Программа внеурочной деятельности МИР ГИТАРЫ

1

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка.
Учебно-тематический план, содержание курса.
Методическое обеспечение.
Список литературы.
Сведения об авторе.
Приложение.

2

Пояснительная записка.
Дополнительное образование детей - это поисковое образование,
предоставляющее личности веер возможностей для выбора деятельности,
стимулирующее процессы личностного саморазвития.
В школе функции
дополнительного образования выполняет кружковая работа.
Работа педагога в школе направлена на усвоение детьми определённых
навыков работы в команде, на проявление и развитие их личностных качеств.
Ребята обретают уверенность в себе, открывают новые таланты, получают
навыки организационной работы.
Данная программа составлена на основе программ: «Специальный класс
шестиструнной гитары» (Программа для детских и вечерних музыкальных
школ) составитель Г.А.Ларичев, Москва 1982г.; «Класс ансамбля народных
инструментов» (Программа для ДМШ) составитель М.В.Евдокимов, Москва
1979г.
Музыкально-поэтическое творчество является составной частью
культурного наследия народа и уходит своими корнями в далёкое прошлое. С
давних времён человек стремился выразить себя в музыке и поэзии. Между
этими двумя направлениями существует неразрывная связь.
На протяжении всех времён музыка и поэзия сливались воедино и звучали в
народных напевах, балладах, песнях, романсах. Так сформировалось
народное искусство, называемое музыкально-поэтическим.
Необходимость
создания
подобной
программы
продиктована
социальными и педагогическими факторами. В частности, ростом
национального самосознания, усиления внимания
к сохранению и
возрождению культуры, народных традиций.
Цель программы:
развитие
музыкальных
способностей
инструментального исполнительства.

ребёнка

средствами

Практическая цель программы:
овладение навыками игры на гитаре, необходимых для разучивания и
исполнения музыкально-поэтических произведений. Разучивание и
исполнение несложных музыкальных и музыкально-песенных произведений.
Педагогическая цель:
3

создание оптимальных условий для формирования и развития
эмоционально-эстетического отношения к музыкально-поэтическому
наследию нашей страны через знакомство с различными направлениями в
музыкальном искусстве.
Задачи программы:
Обучающие:
 Накопление музыкальной информации, её осмысление, формирование
музыкального вкуса;
 Формирование интереса к занятиям на инструменте и различным видам
музыкально-творческой деятельности
 Формирование и развитие начальных вокальных умений и навыков;
 Формирование и развитие начальных умений и навыков игры на
гитаре.
Развивающие:
 Развивать
способность воспринимать музыкально-поэтическое
искусство и в первую очередь, его специфику образного отражения
действительности;
 Развивать музыкально-творческие
эстетическое восприятие;

способности,

эмоционально-

 Развивать умение осознанно использовать музыкально-выразительные
средства для создания художественного образа конктретного
музыкально-художественного произведения;
 Развивать умение выражать своё собственное отношение к искусству и
действительности в музыкальных и словесных образах;
 Ориентировать детей на
практическое применение полученных
знаний, умений и навыков в дальнейшей жизни.
Воспитательные:
 Воспитывать
духовно-нравственные
и
этические
чувства,
эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание,
уважительное отношение к историко-культурным традициям других
народов;
4

 Воспитывать
позитивное
отношение
к
нравственным
общечеловеческим
ценностям,
обобщённым
в
музыкальнопоэтическом искусстве;
 Воспитывать потребность постоянного самосовершенствования
нравственного и музыкально-художественного;
 Воспитывать интерес и уважение к различным направлениям в
музыкальном искусстве;
 Формировать и развивать коммуникативные навыки;
объективно оценивать результаты своего и чужого труда.

