арпеджио», «легато», игра пальцами,
боем. Варианты аппликатуры, правила перехода с аккорда на аккорд. Использование
«кападастра». Материал закрепляется разучиванием данных аккордов и
обыгрыванием песен и мелодий с данными аккордами.
2.Элементарная теория музыки.
Основы музыкальной теории, необходимые для начального освоения гитары.
Длительности, паузы. Мелодия и аккомпанемент. Нотная запись мелодии. Запись
аккордов, способы их построения. Музыкальный интервал, их построение,
построение мажорных и минорных трезвучий, септаккордов. Построение интервалов
и аккордов. Построение септаккордов, нонаккордов, увеличенных и уменьшённых
аккордов.
3. Буквенно-схематичное обозначение аккордов.
Чтение схем основных аккордов, нахождение их на грифе. Простые аккорды.
Практические занятия. Работа по подбору аккордов самостоятельно. Закрепление
всех приобретённых знаний и умений.
4.Разучивание пьес.
Популярные детские песни. Разучивание песен «Прометея». Индивидуальный
подбор репертуара. Разучивание песен. Правильный выбор тональности с учётом
оптимального использования диапазона голоса. Более сложные приёмы
аккомпанемента. Самостоятельный подбор аккордов для известных мелодий и
песен. Исполнение аккомпанемента песен с дополнительными приёмами игры.
Практические занятия.
5.Развитие навыков аккомпанемента.
Освоение более сложных приёмов аккомпанемента. Исполнение аккомпанемента
песен с дополнительными приёмами игры. Продолжение работы по подбору
аккордов самостоятельно. Совершенствование всех приобретённых умений и
навыков.
6. Развитие вокальных навыков.
19
Работа над навыками пения. Дыхание, чистота и высота звука, подача голоса,
дикция. При более профессиональном подходе, при достаточных способностях
обучающихся нужно обратить внимание на правильную подачу голоса,
необходимость распевания с целью расширения диапазона голоса.
7. Подготовка к концертной деятельности.
Анализ проведённой работы, поиск ошибок, их анализ, выбор правильного варианта.
Сценическое поведение музыканта-исполнителя. Подготовка и выступление на
концертах.
20
Учебно-тематический план .
3 группа (7-9 лет)
№
п/п.
Название темы.
Кол-во
час. всего
Теория Практика
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ – 20 часов
1.
История
возникновения
музыкальных инструментов.
2.
История
творчества.
развития
2
2
-
песенного
2
2
-
3.
Творчество поэтов-песенников.
2
2
-
4.
Различные стили песен.
4
3
1
5.
Детское песенное творчество.
10
2
8
возникновения
и
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ – 16 часов
6.
Формирование и развитие игрового аппарата.
2
1
1
7.
Элементарная теория музыки.
1
0,5
0,5
8.
Буквенно-схематичное обозначение аккордов.
2
2
-
9.
Разучивание пьес.
3
1
2
10.
Развитие вокальных навыков.
2
1
1
11.
Подготовка к концертной деятельности.
6
2
4
36
18,5
17,5
Всего:
21
Содержание.
1.История возникновения и развития музыкальных инструментов.
Знакомство с детьми. Разновидности музыкальных инструментов. Знакомство с
видами, классификацией музыкальных инструментов. Обзорная беседа о гитаре.
История развития инструмента, её устройство, виды гитар. Звучание инструментов.
2.История возникновения песенного творчества.
Возникновение и развитие песни. Песня как разновидность народного творчества.
Народная песня, песенное творчество разных народов. Песня «а капелло», песня и
песенный аккомпанемент.
3.Творчество поэтов-песенников.
Основные сведения, интересные факты из биографии поэтов-песенников:
Р.Рождественском, Е.Евтушенко, А.Вознесенском (по выбору). Слушание песен на
стихи этих поэтов в исполнении известных артистов, педагога, детей «Прометея».
Обсуждение, анализ.
4.Различные стили песен.
Направления в песенном жанре. Эстрадные, популярные песни. Слушание песен.
Обсуждение, анализ.
5.Детское песенное творчество.
Песни, написанные для детей, о детях, детьми. Разучивание песен. Исполнение этих
песен педагогом, детьми. Использование детских шумовых инструментов в качестве
аккомпанемента.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ.
1.Формирование и развитие игрового аппарата.
Посадка гитариста. Постановка обеих рук, извлечение звука. Правила взятия
аккордов на гитаре. Отработка приёмов игры: арпеджио, легато, игра пальцами и
боем. Варианты аппликатуры. Закрепление пройденного материала.