умение

Работа в кружке ведётся по направлениям: музыка как вид искусства;
творчество поэтов-песенников, бардов, известных рок-музыкантов;
элементарная теория музыки; формирование и развитие технических
навыков; разучивание музыкального материала; средства музыкальной
выразительности; подбор по слуху.
Реализация данной программы опирается на следующие методы
музыкального образования:
 метод художественного, нравственно-эстетического познания
музыки;
 проблемный;
 частично-поисковый;
 метод перспективы и ретроспективы (забегания вперёд и возвращение
назад);
 метод содержательного анализа.
Данная программа предназначена для обучения детей и подростков
основным навыкам игры на гитаре и пению под гитару. Программа
рассчитана на детей любого возраста и уровня музыкального развития.
Программа предполагает обучение игре на гитаре в песенном жанре, с
основной ориентацией на схемное построение аккордов. Такой подход
позволяет сделать обучение более массовым и доступным. Преимуществом
данной программы является то, что она ориентирована на слуховое
восприятие музыкального материала, что способствует развитию у детей
музыкального слуха и вокальных данных.
5

Программа является комплексной и представляет собой серию
тематических занятий, которые выстроены по принципу «от простого к
сложному»,
давая возможность обучающимся постепенно овладеть
навыками игры на инструменте. Занятия могут идти последовательно друг за
другом или каждое может существовать самостоятельно. В зависимости от
индивидуальных способностей, обучающиеся могут освоить только часть
данной программы, этого будет достаточно для исполнения простейших
музыкальных произведений.
При
выборе
репертуара
педагог,
руководствуясь
собственным
вкусом и музыкальными предпочтениями детей, опирается на
собственный педагогический опыт, учитывающий степень музыкально исполнительского развития учеников, их достижения, недостатки и
пройденный репертуар.
Данная программа хорошо работает на последействие. Обучающиеся
способны применить полученные на занятиях знания и умения, участвуя в
проведении тематических дел в своём классе, на мероприятиях (праздники:
«День России», «Город мастеров» «День семьи, любви и верности»,).
Приобретённые знания, умения и навыки дети могут реализовать не только в
школе, но и во внешкольной деятельности.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Ожидаемым результатом обучения детей в кружке «Мир гитары» является
приобретение и развитие детьми комплекса следующих личностных
достижений, предметных и социокультурных компетенций.
Личностные результаты:
в ценностно-ориентационной сфере:
-воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему
многонационального народа России,
- развитие чувства ответственности и долга перед Родиной,
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира;
- принятие поликультурной картины современного мира;
6

- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку.
- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в
соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда
на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение
ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в
современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих
возможностей;
- в трудовой сфере:
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении
творческих задач;
- готовность к осознанному выбору дальнейшего образовательного пути;
- формирование уважительного отношения к труду, наличие опыта
участия в социальном, творческом значимом труде.
в познавательной (когнитивной) сфере:
- развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
- формировать целостного мировоззрения, учитывающего социальнокультурное, духовное многообразие современного мира;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация
творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального)
музицирования;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со
сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе
музыкальных;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности,
участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез,
обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);
- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий,
понимание их успешности или причин неуспешности, умение
корректировать свои действия;
- развитие фантазии, воображения, музыкальной интуиции, памяти;
7

- формирование критического мышления, способности аргументировать
точку зрения по отношению к исполняемому художественному
произведению;
- выбор способов решения проблем творческого и поискового характера в
процессе восприятия, исполнения, оценки исполняемых художественных
произведений;
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении
практических, теоретических домашних заданий;
- умение воспринимать и анализировать концепцию художественного
образа исполняемого произведения, умение описать художественному
произведение, используя для этого специальную терминологию, дать
определение изученных понятий;
- умение планировать и оценивать собственные учебные действия
после выполнения творческого задания и корректировка своих действий;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в
процессе выполнения коллективной творческой работы;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения
различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую
деятельность, умение организовать место занятий;
- получение опыта восприятия и аргументированной оценки
произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации;
Коммуникативные УУД:
- получение опыта восприятия различных образцов искусства как основы
формирования коммуникативных умений;
- продуктивное взаимодействие со сверстниками в ансамбле при решении
различных музыкально-творческих задач;
- умение использовать методы социально-эстетической коммуникации,
осваивать диалоговые формы общения в ансамбле;
- участие в жизни микро- и макро- социума;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания;
- продуктивное сотрудничество (общение
и взаимодействие)
со
сверстниками при решении различных творческих задач;
- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в
современном мире, формирование мотивов к художественно-творческой
деятельности;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска
компромиссов, распределения функций и ролей;
- умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения,
другой культуре другому восприятию мира;
8

- использование средств информационных технологий для решения
различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного
художественного материала, выполнение творческих проектов;
Познавательные УУД:
- формирование умения осуществлять информационную, познавательную
и практическую деятельность с использованием различных средств
информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях,
обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы,
мультимедийные презентации и т.д.).
- формирование умения познавать мир через аудиальный или визуальный
художественный образ, понимать место и роль музыкального искусства в
жизни человека и общества;
- наблюдение за различными явлениями жизни, природы, искусства,
понимание их специфики и эстетического многообразия;
- овладение первоначальной способностью к реализации собственных
творческих замыслов через понимание цели и выбор способа ее
достижения;
- готовность и способность к концертной деятельности, выполнения
творческого задания;
- овладение способностью к реализации собственных творческих
замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем
поискового характера;
- применение знаково-символических и речевых средств для решения
коммуникативных и познавательных задач;
- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном,
культурном, природном и художественном разнообразии;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е.
умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к
достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;
- формирование активного отношения к традициям культуры как
смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего
способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности, в
различных учебных и жизненных ситуациях;
-умение эстетически относиться к любому виду деятельности;
- развитие художественно-образного, эстетического типа мышления;
- развитие художественно – образного мышления как неотъемлемой части
целостного мышления человека;
- формирование способности к целостному восприятию мира;
-соблюдение норм и правил культуры труда
9

- соблюдение норм и правил безопасности в познавательно-творческой
деятельности.
Предметные результаты:
Основными видами деятельности детей в кружке являются: слушание
музыки, пение, инструментальное музицирование, концертная деятельность.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы: участие в проведении тематических дел и целых дней в своём
классе и во внеурочной деятельности.
По окончании курса кружка гитары обучающиеся младшей группы
должны знать:
1. Основы музыкальной грамоты (простейшие ритмические рисунки,
элементарное представление о высоте звуков, понятие «звукоряд»);
2. Общие сведения о разновидностях музыкальных инструментов;
3. Историю возникновения и развития песенного творчества;
4. Основные направления в песенном жанре: эстрадные песни, песни для
детей;
5. Требования безопасности труда.
По окончании курса кружка гитары обучающиеся младшей группы
должны уметь:
1. Организовать свой труд на рабочем месте;
2. Соблюдать правила техники безопасности;
3. Правильно сидеть и держать инструмент;
4. Правильно извлекать звук, созвучие, аккорд;
5. Ориентироваться
аккордов;

в

буквенно-схематичном

6. Исполнить на инструменте
аккомпанементом.

(и

спеть)