2.Элементарная теория музыки.
Основы музыкальной теории, необходимые для начального освоения гитары.
22
Длительности, паузы. Мелодия и аккомпанемент. Нотная запись мелодии.
Построение интервалов и аккордов.
3. Буквенно-схематичное обозначение аккордов.
Чтение схем основных аккордов, нахождение их на грифе. Простые аккорды.
Практические занятия. Закрепление всех приобретённых знаний и умений.
4.Разучивание пьес.
Популярные детские песни. Разучивание песен «Прометея». Индивидуальный
подбор репертуара. Разучивание песен. Правильный выбор тональности с учётом
оптимального использования диапазона голоса. Более сложные приёмы
аккомпанемента. Самостоятельный подбор аккордов для известных мелодий и
песен. Исполнение аккомпанемента песен с дополнительными приёмами игры.
Практические занятия.
5. Развитие вокальных навыков.
Работа над начальными навыками пения. Дыхание, чистота и высота звука, подача
голоса, дикция. При более профессиональном подходе, при достаточных
способностях обучающихся нужно обратить внимание на правильную подачу
голоса, необходимость распевания с целью расширения диапазона голоса.
6. Подготовка к концертной деятельности.
Анализ проведённой работы, поиск ошибок, их анализ, выбор правильного варианта.
Сценическое поведение музыканта-исполнителя. Подготовка и выступление на
концертах.
23
Примерный репертуарный список.
I. Песни из сборника «АНТОШКА»
1. «Антошка»;
2. Планета детства;
3. «Жили у бабуси»;
4. Жучок;
5. Детство;
6. Друг;
7. Милая моя;
8. Берёза;
9. Давайте восклицать;
10. Как здорово!;
11. Настоящий друг;
12. Алые паруса.
II. Народные мелодии:
1. Во саду ли, в огороде;
2. Я на горку шла;
3. Ах, вы сени;
4. Полянка;
5. Василёк;
6. Сорока-белобока;
7. Испанская мелодия;
8. Украинская песня;
9. Тень-тень.
24
III.
Песни из репертуара группы «Кино» и Виктора Цоя:
1. Белый снег;
2. Звезда по имени Солнца;
3. Алюминевые огурцы;
4. Когда твоя девушка больна;
5. Кукушка;
6. Группа крови.
IV. Песни из репертуара группы «Смысловые галюцинации»:
1. Кроме меня;
2. Розовые очки;
3. Мне осталось;
4. Поверить в одно;
5. Крошка;
6. Быть умней.
V.Песни из репертуара Земфиры:
1. Ромашки;
2. Доказано;
3. Город;
4. Маечки;
5. Почему;
6. Лондон;
7. Синоптик;
8. Не отпускай;
9. До свидания;
25
10. Брызги;
11. Ариведерчи.
Список литературы.
1. Агафошин Школа игры на шестиструнной гитаре;
2. Воспитание
музыкой
(из
опыта
работы)
сост.Т.Е.Вендрова,
И.В.Пигарева М., «Просвещение», 1991;
3. Газарян С., Рассказ о гитаре., Из-во «Детская литература», 2003;
4. Калинин В. Юный гитарист;
5. Кирьянов Школа игры на гитаре;
6. Козлов В. Маленькие тайны сеньориты-гитары;
7. Народная и эстрадная музыка в переложении для гитары, сость
И.Болдырев;
8. Педагогический репертуар для гитары Вып.1-3, сост. В.Розанов;
9. Пьесы для 6-ти струнной гитары, Вып.1-4., сост. В.Мурзин;
10. Песни и танцы для мандолины и гитары., Вып.1-3., сост. В.Мурзин;
Русский шансон., Вып. 1-11;
11. Садчиков М., Рандеву со звёздами., Редакционно-издат. Центр «КультИнформ-Пресс»., 1992;
12. Филипс М., Гитара для «Чайников»., Из-во «Диалектика»., М. 2005;
13. Хрестоматия шедевров популярной музыки., Вып. 1-6;
14. Программа для детских и вечерних ДШИ (спец. класс 6-струнной
гитары), сост. Ларичев Г.А.
15. Я учусь играть на гитаре (+ песенное приложение), автор-сост. Иванова
В.,М.: ООО «Из-во Лабиринт Пресс», 2003.
26
Сведения об авторе.
Ф.И.О.
Горбунов Андрей Гавриилович.
Образование
Высшее, Челябинская Академия искусств.
Стаж работы
20 лет.
Место работы
МАОУ СОШ №32 с углублённым изучением отдельных
предметов.
27
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)