обозначении

1-2

песни

с

простых
простым

По окончании курса дети средней группы должны знать:
10

1. Особенности разновидностей музыкальных инструментов;
2. Основы музыкальной грамоты (простейшие ритмические рисунки,
элементарное представление о высоте звуков, понятие «звукоряд»,
нотная запись мелодии, мелодия и аккомпанемент);
3. Историю возникновения и развития гитары;
4. Требования безопасности труда;
5. Основные сведения об известных бардах: Б.Окуджава, Ю.Визбор,
В.Высоцкий (по выбору);
6. Основные направления в песенном жанре: эстрадные песни, песни для
детей, рок.
По окончании курса дети средней группы должны уметь:
1. Организовать свой труд на рабочем месте;
2. Соблюдать правила техники безопасности;
3. Ориентироваться в буквенно-схематичном обозначении несложных
аккордов;
4. Исполнить на инструменте (и спеть) 1-2 песни с аккомпанементом;
5. Правильно извлекать аккорд, переходы с аккорда на аккорд.
По окончании курса старшие дети должны знать:
1. Особенности разновидностей музыкальных инструментов;
2. Основы музыкальной грамоты (различные ритмические рисунки,
высота звуков, нотная запись мелодии, мелодия и аккомпанемент);
3. Историю возникновения и развития гитары;
4. Требования безопасности труда;
5. Основные сведения об известных бардах: Б.Окуджава, Ю.Визбор,
В.Высоцкий, А.Городницкий;
6. Основные сведения о творчестве поэтов-песенников: Е.Евтушенко,
Р.Рождественский, А.Вознесенский.
11

7. Основные различия музыкальных стилей.
По окончании курса старшие дети должны уметь:
1. Организовать свой труд на рабочем месте;
2. Соблюдать правила техники безопасности;
3. Правильно извлекать аккорды, переход с аккорда на аккорд;
4. Ориентироваться в буквенно-схематичном обозначении аккордов;
5. Исполнять различные виды аккомпанемента;
6. Исполнить на инструменте
аккомпанементом.

(и

спеть)

1-2

песни

с

простым

Участники программы: дети (возраст 7 – 15 лет).
Форма обучения – коллективное занятие детей (поотрядно), индивидуальное
занятие (обучение игре на гитаре), тематические беседы, прослушивание
аудио и видео записей.
Программа курса рассчитана:
3 группа: 7-9 лет–36 часов (20ч. коллективн. занятий + 16 ч. индивид.
занятий) за год;
2 группа: 10-12лет – 36 часов (18ч. коллективн. занятий + 18ч. индивид.
занятий) за год;
1 группа: 13-15 лет – 36 часов (15ч. коллективн. занятий +21ч. индивид.
занятий) за год.
Срок реализации образовательной программы - 1 год

12

Учебно-тематический план, содержание курса.
1 группа (13-15 лет)

№
п/п.

Название темы.

Кол-во
час. всего

Теория Практика

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ – 15 часов.
1.

История
возникновения
музыкальных инструментов.

2.

История
творчества.

и

развития

1

1

-

песенного

1

1

-

3.

Творчество бардов: Б.Окуджава, Ю.Визбор,
В.Высоцкий, А.Городницкий и др.

4

3

4.

Творчество поэтов-песенников.

4

3

1

5.

Рок-музыка и рок-музыканты.

5

4

1

возникновения

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ – 21 час.
6.

Формирование и развитие игрового аппарата.

3

1

2

7.

Элементарная теория музыки.

2

1

1

8.

Буквенно-схематичное обозначение аккордов.

2

2

-

9.

Разучивание пьес.

6

2

4

10.

Развитие навыков аккомпанемента.

3

1

2

11.

Развитие вокальных навыков.

2

1

1

12.

Подготовка к концертной деятельности.

3

1

2

36

21

15

Всего:

13

Содержание.
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ.

1.История возникновения и развития музыкальных инструментов.
Знакомство с детьми.
Знакомство с видами, классификацией музыкальных
инструментов. Обзорная беседа о гитаре. История развития инструмента, её
устройство, виды гитар. Звучание инструментов.
2.История возникновения песенного творчества.
Возникновение и развитие песни. Песня как разновидность народного творчества.
Народная песня, песенное творчество разных народов. Песня «а капелло», песня и
песенный аккомпанемент.
3.Творчество бардов: Б.Окуджава, Ю.Визбор, В.Высоцкий, А.Городницкий и др.
Бардовское направление в музыке. Основные сведения об известных бардах:
Окуджаве, Визборе, Высоцком, Городницком, Киме, Галиче, Никитиных, Митяеве,
Иващенко и Васильев (по выбору). Слушание песен в оригинале и в исполнении
педагога. Прослушивание детей. Обсуждение, анализ услышанного.
4.Творчество поэтов-песенников.
Основные сведения, интересные факты из биографии поэтов-песенников:
Р.Рождественском, Е.Евтушенко, А.Вознесенском (по выбору). Слушание песен на
стихи этих поэтов в исполнении известных артистов, педагога, детей «Прометея».
Обсуждение, анализ.
5.Рок-музыка и рок-музыканты.
Направление в музыке – рок. Основные сведения, интересные факты из биографии
известных рок-музыкантов: В.Цое, Б.Гребенщикове и др. (по выбору). Слушание
песен этих музыкантов. Обсуждение, анализ.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ.
1.Формирование и развитие игрового аппарата.
Посадка гитариста. Постановка обеих рук, извлечение звука. Правила взятия
аккордов на гитаре. Отработка приёмов игры: «арпеджио», «легато», игра пальцами,
14

боем. Аккорды с применением приёма «Баррэ». Принципы применения данного
приёма. Варианты аппликатуры, правила перехода с аккорда на аккорд.
Использование «кападастра». Материал закрепляется разучиванием данных
аккордов и обыгрыванием песен и мелодий с данными аккордами. Дополнительные
приёмы игры на гитаре: «глиссандо», «легато», «вибрато», «флажолеты»,»
мелизмы». Упражнения с проведением элементов мелодии в аккорде.
2.Элементарная теория музыки.
Основы музыкальной теории, необходимые для начального освоения гитары.
Длительности, паузы. Мелодия и аккомпанемент. Нотная запись мелодии. Запись
аккордов, способы их построения. Музыкальный интервал, их построение,
построение мажорных и минорных трезвучий, септаккордов. Построение интервалов
и аккордов. Построение септаккордов, нонаккордов, увеличенных и уменьшённых
аккордов.
3. Буквенно-схематичное обозначение аккордов.
Чтение схем основных аккордов, нахождение их на грифе. Простые аккорды.
Практические занятия. Аккорды с приёмом «Баррэ». Работа по подбору аккордов
самостоятельно. Закрепление всех приобретённых знаний и умений.
4.Разучивание пьес.
Популярные детские песни. Индивидуальный подбор репертуара. Разучивание
песен. Правильный выбор тональности с учётом оптимального использования
диапазона голоса. Более сложные приёмы аккомпанемента. Самостоятельный
подбор аккордов для известных мелодий и песен. Исполнение аккомпанемента песен
с дополнительными приёмами игры. Практические занятия.
5.Развитие навыков аккомпанемента.
Освоение более сложных приёмов аккомпанемента. Исполнение аккомпанемента
песен с дополнительными приёмами игры. Продолжение работы по подбору
аккордов самостоятельно. Совершенствование всех приобретённых умений и
навыков.
6. Развитие вокальных навыков.
Работа над навыками пения. Дыхание, чистота и высота звука, подача голоса,
дикция. При более профессиональном подходе, при достаточных способностях
обучающихся нужно обратить внимание на правильную подачу голоса,
15

необходимость распевания с целью расширения диапазона голоса.
7. Подготовка к концертной деятельности.
Анализ проведённой работы, поиск ошибок, их анализ, выбор правильного варианта.
Сценическое поведение музыканта-исполнителя. Подготовка и выступление на
концертах.

16

Учебно-тематический план.
2 группа (10-12 лет)

№
п/п.

Название темы.

Кол-во
час. всего

Теория Практика

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ – 18 часов
1.

История
возникновения
музыкальных инструментов.

2.

История
творчества.

и

развития

1

1

-

песенного

1

1

-

3.

Творчество бардов: Б.Окуджава, Ю.Визбор,
В.Высоцкий.

2

2

-

4.

Творчество поэтов-песенников.

2

2

-

5.

Различные стили песен.

2

1

1

6.

Детское песенное творчество.

10

2

8

возникновения

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ – 18 часов
7.

Формирование и развитие игрового аппарата.

2

1

1

8.

Элементарная теория музыки.

2

1

1

9.

Буквенно-схематичное обозначение аккордов.

1

1

-

10.

Разучивание пьес.

5

1

4

11.

Развитие навыков аккомпанемента.

3

1

2

12.

Развитие вокальных навыков.

2

1

1

13.

Подготовка к концертной деятельности.

3

1

2

36

16

20

Всего:

17

Содержание.
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ.

1.История возникновения и развития музыкальных инструментов.
Знакомство с детьми. Разновидности музыкальных инструментов. Знакомство с
видами, классификацией музыкальных инструментов. Обзорная беседа о гитаре.
История развития инструмента, её устройство, виды гитар. Звучание инструментов.
2.История возникновения песенного творчества.
Возникновение и развитие песни. Песня как разновидность народного творчества.
Народная песня, песенное творчество разных народов. Песня «а капелло», песня и
песенный аккомпанемент.
3.Творчество бардов: Б.Окуджава, Ю.Визбор, В.Высоцкий (по выбору).
Бардовское направление в музыке. Основные сведения об известных бардах:
Окуджаве, Визборе, Высоцком, Митяеве, Иващенко и Васильев (по выбору).
Слушание песен в оригинале и в исполнении педагога. Прослушивание детей,
выявление их музыкальных данных. Обсуждение, анализ.
4.Творчество поэтов-песенников.
Основные сведения, интересные факты из биографии поэтов-песенников:
Р.Рождественском, Е.Евтушенко, А.Вознесенском (по выбору). Слушание песен на
стихи этих поэтов в исполнении известных артистов, педагога, детей «Прометея».
Обсуждение, анализ.
5.Различные стили песен.
Направления в песенном жанре. Эстрадные, популярные песни. Рок. Основные
сведения, интересные факты из биографии известных рок-музыкантов: В.Цой.
Слушание песен этих музыкантов. Обсуждение, анализ.
6.Детское песенное творчество.
Песни, написанные для детей, о детях, детьми. Разучивание песен. Исполнение этих
песен педагогом, детьми. Использование детских шумовых инструментов в качестве
аккомпанемента.
18

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ.
1.Формирование и развитие игрового аппарата.
Посадка гитариста. Постановка обеих рук, извлечение звука. Правила взятия
аккордов на гитаре. Отработка приёмов игры: «арпеджио», «легато», игра пальцами,
боем. Варианты аппликатуры, правила перехода с аккорда на аккорд. Использование
«кападастра». Материал закрепляется разучиванием данных аккордов и
обыгрыванием песен и мелодий с данными аккордами.
2.Элементарная теория музыки.
Основы музыкальной теории, необходимые для начального освоения гитары.
Длительности, паузы. Мелодия и аккомпанемент. Нотная запись мелодии. Запись
аккордов, способы их построения. Музыкальный интервал, их построение,
построение мажорных и минорных трезвучий, септаккордов. Построение интервалов
и аккордов. Построение септаккордов, нонаккордов, увеличенных и уменьшённых
аккордов.
3. Буквенно-схематичное обозначение аккордов.
Чтение схем основных аккордов, нахождение их на грифе. Простые аккорды.
Практические занятия. Работа по подбору аккордов самостоятельно. Закрепление
всех приобретённых знаний и умений.
4.Разучивание пьес.
Популярные детские песни. Разучивание песен «Прометея». Индивидуальный
подбор репертуара. Разучивание песен. Правильный выбор тональности с учётом
оптимального использования диапазона голоса. Более сложные приёмы
аккомпанемента. Самостоятельный подбор аккордов для известных мелодий и
песен. Исполнение аккомпанемента песен с дополнительными приёмами игры.
Практические занятия.
5.Развитие навыков аккомпанемента.
Освоение более сложных приёмов аккомпанемента. Исполнение аккомпанемента
песен с дополнительными приёмами игры. Продолжение работы по подбору
аккордов самостоятельно. Совершенствование всех приобретённых умений и
навыков.
6. Развитие вокальных навыков.
19

Работа над навыками пения. Дыхание, чистота и высота звука, подача голоса,
дикция. При более профессиональном подходе, при достаточных способностях
обучающихся нужно обратить внимание на правильную подачу голоса,
необходимость распевания с целью расширения диапазона голоса.
7. Подготовка к концертной деятельности.
Анализ проведённой работы, поиск ошибок, их анализ, выбор правильного варианта.
Сценическое поведение музыканта-исполнителя. Подготовка и выступление на
концертах.

20

Учебно-тематический план .
3 группа (7-9 лет)

№
п/п.

Название темы.

Кол-во
час. всего

Теория Практика

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ – 20 часов
1.

История
возникновения
музыкальных инструментов.

2.

История
творчества.

развития

2

2

-

песенного

2

2

-

3.

Творчество поэтов-песенников.

2

2

-

4.

Различные стили песен.

4

3

1

5.

Детское песенное творчество.

10

2

8

возникновения

и

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ – 16 часов
6.

Формирование и развитие игрового аппарата.

2

1

1

7.

Элементарная теория музыки.

1

0,5

0,5

8.

Буквенно-схематичное обозначение аккордов.

2

2

-

9.

Разучивание пьес.

3

1

2

10.

Развитие вокальных навыков.

2

1

1

11.

Подготовка к концертной деятельности.

6

2

4

36

18,5

17,5

Всего:

21

Содержание.
1.История возникновения и развития музыкальных инструментов.
Знакомство с детьми. Разновидности музыкальных инструментов. Знакомство с
видами, классификацией музыкальных инструментов. Обзорная беседа о гитаре.
История развития инструмента, её устройство, виды гитар. Звучание инструментов.
2.История возникновения песенного творчества.
Возникновение и развитие песни. Песня как разновидность народного творчества.
Народная песня, песенное творчество разных народов. Песня «а капелло», песня и
песенный аккомпанемент.
3.Творчество поэтов-песенников.
Основные сведения, интересные факты из биографии поэтов-песенников:
Р.Рождественском, Е.Евтушенко, А.Вознесенском (по выбору). Слушание песен на
стихи этих поэтов в исполнении известных артистов, педагога, детей «Прометея».
Обсуждение, анализ.
4.Различные стили песен.
Направления в песенном жанре. Эстрадные, популярные песни. Слушание песен.
Обсуждение, анализ.
5.Детское песенное творчество.
Песни, написанные для детей, о детях, детьми. Разучивание песен. Исполнение этих
песен педагогом, детьми. Использование детских шумовых инструментов в качестве
аккомпанемента.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ.
1.Формирование и развитие игрового аппарата.
Посадка гитариста. Постановка обеих рук, извлечение звука. Правила взятия
аккордов на гитаре. Отработка приёмов игры: арпеджио, легато, игра пальцами и
боем. Варианты аппликатуры. Закрепление пройденного материала.
2.Элементарная теория музыки.
Основы музыкальной теории, необходимые для начального освоения гитары.
22

Длительности, паузы. Мелодия и аккомпанемент. Нотная запись мелодии.
Построение интервалов и аккордов.
3. Буквенно-схематичное обозначение аккордов.
Чтение схем основных аккордов, нахождение их на грифе. Простые аккорды.
Практические занятия. Закрепление всех приобретённых знаний и умений.
4.Разучивание пьес.
Популярные детские песни. Разучивание песен «Прометея». Индивидуальный
подбор репертуара. Разучивание песен. Правильный выбор тональности с учётом
оптимального использования диапазона голоса. Более сложные приёмы
аккомпанемента. Самостоятельный подбор аккордов для известных мелодий и
песен. Исполнение аккомпанемента песен с дополнительными приёмами игры.
Практические занятия.
5. Развитие вокальных навыков.
Работа над начальными навыками пения. Дыхание, чистота и высота звука, подача
голоса, дикция. При более профессиональном подходе, при достаточных
способностях обучающихся нужно обратить внимание на правильную подачу
голоса, необходимость распевания с целью расширения диапазона голоса.
6. Подготовка к концертной деятельности.
Анализ проведённой работы, поиск ошибок, их анализ, выбор правильного варианта.
Сценическое поведение музыканта-исполнителя. Подготовка и выступление на
концертах.

23

Примерный репертуарный список.
I. Песни из сборника «АНТОШКА»
1. «Антошка»;
2. Планета детства;
3. «Жили у бабуси»;
4. Жучок;
5. Детство;
6. Друг;
7. Милая моя;
8. Берёза;
9. Давайте восклицать;
10. Как здорово!;
11. Настоящий друг;
12. Алые паруса.
II. Народные мелодии:
1. Во саду ли, в огороде;
2. Я на горку шла;
3. Ах, вы сени;
4. Полянка;
5. Василёк;
6. Сорока-белобока;
7. Испанская мелодия;
8. Украинская песня;
9. Тень-тень.
24

III.

Песни из репертуара группы «Кино» и Виктора Цоя:

1. Белый снег;
2. Звезда по имени Солнца;
3. Алюминевые огурцы;
4. Когда твоя девушка больна;
5. Кукушка;
6. Группа крови.
IV. Песни из репертуара группы «Смысловые галюцинации»:
1. Кроме меня;
2. Розовые очки;
3. Мне осталось;
4. Поверить в одно;
5. Крошка;
6. Быть умней.
V.Песни из репертуара Земфиры:
1. Ромашки;
2. Доказано;
3. Город;
4. Маечки;
5. Почему;
6. Лондон;
7. Синоптик;
8. Не отпускай;
9. До свидания;
25

10. Брызги;
11. Ариведерчи.
Список литературы.
1. Агафошин Школа игры на шестиструнной гитаре;
2. Воспитание

музыкой

(из

опыта

работы)

сост.Т.Е.Вендрова,

И.В.Пигарева М., «Просвещение», 1991;
3. Газарян С., Рассказ о гитаре., Из-во «Детская литература», 2003;
4. Калинин В. Юный гитарист;
5. Кирьянов Школа игры на гитаре;
6. Козлов В. Маленькие тайны сеньориты-гитары;
7. Народная и эстрадная музыка в переложении для гитары, сость
И.Болдырев;
8. Педагогический репертуар для гитары Вып.1-3, сост. В.Розанов;
9. Пьесы для 6-ти струнной гитары, Вып.1-4., сост. В.Мурзин;
10. Песни и танцы для мандолины и гитары., Вып.1-3., сост. В.Мурзин;
Русский шансон., Вып. 1-11;
11. Садчиков М., Рандеву со звёздами., Редакционно-издат. Центр «КультИнформ-Пресс»., 1992;
12. Филипс М., Гитара для «Чайников»., Из-во «Диалектика»., М. 2005;
13. Хрестоматия шедевров популярной музыки., Вып. 1-6;
14. Программа для детских и вечерних ДШИ (спец. класс 6-струнной
гитары), сост. Ларичев Г.А.
15. Я учусь играть на гитаре (+ песенное приложение), автор-сост. Иванова
В.,М.: ООО «Из-во Лабиринт Пресс», 2003.

26

Сведения об авторе.
Ф.И.О.

Горбунов Андрей Гавриилович.

Образование

Высшее, Челябинская Академия искусств.

Стаж работы

20 лет.

Место работы

МАОУ СОШ №32 с углублённым изучением отдельных
предметов.

27

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».